История табакокурения в России:
легализован Петром I
Первые достоверные сведения о распространении табака в России относятся к середине XVII века, периоду правления Михаила Романова. В то время табак считался здесь "бесовским зельем", и многочисленные царские указы жестко карали тех, кто бывал замечен в его распространении или употреблении. Архивы западных стран сохранили свидетельства иностранных путешественников, побывавших в Москве в 40-е годы XVII века: "того, кто будет обвинен в нюхании табака, в независимости от пола, ждет вырывание ноздрей". Так же строг был к курильщикам и сын Михаила Романова, "тишайший" царь Алексей Михайлович, и потому может показаться вдвойне неожиданным, что легализовать табак на Руси было суждено его сыну ? Петру I.
В конце столетия юный российский самодержец посетил в составе "Великого посольства" Голландию и Англию. Обладая острым практическим умом, он без устали примечал во время этой поездки все мало-мальски стоящее, что пошло бы на пользу и в родном отечестве. Попутно занимала Петра бытовая сторона жизни европейцев: как одеваются, как проводят досуг, что и как едят и пьют.
При этом его, как человека, отнюдь не чуждого земных радостей, весьма впечатлило чрезвычайное распространение табака ? курительного, жевательного, нюхательного, ? товара, способного приносить немалый доход казне. Не откладывая дела в долгий ящик, Петр договорился в Лондоне с известным коммерсантом, лордом Ф. Кармартеном, о поставке в Россию крупной партии табачного сырья (1698 г.). Кроме того, Петр I всерьез вознамерился развивать в стране собственное табачное производство.
В апреле 1705 года был обнародован Указ о казенной продаже табака "через бурмистров и целовальников, а также через выборных, рассылаемых в села, деревни и ярмарки". Одновременно учреждались две табачные фабрики: в Петербурге и Ахтырке (Украина).
К середине XVIII века табак получил в Петербурге повсеместное распространение. Без обильного его употребления не обходилась ни одна ассамблея, ни одно празднество.
Время правления Екатерины, отмеченное бурным ростом российского предпринимательства, оказалось весьма благоприятным и для табачной торговли. Одним из первых своих Указов от 31 июля 1762 года императрица восстановила свободную продажу табака.
Первые табачные мастерские в Петербурге открыли иностранцы. Они производили на дому в незначительных количествах крошеный курительный табак. К 1812 году число таких производств возросло до шести. Все они работали на привозном сырье.
Наряду с курительным табаком широкое хождение имел и табак нюхательный. В екатерининскую эпоху, да и много позднее, многие петербуржцы отдавали предпочтение привозному нюхательному табаку: "гишпанскому", французскому или немецкому. Но уже тогда, во второй половине XVIII века, с ним начал успешно конкурировать и местный табак. Здесь главным и незаменимым компонентом был аммерсфортский табак ? его в России назвали махоркой. До Октябрьской революции Нюхательный табак достаточно регулярно поставлялся в столичные магазины.
Вплоть до 1810-х годов курительный табак уступал по степени популярности табаку нюхательному. В годы царствования Александра I трубка и сигара начали энергично вытеснять табакерку из бытового обихода городских жителей. Появление же папирос произвело настоящую революцию в отечественном табачном производстве. Первое упоминание о них встречается в циркуляре Министерства финансов России от 29 апреля 1844 года. Изготовлением папирос занимались десятки фабрик, не говоря уже о бессчетном количестве мелких кустарных мастерских.
К 1860 году количество предприятий достигло 551. Говоря научным языком, к концу XIX века усилилась концентрация производства: число предприятий сократилось в два раза, а выпуск табачных изделий вырос в десятки раз. В 1914 возникла первая крупная российская табачная монополия, "Санкт-Петербургское Торгово-Экспортное Акционерное Общество" охватившее 13 табачных фабрик в Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону и Феодосии. Предприятия общества вырабатывали 56% табачных изделий, производимых в России.
К началу ХХ века табачная торговля стала одним из самых выгодных коммерческих предприятий, в Москве действовали несколько крупных фабрик. Первая Мировая война привела в России, как и во многих европейских странах к "папиросному буму", табак становится неотъемлемой частью солдатского пайка.
После революции 1917 года табачные фабрики были национализированы. В период Гражданской войны 1918-20 годов выпуск временно сократился. Дореволюционный уровень производства табачных изделий был достигнут только в 1928 году, когда была внедрена новая техника, например, машины для упаковки папирос и махорки и организована промышленная ферментация табака. В 1927 году построен первый в мире табачный ферментационный завод в Краснодаре.
В годы Великой Отечественной Войны производственные мощности были эвакуированы на восток страны, на их базе были созданы фабрики в Поволжье, на Урале, в Сибири, расширены предприятия Средней Азии. К началу 50-х разрушенные в период войны предприятия отрасли были восстановлены на новой технической основе. За последовавшие два десятилетия средняя годовая мощность табачных фабрик выросла с 2,9 до 7,9 миллиардов штук.
В "перестроечный" период табачная отрасль повторила судьбу всей отечественной промышленности. В жестких условиях конкуренции, при отсутствии государственного заказа, некоторые предприятия разорились, остальные ? акционировались и приватизировались. "Выжить" удалось не всем. Крупнейшие российские фабрики, в том числе фабрики, входящие в состав международных компаний, делят рынок в настоящий момент со многими мелкими и кустарными производствами, количество которых неуклонно сокращается, поскольку потребитель делает свой выбор в пользу качественного продукта, произведенного на современных производственных мощностях.