Конституция 1961 г. существенно изменила государственную систему страны, жестко был проведен принцип разделения властей, установлены значительные гарантии гражданских свобод. ВСНТ (парламент) стал двухпалатным (с использованием американского и французского конституционного опыта). Национальная палата состояла из 450 депутатов, избираемых населением на 4 года. Верхняя палата, Сенат, состоял из 150 депутатов, избираемых на 6 лет с обновлением на 1/3 каждые два года. Для депутатов устанавливались повышенные цензы пассивного права. Законодательные права палат были практически равными. Вместе с тем были значительно укреплены позиции исполнительной власти – президента и, в особенности, правительства. Для обеспечения высшей силы Конституции вводился Конституционный суд, с правами контроля за правовым содержанием законов.
Демократизация политической жизни вызвала создание новых партий – всего около 20. Важнейшей политической силой последующих десятилетий стали возрожденная Национально-республиканская партия и созданная на основе ДП новая Партиясправедливости во главе с С. Демирелем.
Ожесточенная борьба политических партий за власть, нарастание право-консервативной оппозиции и правого экстремизма в стране в условиях кризиса государственной экономики и новых внешнеполитических проблем снова привели к общегосударственному кризису. В сентябре 1980 г. в Турции произошел очередной военный переворот, были распущены парламент и все политические партии. Власть перешла к Совету национальной безопасности, представлявшему главным образом военные круги. После нормализации обстановки, в том числе путем массовых репрессий в отношении фашиствующих организаций и правоисламистских движений, консультативным меджлисом была подготовлена новая конституция страны, утвержденная сначала Советом национальной безопасности, затем на общенациональном референдуме.
Конституция 1982 г. (177 ст.) провозгласила Турцию республикой, а также демократическим, светским и социально-правовым государством (ст. 1-2). Основой государственной системы был объявлен принцип разделения властей (в развитие Конституции 1962 г.), однако специально было отмечено, что под этим понимается не иерархия властей, а распределение функций. Последовательное возрастание значения правительственной власти было самым существенным конституционным процессом последних десятилетий XX в.
Конституция включила обширный раздел о правах и свободах граждан (разд. 1). Объявляя права гражданина неприкосновенными и неотчуждаемыми (в духе естественного права). Конституция вместе с тем оговорила, что они представляют и своего рода долг перед обществом, в силу чего допустимы ограничения права и свобод соответственно духу основного закона. За гражданами признавались право на жизнь и на охрану личности, свобода передвижения, получения информации, религии и совести, мысли, печати, собраний, союзов. Запрещался принудительный труд, декларировались основные социально-экономические права (на труд, образование и др.). Особенностью этого раздела стало то, что в нем содержались и конкретные правоположения, регулирующие реализацию свободы печати, собраний, союзов (какие обычно заключаются в специальных законах).
Законодательными полномочиями традиционно наделялось Великое Национальное собрание. Оно снова стало однопалатным – в составе 400 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием. (Согласно особому избирательному закону, активным правом пользуются граждане старше 21 года с соблюдением ценза оседлости в 6 мес., пассивным – старше 30 лет и с некоторыми дополнительными ограничениями). Депутаты обладают неприкосновенностью, но не могут быть сотрудниками государственных органов, общественных организаций. ВНСТ, помимо законодательных полномочий, контролирует правительство, делегирует ему в необходимых случаях право законодательства, утверждает бюджет. Законодательной инициативой обладают депутаты или правительство.
Главой государства является президент. Он избирается ВНСТ на 7 лет из числа депутатов (старше 40 лет и с высшим образованием) квалифицированным большинством голосов. Президент выполняет представительские функции, публикует законы, объявляет при необходимости референдум по законодательным проблемам, назначает премьер-министра, министров, военных должностных лиц. Он является главнокомандующим армией. Президент также назначает большинство должностных лиц высших судов.
Правительство – Совет министров – назначается президентом при доверии ВНСТ, т. е. представляет партийное большинство в парламенте. Большую роль в правительственных делах, кроме Совета министров, играет Совет национальной безопасности, возглавляет его президент.
Судебная власть осуществляется на основе принципов независимости судей на строго профессиональных началах. Особое место в системе юстиции сохранили т.н. суды государственной безопасности (впервые созданные еще в 1973 г.), в компетенцию которых входят дела против «единства государства».
Конституционныйсуд, назначаемый президентом из кандидатов, выдвигаемых другими высшими учреждениями юстиции страны, обладает высшей властью правового контроля за принимаемыми ВНС законами и за государственной практикой правительства, его решения в отношении конституционности тех или иных актов окончательны и обладают прямым действием.
Конституция 1982 г. в целом сохранила действие до конца XX в. После ее принятия государственная жизнь в Турции вышла на новый уровень политической борьбы. На основе проведенного в 1984 г. референдума был отменен запрет на деятельность политических партий. Старые партии окончательно распались. Среди новых наибольшее значение приобрела Партия Отечества (1983), выступающая против чрезмерного авторитаризма, но вместе с тем за сохранение высокой регулирующей роли государства и преимущественно государственной экономики. Партия верного пути (1983) характерна большей приверженностью классической демократии, парламентскому строю и обществу смешанной экономики, выступив, по сути, последовательницей распущенной Партии справедливости. На социал-демократических позициях стоит Демократическая левая партия (1985). сфера деятельности политических партий в Турции остается, однако, суженной: согласно закону 1983 г. запрещаются партии, выступающие против идей государственности и национализма, против неделимости государства; не допускается также создание партийных женских, молодежных организаций. Государство обеспечивает высокую степень контроля за образованием, особенно высшим. Это позволяет сохранять политическую стабильность в целом в условиях резкого возрастания в конце XX в. движений правого экстремизма и исламского фундаментализма. Хотя гарантом этой стабильности и остается преимущественно армия. Значительная роль армии в государственно-политическом развитии страны, в т. ч. в ее демократизации, стало особенностью истории Турции Новейшего времени.
§ 85. Государственно-политическое развитие Китая в первой половине XX в.
Разложение абсолютной монархии
К началу XX в. Китай сохранил практически неизменным сложившийся в XVII – начале XVIII в., после маньчжурского завоевания, государственный и социально-правовой строй. Империя Цин (по имени правящей с 1644 г. маньчжурской династии) была условно-единым, многонациональным государством. Отношения государственного феодализма в нем переплетались со сложной иерархией государственно-клановых связей между маньчжурами и древними (оформившимися еще в период Средневековья) сословиями. На протяжении XIX в. империю потрясали крупные народные возмущения, которые стали внутренним фактором ослабления государственности. Неудачная для маньчжурского правительства опиумная война с Англией (1839–1842 гг.) открыла страну для активного продвижения западного торгового и финансового капитала, а следом – для установления неравноправных отношений полуколониального типа с западными державами, США и усилившейся на Дальнем Востоке Японией. За время правления маньчжуров Китай превратился в самую населенную страну мира (свыше 300 млн. чел.), и аграрное перенаселение в совокупности с сохранением в деревне полуфеодальных отношений составило острую проблему, изнутри подтачивавшую государственную стабильность.
Цинская империя представляла собой абсолютную монархию. Власть императора сохраняла идейно-правовую преемственность с положением средневекового властителя («Сына Неба»), сочетая религиозное и собственно государственное начало (см. § 5.2 и 44.2). Номинально император располагал абсолютными полномочиями. Но священный характер его власти определял, что монарх связан в своей деятельности неписанными ограничениями («ли»). Более реальным пределом власти императора была слабая централизация страны, административная регионализация, которая только усилилась в XIX в. По традиции, престол наследовался по воле царствующего императора: он сам или семья избирали преемника (не обязательно старшего сына); престол могла занять и женщина.
Важнейшими центральными учреждениями были Государственная канцелярия (в составе 4 канцлеров и 2 помощников – из маньчжуров и китайцев), бывшая основным распорядительным органом, и Государственный совет, образованный в начале XVIII в. в качестве высшего военного, а затем политического совещательного совета (в составе председателя и 4 членов – также и маньчжуров, и китайцев). Текущая правительственная деятельность велась 6 министерствами: чинов, церемоний, финансов, военным, наказаний, общественных работ (часть их дошли с древности). Во главе министерств также стояли по два председателя (из китайцев и маньчжуров), и лишь в 1906 г. установилось единоначалие.