Талашкино –
«Афины русских крестьян».
22 июля 1893 года Мария Клавдиевна стала хозяйкой Талашкина. Ей, уже княгине Тенишевой во втором браке, супруг Вячеслав Николаевич преподнес ко дню именин столь желанный подарок.
Талашкино, расположенное в 14 верстах от Смоленска по Рославльскому шоссе, среди холмистых полей с перелесками, было родовым гнездом Шупинских, из которых происходила Екатерина Константиновна. В заботливых ее руках оно стало образцовой «сельскохозяйственной экономией».
Екатерина Константиновна вынужденно продала свое любимое имение – ей стало трудно с ним справляться из-за здоровья. Она позаботилась о том, чтобы имение осталось в хороших руках. Не имея собственной семьи, она осталась жить в имении, продолжая заниматься любимым делом вместе с М. К. Тенишевой. С появлением новых владельцев в Талашкино был устроен конезавод, маслодельный завод, выращивалось до 20 сортов картофеля… В хозяйстве было занято 200 наемных рабочих.
Владельцы многих имений в России XIХ века открывали школы для крестьянских детей. Школа грамотности была и у Екатерины Константиновны. Но «Талашкинская княгини Тенишевой сельскохозяйственная школа Iразряда», как она официально стала называться, была уникальным учебным заведением. Мария Клавдиевна серьезно подготовила ее открытие. Был изучен весь имеющийся к тому времени опыт начального сельскохозяйственного обучения, который оказался на удивление незначительным, объявлен конкурс на подготовку программы. Для обустройства школьного хозяйства к землям имения был докуплен хутор Фленово. Здесь скоро возникли здания школы, библиотеки, помещения столовой и спален, дома учителей, пчеловодный музей, метеостанция. Со временем на холме, откуда открывается чудесная панорама окрестностей, был выстроен храм. Школьное хозяйство имело большой плодовый сад, ягодник, огород, рыбоводное, пчеловодное хозяйства и даже «показательный хутор», который вели лучшие выпускники школы.
Первостепенным для Тенишевой был вопрос об учителях. «Ему надо заронить в душу своих питомцев искру Божью», - так выразила она основную задачу школьного наставника. В Талашкинскую школу принимались дети различных сословий и вероисповеданий. В течении шести лет они осваивали общеобразовательный курс двухклассных школ Министерства народного просвещения, а также специальные области: земледелие, садоводство, огородничество, скотоводство, пчеловодство, рыбоводство. Выпускник получал право ведения собственного хозяйства или работы по найму. В обязательный курс для мальчиков входило обучение традиционным для России ремеслам – столярному, шорному, кузнечному, гончарному. Девочки обучались шитью и вышивке. Образцами для детей служили изделия народных мастеров, которые княгиня с любовью и тщанием собирала в свою коллекцию. В 1903 году она смогла устроить «Талашкинскую скрыню» - небольшой музей старины в прелестном маленьком домике, высокой крышей напоминавшем русский сундучок.
Княгиня не боялась новшеств. После введения совместного обучения девочек и мальчиков, один из учителей заметил в годовом отчете, что это благотворно сказалось на мальчиках, они стали больше следить за своим внешним видом и меньше сквернословить.
Сохранившийся архив школы отчетливо раскрывает ее насыщенную жизнь. Очень много списков с перечнем приобретенных наглядных пособий. Среди них, например, были картины: коровы, овцы, разборные модели ноги лошади, вымени коровы; по зоологии – коллекция бабочек, чучело ласки и крота; по пчеловодству – классный улей с пчелами, препарат пчелы в спирте; по физике – стереоскоп, телескоп, микроскоп малый и средний… Среди инвентаря для обработки почвы упоминается «борона Рандаля, зигзаг Говарда, борона Валькура» - новейшие для того времени. 1 октября 1902 года школьное меню было следующим: «на завтрак – чай, на обед – жареный картофель с яловичным салом, пшеничный пирог с салом и молоко; на ужин - щи с мясом, суп с мясом».
Полезные знания княгиня стремилась преподносить в увлекательной форме. Чтения проводились по праздникам в здании школы, их прослушали более 2000 человек, кроме учеников. В антрактах играл школьный оркестр балалаечников, который стал гордостью Марии Клавдиевна. С его помощью она прививала детям любовь к народной музыке, которую хорошо знала и сама любила. Музыканты выезжали с концертами в Смоленск, и эти поездки превращались в настоящий праздник.
Обучать детей игре на балалайках княгиня пригласила выпускника Петербургской консерватории В. А. Лидина, лучшего музыканта из оркестра В. В. Андреева.
И сам Андреев побывал в Талашкине накануне выступлений детей на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Перед поездкой, музыкантам заранее шили нарядные костюмы. Известные художники М.А. Врубель, С.В. Малютин, А.Я. Головин расписали балалайки, превратив инструменты в собрание шедевров. Само выступление балалаечного оркестра Талашкинской школы в Париже стало заметным явлением.
Самодеятельный театр также был детищем княгини. Отвергнув для себя артистическую карьеру из-за «жизни кулис», княгиня горячо отдавалась работе школьного театра, сама сочиняла пьесы с «тенденцией» и режиссировала. Приглашенный из Москвы художник Малютин красочно оформил интерьер театра, в котором, по словам Н.К. Рериха, слово русской сказки. И сыгранная 6 августа 1904 года опера по сказке А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», написанная специально для талашинского театра Н. Фоминым, имела огромный успех…
А с каким удовольствием княгиня устраивала детям праздники! В особенности она любила зимнюю ёлку. Её устанавливали в зале театра, на ней развешивались мешочки с орехами, пряниками, конфетами, карандашами, тетрадями, детям дарились рубахи, картузы…
Княгиня, не имевшая счастливого детства и не знавшая родительской ласки, к детям своей школы проявляла неподдельную любовь. Зимой сооружались ледяные горки, а летом купальни в пруду. Не случайно С.В. Малютин выстроил во Фленово библиотеку в виде «Теремка», который был призван украсить пейзаж и «заманить» детей в мир книг.
Малютин обладал даром фантазии. Он придумал матрешку, ставшую известной во всем мире. Для художника годы с 1990-го по 1903-й, которые он провел в Талашкино, стали периодом насыщенного, лишенного забот о хлебе насущном творчества. Малютин ярко раскрылся как архитектор, живописец, сценограф, прикладнист. Замечательным образом он воплотил замыслы Марии Клавдиевны, украсил пейзаж Талашкино и Фленово затейливыми мостиками, воротами.
Комплекс составили здания школы, библиотеки «Теремок» и храм. Композиция здания школы симметрична, строга, она несет классической архитектуры – колонный портик с фронтом. «Теремок» сказочно волен, каждая его сторона своеобразна, наружный декор красочен и глубокомыслен. Храм «собирает» все окружающее пространство. Его облик перекликается с древностью, являя собой яркий образец русского модерна.
Сегодня территория бывшей сельскохозяйственной школы княгини Тенишевой с сохранившимися сооружениями входит в комплекс музея-заповедника «Теремок», являющийся частью Смоленского объединенного музея. В здании бывшей школы вниманию посетителей представлена небольшая экспозиция из вещей «Талашкинской скрыни». «Теремок» отведен показу фотоархива княгини Тенишевой и изделий талашкинских мастерских.
Храм во имя Святого Духа никогда не жил той жизнью, о которой мечтали для него обитатели Талашкино и окрестностей. Его судьба сложилась драматично. Приглашенный для монументальных работ Н.К. Рерих в росписях допустил многочисленные отступления от православного канона, воплощая идею единства религий, что послужило причиной неосвящения храма. В бурных событиях революции росписи погибли. С некоторыми утратами сохранилась лишь смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный», над входом снаружи. Сегодня храм закрыт. Посетители музея могут полюбоваться его архитектурой, остановиться у памятного креста, установленного невдалеке, вспомнить добрым словом князя Вячеслава Николаевича, в 1903 году обретшего успокоение в храмовой усыпальнице, а в 1923 году, после её варварского разорения,- на деревенском кладбище.
Талашкино стало крупным художественным центром. Здесь бывали М. Врубель, И. Репин, К. Коровин, И. Ционглинский, А. Бенуа, Е. Трубецкой, А. Головин, И. Стравинский, С. Ментер. Продолжительные периоды работали – С. Малютин, А. Зиновьев, Н. Рерих, И. Барщевский, А. Прахов…
Одним из ведущих художников Талашкинских мастерских была сама Тенишева. Княгиня увлекала идеей поддержания национального искусства, вдохновленного родной стариной.
По ее эскизам в «Теремке» представлены кресло с вышитым панно, мастерски исполнено гладью четырнадцатилетней ученицей школы, керамические изделия, и, конечно, эмали, прежде всего ее выдающаяся работа – монументальный портал с композицией «Святой Георгий, поражающий дракона», выполненная в технике выемчатой эмали. В старинных эмалях, которых было много в коллекции «Русской старины», а у Тенишевой оттенки их бесчисленны. Результаты многолетних поисков новой палитры Мария Клавдиевна демонстрировала на этой работе, защищая диссертацию в Московском археологическом институте в 1916 году на тему «Эмаль и инкрустация».
Драгоценная «скрыня», которую княгиня подарила народу, дошла до нас, несмотря на утраты. Ее изучение бесценно. Подлинные произведения, способные доставить эстетическое наслаждение и простому зрителю, и знатоку, - спустя век живы.