Содержание.
Введение. 3
Глава № 1.Вавилон в правление Хаммурапи (XVIII столетии до н. э.) 5
Глава № 2. Свод законов Хаммурапи (XVIII столетии до н. э.) 14
Заключение. 20
Библиографический список. 21
Введение
Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники эти, являются самыми первыми законам, их составители первыми людьми попытавшимися установить, некоторые социальны нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса – это закон.
Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу "око за око, зуб за зуб". В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.
Хаммурапи не был первым законодателем. Уже на протяжении столетий люди регулировали свою жизнь определенными нормами. Однако Кодекс Хаммурапи ввиду его обширности стал для нас важнейшим источником сведений о древнем праве. По словам И.М. Дьяконова, «законы Хаммурапи представляют продуманную и своеобразную систему права, исходящую не из механического соединения первоисточников, а из реальных потребностей Вавилонского государства того времени». В основе этой системы законов лежала конкретная правовая практика. Некоторые параграфы законов столь подробно описывают какие-то бытовые случаи, что производят впечатление коротких рассказов.
В этот свод законов включены нормы, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Они, в частности, посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей; статусы имущества, полученного от царя за службу, операциями с недвижимостью и связанными с ними правонарушениями; торговым и коммерческими операциями; семейному праву; умышленным и неумышленным телесным повреждениям; операциям с движимым имуществом, в частности, с его наймом. Остается, правда, открытым вопрос, действительно ли судьи руководствовались данными законами при вынесении приговоров? Вероятно, строгие наказания за многие, в том числе мелкие преступления на самом деле не применялись и служили лишь для устрашения.
При написании своей работы я разделил её на две главы. В первой, решил показать Вавилон в период правления царя Хаммурапи. А во второй подробно рассмотреть сам свод законов Хаммурапи.
Глава № 1 «Вавилон в правление Хаммурапи»
Там, где Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу, тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берета реки. Под холмами скрыты развалины самого большого города южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата бога», «Баб-или» называли его жители на своём языке. Греки переделали «Баб-или» в «Вавилон» и от названия города прозвали и всю страну Вавилонией. В течение долгого времени Вавилон был маленьким, незаметным поселением. Мы читаем в древних документах о царях из городов Ура и Урука, мы знаем историю Лагаша и Уммы, знаем о знаменитом царе Саргоне из города Аккада и о многих других царях и городах. А Вавилон упомянут только один раз, в надписи, где Саргон Аккадский рассказывает о том, как он подавил восстание во многих подвластных ему городах; самым незначительным из них был Вавилон.
С тех пор прошло около шести столетий. За это время Вавилон превратился в самый большой и богатый город во всей Месопотамии.
Через Вавилон постоянно проезжали суда, гружённые зерном. Они отправлялись вверх по Евфрату. Отсюда хлеб везли в богатые города Финикии, где можно было продать и купить самые разнообразные товары. Купцы возвращались с грузами меди и строевого леса, пригоняли партии рабов. Приходили в Вавилон и купцы с севера. Они останавливались в Вавилоне, перегружали здесь товары на лодки и отправлялись с ними во вое области Шумера и Аккада.
С течением времени вся торговля сосредоточилась в Вавилоне, и он стал самым крупным торговым центром Месопотамии. Правители Вавилона стали завоёвывать соседние города сначала в Аккаде, а потом и в Шумере. Постепенно они захватили власть над всеми городами.Самым знаменитым из всех вавилонских царей был Хаммурапи. Он царствовал 42 года, с 1792 до 1750 г. до н. э.Он покорил страну Мари, лежащую по Евфрату к северу от Вавилонии, цари Ашшура признавали его власть, финикийские купцы посылали ему богатые подарки, на юге в Шумере в городе Исине были поселения вавилонских воинов.
Только город Ларса не подчинялся Вавилону. Там правил эламитянин Римсин. Его владения были тоже обширны; много шумерских городов находилось под его властью. Когда в Вавилоне правил ещё отец Хаммурапи, эламские воины вторглись в пределы Вавилона, разгромили его и заставили царя заплатить богатую дань.И вот теперь Хаммурапи решил покончить с эламитянами, изгнать их из пределов Месопотамии и подчинить своей власти шумерские города, принадлежащие Эламу. Целых тридцать лет шла борьба между Хаммурапи и Римсином, и, наконец, в 1762 г. до н. э. Ларса пала, Римсин был окончательно изгнан из пределов Шумера. Тогда Хаммурапи стал царём всего Шумера и Аккада и принял старый титул древних аккадских царей — «царь четырёх стран света».Многие города превратил Хаммурапи в крепости, приказав обнести их высокой стеной для защиты от нападения врагов. Но больше всего заботился он о постройке каналов, так как без них невозможно было орошать поля в период засухи. А земледелие по-прежнему оставалось самым важным занятием жителей, и зерно было главным богатством Вавилона. Его продавали в соседние страны, отправляли караваны с зерном в финикийские города и в обмен на него привозили строительный лес, медь, камень. Вот почему все вавилонские цари так старательно охраняли оросительную систему во всей стране и строили новые каналы. Самый большой канал Хаммурапи, по традиции вавилонских царей, назвал своим именем: «Хаммурапи — благословение народов». Из этого канала вода распределялась по многочисленным маленьким каналам и давала орошение сотням гектаров земли. В те времена такой большой и красивый канал казался чудом, и ещё много лет спустя после смерти Хаммурапи на него не могли надивиться чужеземцы.
В Уруке, Лагаше, Уре, Ларсе и многих других городах Хаммурапи приказал выстроить новые каналы, очистить старые от ила и песка и строго следил за тем, чтобы его чиновники и наместники поддерживали в порядке всю оросительную систему Вавилонии. «Так говорил Хаммурапи. Ты должен созвать людей, которые владеют землями вдоль канала Думманум, чтобы они вычистили Думманум. В течение настоящего месяца они должны исполнить работу по очищению канала». Это письмо Хаммурапи продиктовал писцу, который был специально приставлен к нему и писал под его диктовку распоряжения наместникам царя. Писец острой деревянной палочкой начертил на влажной глиняной табличке клинописные знаки. Когда «письмо» высохло, писец обернул его в тонкий слой глины — своеобразный «конверт», который должен был предохранить глиняное письмо. Письмо было адресовано Синидиннаму, правителю Ларсы, так как канал Думманум был в его области.
Когда гонец прибыл в Ларсу с царским письмом, Синидиннам осторожно разбил «конверт» и вынул письмо. Напоминание царя было равносильно приказу, и Синидиннам очень строго следил за порядком в своей области.Между царём и наместником шла оживлённая переписка; большое количество писем Хаммурапи к Синидиннаму дошло до нас, и мы узнали из них много интересного. Вот перед нами письмо с царским приказом, который не сразу можно понять. Оно, на первый взгляд, кажется несколько странным и загадочным.«Так говорит Хаммурапи. Так как год имеет недостачу, то пусть месяц, который теперь начинается, называется вторым Элулом. И вместо податей, поступающих в Вавилон на 25-й день месяца Тишри, пусть поступает подать на 25-й день второго Элула». Всё непонятно в этом письме. Что это за недостача в году? Как можно вставить дополнительный месяц между шестым месяцем вавилонского календаря Элулом и седьмым месяцем Тишри? Откуда взялся «второй» Элул?
Чтобы разобраться в этом письме, надо хорошо знать вавилонский календарь. Оказывается, что в Вавилонии началом месяца считался день новолуния, и так как месяц продолжался от новолуния до новолуния, то в нём было только 28—29 дней. Однако в году было 365 дней. Ежегодно между солнечным годом и двенадцатью лунными месяцами получалась небольшая разница, не хватало нескольких дней в году, «год имел недостачу», как говорил Хаммурапи. В течение нескольких лет «недостача» уже равнялась целому месяцу, и тогда устанавливался високосный год, и в календарь вставляли добавочный месяц, который помещали либо в конце года, либо в середине, т. е. после месяца Элула, как указано в нашем письме. Дополнительный месяц не имел собственного названия и назывался по предыдущему месяцу. Вот почему в письме Хаммурапи появилось название «второй Элул». Хаммурапи очень беспокоился о том, как бы Синидиннам не позабыл, что во второй Элул - месяц (хоть он и дополнительный) тоже должна быть своевременно внесена подать в царскую казну. В високосном году царь Хаммурапи получал со своих подданных подати не двенадцать раз за год, а тринадцать. Этот год был выгодным для казны.
Главные доходы государство получало от податей. По всей стране наместники собирали подати разными продуктами и серебром. Земледельцы давали зерно и масло, вино и полотна, пастухи отдавали дорогую овечью шерсть, которая шла на изготовление тканей для царя и знати, ремесленники поставляли свои изделия. Эти ценности грузили на суда и отправляли по рекам и каналам в столицу. Там царские писцы учитывали все полученные товары, записывали их на особые таблички и складывали в амбары, где стояла день и ночь надёжная охрана. Земледельцы и ремесленники платили подати натурой — продуктами. Купцы посылали в Вавилон подати товарами или серебром в виде слитков или колец. Денежных знаков (монет) в те времена ещё не было, и серебро считали по весу. Талант, мина, сикль — это были вавилонские меры веса, в этих мерах проходили все денежные расчёты, в сиклях и минах оценивали стоимость товаров.Даже часть доходов от храма поступала в царскую казну. Но в этом случае подать доставлялась царю не наместником, а самими храмовыми служителями, и наместник должен был только следить за своевременной отправкой людей и подати. «Так говорит Хаммурапи, — снова писал царь в Ларсу. - Когда ты рассмотришь эту табличку, ты велишь прибыть к тебе всем надсмотрщикам за скотом, приписанным к храмам богов, и пастуху, вместе со всеми их доходами. И ты отправь их в Вавилон, чтобы они отдали их доходы. Смотри, чтобы они ехали ночью и днём и достигли Вавилона в течение двух дней».Ежедневно отправлялись из Вавилона гонцы с письмами Хаммурапи. Во всех музеях хранится огромное количество всевозможных глиняных табличек. Мы можем там увидеть различные деловые документы, хозяйственные отчёты, письма.От царя Хаммурапи до нас дошло много различных документов и много писем, главным образом к Синидиннаму. Может быть, эти письма случайно сохранились лучше других, а может быть, царь именно Синидиннаму посылал наибольшее количество указов и распоряжений, так как Ларса, а вместе с ней и вся южная часть Шумера, была присоединена к Вавилону совсем недавно.