Власть и влияние Горбачева таяли на глазах. Он терял доверие и поддержку консерваторов и при этом уже не мог рассчитывать на союз с радикалами.
В апреле 1991 г. перед депутатами Верховного Совета СССР выступил премьер-министр В.Павлов, который раскрыл катастрофическую картину развала экономики страны. Главную причину он видел в развале межреспубликанских связей. Бюджет недополучил около 40% запланированных поступлений из республик. Производство упало за год на 5%, а национальный доход – на 10% [12].
24 апреля состоялся Пленум ЦК КПСС, где впервые был поставлен вопрос о недоверии Горбачеву, но ему благодаря удачному маневру – заявлению лидеров 9 республик (включая Б.Ельцина) о совместных мерах по экономической стабилизации и скором заключении союзного договора – все же удалось сохранить пост Генерального секретаря.
12 июня 1991 г. Б.Ельцин одержал убедительную победу на выборах Президента РСФСР.
ГЛАВА III. РАСПАД СССР
Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал открывшийся 16 мая 1990 г. 1-й Съезд народных депутатов России, в повестку дня которого был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народовластии». 29 мая Б.Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, 30 мая он на пресс-конференции уже заявил о том, что после принятия Декларации о суверенитете России, она станет во всем самостоятельной, и ее законы будут выше союзных. Б.Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союзном договоре без каких-либо предварительных условий.
12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР был принята Декларация о государственном суверенитете России. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет предложил создать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообществ.
Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитет приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан.
Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национального движения подталкивала к радикальному решению – полной независимости. Национальные движения на своих съездах принимали решения о курсе на независимость. Так, проходивший 27-28 октября второй конгресс «Руха» на Украине заявил об отказе от поддержки перестройки и взял курс на достижение государственной независимости Украины.
Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских государств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключении Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Свою позицию он подтвердили 1 августа, приняв заявление Совета Балтийских государств о том, что они не считают возможным участвовать в разработке нового Союзного договора. Б.Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра.
1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. 22 сентября подписан Договор о принципах межгосударственных отношений РСФСР и ССР Молдова.
Ельцин в августе совершил поездку по России, побывав в Татарии, Башкирии и ряде российских городов. Ему важно было заручиться поддержкой автономий, стремившихся добиться для себя повышения статуса. В это время уже обозначились контуры роста национал-сепаратизма в российских автономиях.
Провозглашение независимости республик в составе СССР подталкивало автономии к одностороннему решению о повышении своего статуса. Рассматривая себя как равноправные субъекты в составе будущего Союзного, они, видя рост национализма в новых государствах, вовсе не хотели подвергнуться ассимиляции. Суверенные же республики, за исключением России, вовсе не спешили строить свою государственность на основе реализации национально-территориального принципа. В ряде новых независимых государств появились самопровозглашенные республики. Так, в Молдавии была провозглашена Гагаузская Республика, в Грузии декларации о суверенитете приняли Абхазия и Южная Осетия.
В августе состоялись консультации между рабочими группами Верховных советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с представителями 12 союзных республик. 30 – 31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором обсуждались итоги этих консультаций. Было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с высшими руководителями и при участии Президента СССР.
Дискуссия шла вокруг двух концепций договора. Сторонники первой исходили из того, что союзные структуры ликвидируются, а республики устанавливают между собой горизонтальные связи и на этой основе создают Союз. Приверженцы второй исходили из необходимости сохранения существующей союзной вертикали управления, но при условии ее реформирования.
Реальные политические условия и общественное мнение было на стороне первых. В общественном сознании уже было сформировано негативное отношение к союзным структурам. Процесс двусторонних договоров, выбивающих почву из-под Союзного центра, уже начался. Этот процесс стимулировался переходом к рыночным отношениям. В преддверии предстоящего передела собственности власть над конкретной территорией (а, следовательно, распоряжение находящимся там имуществом) стала гораздо привлекательней принципов интернационального единства.
18 – 19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения.
В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и принял постановление, в котором назвал Союзный договор важнейшим фактором стабилизации обстановки в стране, признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. Верховному Совету СССР и президенту СССР было поручено определить меры по обеспечению нормального функционирования всех органов власти в Союзе до заключения нового Союзного договора. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу о сохранении Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства.
16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление об организации референдума во вопросу о сохранении СССР. 17 марта вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности».
Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса) 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%)[13].
Вывод, который был сделан руководством страны из итогов референдума, не предполагал прямого обращения за поддержкой к народу в отстаивании территориальной целостности. Напротив, с еще большей силой стали говорить о необходимости скорейшего подписания Союзного договора.
23 апреля в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти республик и М.Горбачева, во время которой было сделано «Совместное заявление»№, названное журналистами заявлением «9+1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Республики присматривались у центру, точнее, к его способности контролировать ситуацию. Малейшее колебание тут же использовалось для продвижения к полной независимости. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной властной структурой оставалась партия.
В заявлении предполагалось, что после подписания и ратификации (процедура, характерная для фактически независимого государства) не позднее, чем через 6 месяцев должна была принята новая Конституция, куда Союзный договор войдет составной частью.
22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного договора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г.
24 мая в Ново-Огареве состоялось первое заседание Подготовительного комитета, созванного в соответствии с решением 4-ого Съезда народных депутатов СССР для работы над проектом нового Союзного договора. В заседании приняли участие руководители всех союзных и автономных республик. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовку текста Союзного договора и направил его Верховным Советам республик и парламенту Союза. Проект был опубликован в печати. Вокруг проекта разгорелись споры. Одни связывали с его подписанием разрешения кризиса в стране, другие видели в нем еще один шаг на пути к полной дезинтеграции Союза [14].