План
Введение
1 Предыстория
2 Ход событий
3 Действия польских подразделений
4 Оценка событий
5 Дальнейшие действия польских властей
6 Пропагандистская кампания
7 Историография
Список литературы
Введение
Пацификация в Восточной Малопольше (1930) — военно-полицейские мероприятия польских властей проведённые с 14 сентября до конца ноября 1930 г. в Восточной Малопольше, направленные на подавление антипольских террористических действий и саботажа (поджогов, грабежей и нападений на польские государственные учреждения) осуществлявшихся активистами УВО и ОУН (самоназвание ОУН — «Саботажная акция»)[1].
Жесткость проведения (7 человек погибло и сотни получили травмы и ранения, было повреждено или уничтожено значительное количество имущества [2]) вызвала международный резонанс и рассмотрение событий в Лиге Наций, которая, после всестороннего анализа событий 30 января 1932 года вынесла решение, возложившее ответственность на инициаторов событий — террористические действия и организации украинцев[3][4].
1. Предыстория
Начало 30-х годов XX столетия отметилось значительным ростом террористических проявлений со стороны УВО и появившейся в 1929 году ОУН. Краевая Экзекутива ОУН на «западноукраинских землях» (восточной части территории бывшей Австро-Венгерской Галиции), игнорируя указания Провода Украинских Националистов (центрального органа ОУН, находившегося в Берлине), всё дальше уходила по дороге террора. КЭ ОУН на ЗУЗ находилась в то время под значительным влиянием т. н. «Берлинской группы» организованной Рико Ярым при содействии разведки Веймарской Германии[5].
Молодое поколение националистов, пришедших в ОУН в 1929 году, превратила её в расширенную версию УВО. В каждом легальном действии они видели признак «предательства нации». Поэтому в системе воспитания членов ОУН первое место занимало боевое обучение. Обучение проходило систематически, индивидуально и коллективно. По мере возможности, к теоретическим занятиям добавлялись и практические — стрельба и метание гранат.
В 1929 году ОУН расширила возрастные рамки своего членства — теперь она имела три категории с 8 до 15 лет — «подростки ОУН» (укр.галиц. — «дорост ОУН»), с 15 до 21 года — члены «юношества ОУН» (укр. «юнацтво ОУН»), а с 21 года (после года активной деятельности) — члены ОУН. Для тех, кому исполнялось 25 лет, возможно было выйти из ОУН только с согласия руководства организации[6].
Для распространения своих идей среди молодёжи активисты УВО-ОУН использовали уже существующие молодёжные объединения такие как «Пласт», «Сокол», «Луг» и др. В ряде регионов к 1930 году их отделения перешли под влияние УВО-ОУН. В марте 1930 «Юнацтво» ОУН было даже выделено в отдельную структурную организацию повторявшую структуру ОУН. Её возглавил Иван Габрусевич[7].
В июле 1930 началась широкая антипольская акция саботажа: по селам Галиции прокатились нападения на учреждения государственной власти и поджоги имущества поляков. При этом была широко задействована молодёжь и даже школьники.
Одной из целей данной акции было заявить о появлении ОУН, заострить межэтнические отношения на фоне начавшегося постепенного улучшения польско-украинских отношений и растущей популярности демократических партий, объединявших украинское национальное меньшинство, ищущих компромисс с польскими государственными властями. Также в планы входил срыв выборов в Сейм, назначенных на ноябрь 1930 года[8].
«Саботажная акция» (так ОУН-УВО именовала свои действия) включала, помимо поджогов польского имущества, принадлежащего полякам (домов, хозяйственных построек, складов зерна и сельхозинвентаря), также уничтожение государственной инфраструктуры и линий связи — спиливание телеграфных и телефонных столбов, подрывы полицейских участков и государственных учреждений, избиение членов польских организаций и т. п. Но всё же поджоги были наиболее распространенной формой саботажа — в августе-сентябре они составили 83 % от всех проявлений «саботажной акции». Официально широкомасштабная акция была прекращена в октябре 1930, тогда же были озвучены и её цели «вызвать панику у польского населения, усилить настроения неуверенности и анархии, демонстрирующие иностранным государствам нестойкость границ и внутреннюю нецелостность польского государства» (параллельно с «акцией» ОУН в Германии также проходила широкая антипольская кампания, которая, как предполагают исследователи, была неким образом «связана с событиями в Польше»[9]. Как гласил официоз ОУН «Розбудова нації» — «наша цель достигнута: вызвано необходимое впечатление в украинском обществе и у ляхов и чужеземцев; врагу причинен большой материальный и моральный ущерб. Поэтому акцию прекращаем.»
В то же время фактические причины были несколько иными — начатые с сентября польскими властями массовые аресты членов УВО-ОУН (включая её регионального руководителя Юлиана Головинского), поставили под угрозу существование организации в Галиции, террористические методы вызвали ответную жесткую реакцию польских властей, затронувшую не вовлечённых в акции украинских крестьян, что в свою очередь вызвало острое осуждение зачинщиков легальными партиями и объединениями этнических украинцев Польши. Кроме того, в ряде мест «инициатива» была перехвачена активистами «левых» организаций — противников и конкурентов УВО-ОУН на почве «перманентной революции» [10].
В дальнейшем (1931—1933) ОУН-УВО перешла от массовых акций к индивидуальному террору и грабежам для пополнения партийной кассы[11].
2. Ход событий
Решение о проведении «пацификации» было принято Юзефом Пилсудским 24 августа 1930 года. На первом этапе (сентябрь) к акции была привлечена полиция — 17 специальных групп и силы местной полиции. С октября были привлечены также войсковые подразделения (10 эскадронов кавалерии). Фактически акция была начата 14 сентября и длилась но ноября 1930 года[12].
Во Львов был направлен начальник восточного отдела МВД Польши Бронислав Перацкий, который смог осуществить операции по аресту большинства наиболее активных членов ОУН-УВО. Согласно данным польского МВД, акции были проведены в 450 селах 16 повятов Галиции. В тернопольском воеводстве в 53 селах акция проводилась повторно.
За лето-осень 1930 по подозрению и за участие в акции ОУН-УВО 1739 человек было арестовано, из них до 10 января 1931 года было освобождено 596. По данным эмигрантских источников того периода, помимо арестов также погибло 7 и получили травмы и ранения несколько сотен человек. В местах, где польской полиции было известно о контроле ОУН-УВО над различными общественными объединениями, такие объединения были закрыты — в частности отделения «Пласт», «Луг», «Сокол», филиалы «Просвиты» отдельные кооперативы. Также были закрыты отдельные украинские гимназии в Тернополе, Рогатине и Станиславове[2].
В октябре 1930 был убит глава польского отделения ОУН Юлиан Головинский — по официальной версии польских властей «застрелен при попытке к бегству во время следственного эксперимента». После смерти Головинского ОУН огласила приказ о прекращении «акции саботажа».
Действия польских властей не позволили в полной мере реализовать замыслы ОУН-УВО по провоцированию ответных широкомасштабных и жёстких акций польских репрессивных органов направленных против украинцев как таковых[13].
3. Действия польских подразделений
Отряд, после прибытия в местность, где имели место беспорядки, окружал село или всю волость кордонами. Командир польского отряда вызывал старосту в волостную управу и требовал сдать оружие и взрывчатку. Выезд из села на время операции был запрещён. Проводились тщательные обыски жилых домов и хозяйственных построек. В случае подозрения срывались полы и кровля крыш. Если собственник не желал добровольно открывать замки или скрывался, тогда запертые замки срывались или выламывались двери.
4. Оценка событий
Легальный сектор украинской политической среды Польши, включая самую многочисленную партию УНДО, не поддержал и остро осудил «антипольскую акцию» ОУН-УВО. Также было осуждено не везде пропорциональное применение силы и ряд конкретных действий польских властей в той или иной местности. Глава Станиславовской епархии УГКЦ владыка Григорий Хомишин огласил открытое пасторское письмо-обращение с осуждением действий УОВ-ОУН[14].
5. Дальнейшие действия польских властей
Создание специального комитета в Лиге Наций по рассмотрению положения украинского национального меньшинства могло угрожать санкциями Польше. В этих условиях польское правительство приняло решение начать переговоры с представителями легальных украинских партий Польши, и прежде всего с наиболее многочисленной — УНДО (Украинское Национально-Демократическое Объединение). На переговорах обсуждались условия сотрудничества и установления нормальных польско-украинских отношений, осуждение экстремистских украинских организаций, являющихся единственным фактором дестабилизации отношений. Оговаривалось предоставление финансовой поддержки и кредитов на развитие культурных и экономических структур легальных украинских партий. По результатам переговоров, по инициативе польской стороны, было создано украино-польское товарищество по сближению, при поддержке которого вышел ряд статей польских деятелей культуры и науки, осуждающих ряд положений польской официальной политики в отношении украинского меньшинства.
С этого момента в украинской политической среде отмечается «нормализация отношений с польскими государственными структурами»[14]. Все три ранее закрытые гимназии были вновь открыты в 1931/32 учебном году[15].
6. Пропагандистская кампания
С началом «пацификации» в зарубежной печати, благодаря усилиями украинской диаспоры и собственно руководства ОУН-УВО, была начата «кампания по информированию мирового сообщества». Первыми публикации о «польском преступлении против украинцев» появились в Германии, Италии затем Англии и Франции. Сначала статьи появились в местных иммигрантских изданиях на украинском языке, а затем появлялись их переводные версии. Была подготовлена «Черная книга» с фотографиями и свидетельствами, которые должны были бы подтверждать «польское преступлении против украинцев»[2].