План
Введение
1 Предпосылки
2 Деревня Дейр-Ясин
2.1 Наличие в деревне арабских военных формирований
3 Состав нападавших
4 Подготовка к нападению
4.1 Решение о проведении атаки
4.2 Планирование нападения
4.3 Инструктаж перед атакой
5 Нападение
6 Последствия
7 Численность пострадавших
8 Израильская позиция
9 Обвинения нападавших в зверствах
Список литературы
Введение
Резня в Дейр-Ясине — события 9 апреля 1948 года, в ходе которых деревня Дейр-Ясин была захвачена еврейскими нерегулярными вооружёнными формированиями Иргун и Лехи, принадлежавшими к радикальным организациям сионистов-ревизионистов. Во время захвата в результате ожесточенных столкновений было убито, по разным оценкам, от 107 до 254 жителей деревни.
По мнению ряда израильских источников, само выражение «резня в Дейр-Ясине» не является объективным и носит пропагандистский и пропалестинский характер[1][2].
Свидетельские показания о событии и его оценки крайне противоречивы.
1. Предпосылки
Описываемые события произошли уже после того, как 29 ноября 1947 года, ООН приняла план по разделу Палестины на арабское и еврейское государства. Согласно резолюции, Иерусалим не должен был принадлежать ни одному из этих государств, а находиться под международной администрацией. Дейр-Ясин, согласно плану ООН, входил в границы области Иерусалима.
Арабское население Палестины и Лига арабских государств отвергла план ООН, считая его несправедливым по отношению к арабам и начало войну с евреями. Планы арабов на первом этапе конфликта включали в себя недопущение создания еврейского государства, а с момента провозглашения независимости Израиля 14 мая 1948 года, планировали его полное уничтожение («сбросить евреев в море») и раздел всей Палестины между Сирией, Трансиорданией и Египтом [3]. Всего за четыре месяца после принятия резолюции ООН было убито 884 еврея.
Арабская Освободительная Армия (АОА), которая состояла из палестинцев и других арабов и финансово поддерживалась Лигой Арабских Государств, осуществляла атаки на еврейский транспорт на основных дорогах, пытаясь изолировать еврейские населенные пункты один от другого. АОА удалось захватить несколько стратегически значимых пунктов вдоль магистрали соединяющий Тель-Авив и Иерусалим. Это был единственный путь, по которому могло осуществляться снабжение Западного Иерусалима, в котором жило 16 % всех евреев Палестины. АОА из занятых ею пунктов начала обстрелы еврейских транспортных колонн, направляющихся в Иерусалим. В марте 1947 года сообщение между Западным Иерусалимом и остальными еврейскими поселениями прекратилось и город оказался в блокаде.
Еврейские автоколонны с продовольствием для гражданского населения Иерусалима расстреливались в упор арабами из близлежащих деревень и отрядами АОА. В Иерусалиме наступил голод. Израильские источники описывают, что дорога на Иерусалим стала для осажденных евреев «Дорогой Жизни».[3]
В ответ Хагана начала операцию «Нахшон», направленную на то, чтобы снять блокаду. 6 апреля с целью овладеть стратегической позицией, находящейся в руках АОА, отряды Хаганы и её подразделения Пальмах атаковали деревню Аль-Кастал, находящуюся в двух километрах к северу от Дейр-Ясина. А 9 апреля ревизионистские группировки Иргун и Лехи атаковали деревню Дейр-Ясин, находившуюся на западной окраине Иерусалима и блокирующую дорогу к еврейским кварталам.
2. Деревня Дейр-Ясин
Деревня Дейр-Ясин была арабским палестинским населенным пунктом, с населением в несколько сот человек. Все её жители были мусульманами, в ней было 144 дома. По данным израильского историка Йоава Гербера, в деревне проживало около 600 жителей, по другим данным от 800 до 1000. Дейр-Ясин находился на высоте 800 м над уровнем моря на холме над шоссейной дорогой, связывающей Иерусалим и Тель-Авив. Деревня была относительно состоятельной благодаря добыче известняка из расположенных близ неё каменоломен и его обработке.
По одной версии, возможности контролировать дорогу или обстреливать её из деревни не было [4], но, по другой версии, деревня находилась на холме, который контролировал дорогу в Иерусалим [5].
Согласно одной части источников, жители деревни жили мирно с соседними еврейскими поселениями, особенно с жителями Гиват-Шауля, населенного религиозными евреями-ортодоксами и находившемся по другую сторону долины от Дейр-Ясина, и даже заключили между деревнями договор о ненападении и свободном проезде.
Согласно другой части источников, договор де-факто не выполнялся [6]. Акива Азулай (заместителем коменданта Гиват-Шауля) рассказывал, что брат мухтара не поддержал этот договор и Гиват-Шауль периодически подвергался обстрелам со стороны деревни Дейр-Ясин[7]. Те же источники утверждают, что еще 2 апреля из Дейр-Ясина начались обстрелы кварталов Бейт-а-Керем и Яфе-Ноф. Затем поступили сообщения о строительстве в деревне укреплений, накапливании оружия и боеприпасов, и появлении иракских боевиков. Так же приводятся исследования арабского университете Бир-Зейт, которые показывают, что мужчины Дейр-Ясина участвовали в антиеврейских акциях [6][8].
2.1. Наличие в деревне арабских военных формирований
Арабские ополченцы пытались основать в деревне лагерь, что привело к перестрелке с жителями Дейр-Ясина, в результате которой один из них погиб. Примерно 28 января 1948 года к деревне подошел отряд палестинских ополченцев численностью 400 человек под командованием Абд аль Кадира, который хотел завербовать в свой отряд жителей деревни. Однако старейшины деревни воспротивились этому плану и отряд ушел. В связи с этим, мухтар (староста деревни) был вызван для дачи объяснений в Верховный Арабский Комитет (ВАК) в Иерусалим. Его спросили, каковы отношения жителей деревни с евреями, мухтар ответил, что они живут с ними мире. Против мухтара не было предпринято никаких мер и от него не потребовали разорвать мирное соглашение. 13 февраля в окрестностях деревни появилась вооружённая группа арабов, намеревавшаяся атаковать Гиват-Шауль, однако жители деревни её отвадили, в результате чего члены группы перебили стадо деревенских овец. 16 марта ВАК послал в деревню делегацию с просьбой разместить в деревне группу сирийских и иракских добровольцев с целью её защиты. Жители отказались и отказались повторно 4 апреля (за 5 дней до нападения на деревню). Однако боевики Иргуна заявляют, что во время атаки на деревню они видели по крайне мере двух иностранных солдат (см. ниже).
То, что отношения между деревней и ее еврейскими соседями были однозначно мирными, оспаривает Йехуда Лапидот, заместитель командира отряда Иргуна во время нападения на деревню. Он пишет, что между жителями Гиват-Шауля и Дейр-Ясина происходили эпизодические стычки и что 3 апреля были выстрелы из деревни в сторону еврейских поселений Яфе-Ноф и Бейт-Хакерем. Он также пишет, что деревню защищало 100 вооружённых человек, что она была окружена защитными траншеями, что в деревне находились палестинские и иракские боевики и что вход в деревню защищал вооруженный отряд. Израильский историк Бенни Моррис пишет, что, возможно, несколько боевиков-ополченцев и было расквартировано в деревне, однако по его мнению однозначных доказательств этого в наличии нет. Гельбер считает, что мало вероятно, что мирное соглашение между Дейр-Ясином и Гиват-Шаулем продолжало сохраняться и в апреле, принимая во внимание интенсивность военных действий между арабами и евреями в других местах. Он пишет, что 2 апреля произошли обмены выстрелами между Дейр-Ясином и близлежащими еврейскими деревнями, а в следующие несколько дней из деревни обстреливали еврейское поселение Моца (англ.) и еврейский транспорт на дороге в Тель-Авив. 8 апреля молодые люди из Дейр-Ясина принимали участие в защите деревни Аль-Кастал, атакованную отрядом Хаганы за день до этого: имена нескольких жителей деревни имеются в списке раненых в результате боя в Аль-Кастал, составленного британской палестинской полицией.
3. Состав нападавших
Еврейские силы, атаковавшие деревню, состояли главным образом из двух экстремистских подпольных военизированных групп — Иргуна и (Лехи), также известной как группа Штерна; обе группы принадлежали к правому движению сионистов-ревизионистов, допускавшие методы террора и политических убийств. Другой группой, которая принимала участие в атаке, но в гораздо меньшем размере, были ударные отряды Хаганы, связанные с левыми сионистами (МАПАЙ). Также участвовали отряды Пальмах, которые оказывали содействия в атаках и зачистке некоторых деревенских домов, а также эвакуацией раненых бойцов.
4. Подготовка к нападению
4.1. Решение о проведении атаки
Лапидот пишет, что нападение на деревню имело важное значение по двум причинам. Во-первых, по мнению Иргуна и Лехи, Дейр-Ясин представлял опасность для близлежащих еврейских поселений и единственной дороги, связывавшей Иерусалим и прибрежную равнину, где проживала большая часть еврейского населения Палестины. Во-вторых, пишет Лапидот, это был первый раз, когда еврейские силы провели агрессивное наступление, в отличие от тактики ответов на нападения.
Эрик Силвер пишет, что командиры Иргуна и Лехи обратились к Давиду Шальтиэлю, командующему силами Хаганы в Иерусалиме, с целью получить его согласие на нападение на Дейр-Ясин. Сперва он сопротивлялся этому плану, поскольку жители деревни подписали договор о ненападении, и предложил боевикам взамен совершить атаку на Эйн Керем. Однако командиры Иргуна и Лехи высказали опасения, что эта задача будет слишком трудна для них. В конце концов Шальтиэль уступил при условии, что боевики Иргуна и Лехи останутся в деревни после её занятия, дабы воспрепятствовать образованию там арабской военной базы. Решение Шальтиэля встретило сопротивление у Меира Пайиля, офицера разведки «Пальмаха» и «Хаганы», который считал неправильным нарушать мирный договор с деревней. Однако Шальтиэль утверждал, что у него нет возможности остановить боевиков ревизионистких группировок. Обсуждалось предложение оповестить жителей деревни, но Шальтиэль отверг это предложение, дабы не поставить операцию в опасность.