Смекни!
smekni.com

Правление Хаммурапи (стр. 4 из 4)

В затруднительных случаях судьи прибегали к клятве перед статуями богов (Шамаша и Мардука).

Но не все в Вавилонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были еще и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по царскому закону ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать с отрезанным ухом было невозможно: все знали - это раб, к тому же строптивый.

Законы о рабах

Если по чьей-либо вине чужой раб потерял жизнь, то виновный должен был только заплатить цену раба его хозяину или отдать своего раба.
Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит.
Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.

Заключение

Законы Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы Хаммурапи дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. "Законы" принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, которые на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.

Свод законов царя Хаммурапи представляет собой приведение в известном порядке случаев из судебной практики, взятых из древневавилонского уголовного и гражданского права. Может быть, не во всех сферах жизни (как бы мы сказали сегодня) вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя. Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости Шамашем.

Библиографический список.

1. История Древнего Востока: материалы по историографии. Учебное пособие / Сот. А. А. Вигасин, С. С. Соловьева, О.В. Томащевич; Под ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. М.: Изд- во МГУ, 1991. 200с.

2. История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия./ под ред. И. М. Дьяконова. М.: 1983. 534с.

3. Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности. М.: 1989. - 413с.

4. История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. М.: 1988.

5. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. // подредакцией Жидкова О.А. Изд-во «Норма».- М., 2000.

6. История государства и права зарубежных стран. Том 1 и 2.// под редакцией Крашенинникова Н.А. и Жидкова О.А. - Изд-во «Норма».- М., 2009.

7. История феодального государства и права // Черниловский З.М. -
М., 1958.

8. Хрестоматия памятников феодального государства и права // под
редакцией Черниловского З.М.- М., 1996.

9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права // под
редакцией Черниловского З.М. – М., 1998.

10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права // подредакцией Батыева К.И. – М., 1996.