Москва богата традициями монументального искусства.
Неисчерпаемым источником вдохновения и творческой деятельности работников всех видов искусства, в том числе и скульпторов, был образ вождя революции В. И. Ленина. Важное место в создании художественной Ленинианы принадлежит московскому скульптору Н. А. Андрееву. "Никакому другому художнику,–писал Н. А. Андреев о своей работе,–не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича". Получив в мае 1920 г. доступ в кабинет Ленина, Андреев мог наблюдать Ильича в деловой обстановке, наблюдать много и пристально, делая десятки быстрых карандашных набросков.
Одним из лучших и наиболее ценимых самим Н. А. Андреевым скульптурных портретов В. И. Ленина был самый ранний (датированный 1920 г.)– "Ленин пишущий". Впоследствии художником были созданы десятки произведений, запечатлевших облик В. И. Ленина, среди которых особое место занимает скульптура "Ленин-вождь"–завершенный образ, проникнутый мощным пафосом мысли, воли, энергии.
В начале 20-х годов в Москве в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды появляются новые памятники. Среди них памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву, двум великим гражданам России, работы Н. А. Андреева, установленные в 1922 г. перед зданием Московского университета на Моховой улице.
В 1929 г. Н. А. Андреевым был создан один из лучших монументов, сооруженных в Москве,–памятник А. Н. Островскому у здания Малого театра.
Одновременно с памятниками революционерам и прогрессивным деятелям культуры всех времен и народов по плану монументальной пропаганды предполагалась установка мемориальных досок. И в первую годовщину Октября, 7 ноября 1918 г., В. И. Ленин в торжественной обстановке открыл установленную на Красной площади, на Сенатской башне Кремля, мемориальную доску "Павшим в борьбе за мир и братство народов", созданную замечательным скульптором С. Т. Коненковым. (В настоящее время экспонируется в Русском музее в Ленинграде.)
В октябре 1922 г. Советское правительство приняло постановление о выпуске новых денег, которые предполагалось украсить эмблемами труда. Скульптору И. Д. Шадру было предложено воплотить эту идею в произведениях, которые затем могли быть воспроизведены на денежных знаках. Им были исполнены бюсты "Рабочий", "Красноармеец" и "Крестьянин". Но самый известный типический портрет этой серии–полуфигурная статуя "Сеятель". Созданные Шадром скульптуры "денежных мужиков", как он их называл, были приняты. И пошел "сеятель" по стране: на деньгах, на почтовых марках, на облигациях крестьянского займа был он–трудовой человек, отменно исполняющий доброе свое дело.
Одним из лучших скульптурных произведений 20-х годов, посвященных ис-торико-революционной теме, является знаменитая работа Шадра "Булыжник–оружие пролетариата" (1927 г.). И. Д. Шадру первому из мастеров советской скульптуры удалось создать не отвлеченный образ пролетария, а конкретное изображение русского рабочего в действии, в борьбе, передав его горячую ненависть к врагу, страстный порыв борца.
В области монументальной скульптуры много работал С. Д. Меркуров. Его резцу принадлежат установленные в Москве после революции памятники Ф. М. Достоевскому и К. А. Тимирязеву, статуя "Мысль", рельефный портрет Э. Верхарна, скульптурная группа "Смерть вождя" и др.