Смекни!
smekni.com

Сефевиды (стр. 1 из 3)



План
Введение
1 Происхождение Сефевидов
2 Сефевиды при Исмаиле I
3 От Исмаила до Аббаса Великого (1524—1587)
4 Расцвет Сефевидского государства при Аббасе I Великом
4.1 После Аббаса

5 Афганское завоевание и после него
Список литературы
Сефевиды

Введение

Исторические области
на территории Азербайджана
Арран • Карабах¹ • Мугань
Чухур-Саад • Шабран • Ширван

Средние века
Кара-Коюнлу • Ак-Коюнлу
Сефевидское государство
Новое время
Азербайджанские ханства
Области:
Каспийская область
Губернии:
Бакинская • Елизаветпольская • Эриванская
Округа:
Закатальский округ

Новейшее время
Бакинская коммуна • Диктатура Центрокаспия
ЗДФР • Мартовские события • АДР
Муганская СР • Аракская республика
Современность
Азербайджанская ССР
Азербайджанская Республика
Чёрный январь
Карабахская война

Портал:Азербайджан
¹ Большая часть области
находится под контролем непризнанной НКР

Сефевиды (перс. صفویان‎; азерб. Səfəvilər dövləti,صفوی‌لر; Османск.:Devlet-i Safeviyye,دولت صفویه; груз. სეფიანთა დინასტია; курд. سەفەوییەکان,Sefewî) — иранская[6] шахская династия, правившая с начала XIV века районом Ардебиля Иранскoй провинции Азербайджан, входившим в состав государства Ак-Коюнлу, с 1502 по 1722 гг. всем Ираном[7][8][9][10][11][12]. Основателем династии был Исмаил I (1501—1524 гг.), потомок основателя суфийского ордена Сефевие, родом из Ардебиля в Иранском Азербайджане. После победы над Алвендом, правителем тюркского государства Ак-Коюнлу, под Шаруром (в Нахичевани), Исмаил победоносно вступил в Тебриз, где в июле 1501 года провозгласил себя шахом Азербайджана[13][14]. Исмаил далее подчинил себе весь Иран и в мае 1502 года короновал себя шахом Ирана. Столицей Сефевидского государства стал город Тебриз; впоследствии столица была перенесена в Казвин, а оттуда — в Исфахан, В начале правления Сефевидов в Иране они опирались на тюркские племена кызылбашей и утвердили азербайджанский тюркский язык в качестве языка двора и армии, тогда как персидский язык был языком гражданской администрации; по-персидски же писались надписи на монетах. С началом XVII, с переносом столицы в Исфахан, в государстве Сефевидов происходит усиление иранского влияния, и персидский язык вытесняет тюркский в официальных сферах, однако при Сефевидском дворе по прежнему говорили почти исключительно по-тюркски.[2][3][4][5][15][16][17] Так, по сообщению Адама Олеария, посетившего Персию во времена правления шаха Сефи I, при дворе Сефевидов говорили на тюркском языке, а персидскую речь можно было услышать крайне редко, и поэтому большинство персов учили в дополнение к своему языку и тюркский.[18]

Сефевиды называли себя сасанидским титулом «шаханшах» (царь царей), льстившим национальному самолюбию. На первый план они выдвинули, однако, не национальный принцип, а шиизм, объявив его государственной религией.

1. Происхождение Сефевидов

Происхождение Сефевидов покрыто тайной. Первая генеалогия Сефевидов была написана ибн Баззазом в 1358 году в книге «Савфат аз-сафа», согласно ей род Сефевидов шёл от курда по имени Фируз Шах Зарин Колах. В дальнейшем, во время царствования Исмаила I, «официальная» генеалогия Сефевидов обросла дополнительными легендарными сведениями, призванными доказать происхождение рода от седьмого шиитского имама Мусы Кязима, а через него восхождение к первому шиитскому имаму Али. Петрушевский полагает, что это произошло ещё раньше, в XIV веке[19]. Вальтер Хинц высказал предположение, что Сефевиды были по происхождению арабы из Йемена[20]. Согласно Девиду Аялону, Сефевиды были по происхождению не персами, а тюрками[21]. Подробно исследовавший происхождение Сефевидов Ахмад Кесрави пришёл к выводу, что Сефевиды были коренными иранцами, однако говорившими на азербайджанском тюркском языке, на котором разговаривало тогдашнее население Азербайджана. Также подробно изучивший генеалогию Сефевидов турецкий учёный Тоган утверждает, что Сефевиды могли сопровождать курдского принца Мамлана ибн Вахсудана, из рода Раввадидов, в его завоевательном походе на Ардебиль в 1025 году. В то же время Тоган считает Исмаила I турком, основываясь на том, что Исмаил говорил на азербайджанском тюркском языке[22]. Некоторые учёные, в основном не специалисты по средневековому Ирану, высказывают мнение, что Сефевиды были азербайджанского происхождения[23][24][25]. Автор статьи о Сефевидах в энциклопедии «Ираника» Руди Мэти считает Сефевидов «персами с курдской родословной»[26]. Главный редактор «Ираники» Эхсан Яршатер полагает, что Сефевиды изначально были ираноязычным кланом, тюркизировавшимся с течением времени[27]. Ричард Фрай, автор другой статьи в «Иранике», пишет, что династия Сефевидов была основана азербайджанскими тюрками[28]. Автор подробного исследования по Сефевидам[29] и статьи «Сефевиды» в «Энциклопедии Ислама», Роджер Сейвори считает, что сегодня существует консенсус между учёными, что Сефевиды происходили из иранского Курдистана[30].

Впоследствии Сефевиды тюркизировались и приняли тюркский язык в качестве родного, [27][31][32] хотя, по мнению В. Минорского, они также владели и персидским, как родным[2]. По мнению ряда советских историков, первые шейхи Сефевиды жили в Ардебиле и их родным языком был азербайджанский (тюркский)[33]. Некоторые представители династии писали стихи на азербайджанском тюркском языке и на фарси[34][35][36]. В частности, основатель династии Исмаил I, писавший стихи под псевдонимом Хатаи, считается классиком азербайджанской поэзии, а шах Аббас II также писал тюркские стихи под псевдонимом Тани.

Родоначальником и эпонимом Сефевидов является шейх Сафи Ад дин Фируз Фатх Исхак Ардабили (1252—1334). Согласно генеалогии, сообщенной автором XIV века Ибн Баззазом Ардабили, он был потомком в седьмом колене некоего Фируз Шах Зарини Колаха, курда из Санджана, который, как считается, переселился в Ардебиль примерно в XI веке[37]. Впоследствии, в целях легитимизации своей духовной власти, Сефевиды объявили себя потомками шиитского имама Мусы аль-Казима, корни которого восходят к пророку Мухаммаду и Али ибн Абу Талибу. Потомки Фируз Шаха были мусульмане-сунниты, хотя в XV веке Сефевиды перешли в шиизм. Сафи ад Дин был любимым мюридом и зятем шейха Захеда Гилани, основателя суфийского ордена «Захедийя». Унаследовав власть над этим орденом после смерти в 1301 г. Захеда Гилани, он преобразовал этот орден в орден «Сефевийя». От него дошло 12 четверостиший на иранском языке азери, который, по всей видимости, был его родным языком. Эти четверостишия составляют важнейший материал для изучения языка азери, в целом остававшегося бесписьменным[38]. При его сыне Садр уд Дине Мусе (ум. 1391/92) орден превратился в широкое религиозное движение, которое повело пропаганду по всему Ближнему Востоку. При этом он сохранял свой суннитский характер. После его смерти орден возглавляли его потомки: сын Али (ум. 1429), внук Ибрагим (ум. 1447) и правнук Джунейд. Последний, начав расширять свои владения, вступил в конфликт с главой государства Кара-Коюнлу Джаханшахом и был вынужден бежать под защиту главы династии Ак Коюнлу Узун-Хасана, на сестре которого Хаджи Бегун он женился. После гибели Джунейда в бою с ширванцами, орден возглавил его сын шейх Гейдар. Последний был женат на Марфе, родившейся от брака Узун Хасана и Феодоры — дочери трапезундского императора Иоанна IV Комнина. От этого брака родился будущий шах Исмаил.

К тому времени ардебильские шейхи обладали крупной боевой силой в лице своих мюридов из различных тюркских кочевых племен, которые носили красные тюрбаны и за это были прозваны «Кызылбаши» («красноголовые»). После смерти Узун Хасана, его сын Якуб, боясь растущего влияния ардебильских шейхов, убил Гейдара с помощью ширваншаха Фаруха Яссара (1488). Вслед за тем был убит и сын Гейдара Али, и власть перешла к малолетнему брату последнего, Исмаилу. Последний в 1500 г. вторгся в Ширван, а в следующем 1501 г. завоевал Тебриз, где и принял шахский титул, основав таким образом государство Сефевидов.

2. Сефевиды при Исмаиле I

Первый представитель династии Сефевидской Империи известен в истории не только как военачальник и основатель государства, но и как средневековый азербайджанский поэт, писавший под псевдонимом Хатаи[34][35][36]. Коллекция его стихов на азербайджанском языке опубликована в виде «Дивана» Хатаи, известны также и несколько его стихов на фарси.[39].

При Исмаиле государственные наместники назначались исключительно из тюрков-кызылбашей. Кызылбаши, изначально фанатично преданные Исмаилу, были представителями тюркских племён Анатолии и Азербайджана; при их же содействии он и его преемники могли выдерживать, иногда даже победоносно, беспрестанные натиски тюрков-суннитов: с востока — узбеков (Хивы и Бухары), с запада — османских турок.

К 1508 г., сделавшись владетелем всех земель государства Ак-коюнлу Узун-Хасана (также деда Исмаила по материнской линии), Исмаил стал соседом прежних владений Бейкары, занятых узбеками, и вступил с ними в войну; в 1510 г. узбеки были изгнаны из Хорасана в Трансоксанию. С Турцией началась война из-за того, что султан Селим I казнил 40 тысяч шиитов, живших в подвластной ему Анатолии (1513). В 1514 г. близ местечка Чалдыран Селиму удалось разбить сефевидскую армию и захватить Тебриз. Однако ввиду чрезвычайно холодной зимы 1514—1515 гг., а также изнурения османского войска, Селим I не продолжил вторжение в Иран и покинул Азербайджан, ограничившись взятием Восточной Анатолии и Месопотамии. После смерти Селима (1519) Исмаил завоевал Грузию, однако фанатичная вера кызылбашей в непобедимость Исмаила сильно пошатнулась после поражения Сефевидов в вышеуказанной Чалдыранской битве. Чалдыранская битва стала отправной точкой окончательного размежевания азербайджанского и турецкого этносов.

От Исмаила до Аббаса Великого (1524—1587)