В ночь на 18 января 1880 г. подпольная типография в Саперном переулке номер 10 была захвачена полицией. Уцелело не более 200 экземпляров этого номера. 22 марта 1880 г. «Программа ИК», выпущенная «Летучей типографией «Народной воли»», появилась отдельным изданием в виде прокламации. Общий тираж трех отдельных изданий в 1880-1881 гг. достигал 8 тыс. экз. Имеются более поздние перепечатки (первая – в «Календаре «Народной воли» на 1883 г.»), а также гектографированные и рукописные копии. Оригинал программы ИК не разыскан. [1]
Программа содержала требования демократических преобразований России, введения всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, совести, замены армии ополчением, передачи земли крестьянам, а фабрик рабочим.
Народовольцы объявили себя социалистами и народниками. Своими ближайшими задачами они считали подготовку политического переворота путем свержения самодержавия и передачу власти народу. Воля народа должна выразиться в Учредительном собрании, которое, по убеждению революционеров, будет социалистическим по составу.
«Подготовительная работа партии» являлась секретной инструкцией, поясняющей разделы «Программы ИК», посвященные деятельности партии. Предназначенная только «для вполне своих людей», инструкция «имела целью лишь установить в среде организации общую точку зрения на деятельность».
Первоначальный набросок инструкции, написанной Л. А. Тихомировым был разослан в начале 1880 г. по всем народовольческим группам для обсуждения и поправок. Примерно в марте – апреле, «по получении отзывов и замечаний» инструкция была исправлена и получила окончательную редакцию. В 1880 – 1882 гг. имелось довольно много рукописных копий инструкции. В качестве вещественного доказательства рукопись «Подготовительной работы партии» была изъята при обыске на квартире С. Л. Перовской.[2]
«Программа рабочих, членов партии ”Народной воли”» обсуждалась впервые в октябре 1880 г., когда в Петербурге уже наметились контуры довольно обширной рабочей организации. Автором этой программы был А. И. Желябов, литературная редакция принадлежала видному деятелю пропаганды среди петербургских рабочих И. П. Каковскому. Напечатанная 5 ноября 1880 г. в типографии народовольческой «Рабочей газеты», эта программа получила в начале 80-х годов, пожалуй, не меньшее распространение, чем программа исполнительного комитета.
Народовольцы очень гордились своей программой для рабочих. На нее ссылались на процессах, ее переиздавали печатным и гектографическим способами. В 1880 г. она была послана К. Марксу, который, видимо, внимательно ее прочитал и сделал некоторые пометы на полях. [3]
Программа устава Исполнительного Комитета «Народной воли» – главный программный документ организации.
Первый параграф устава утверждает принципы строгой централизации и дисциплины: «Исполнительный комитет должен быть центром и руководителем партии в достижении целей, поставленных в программе»
Проведение централистских принципов проходило не вполне гладко. Внутри самого ИК была оппозиция к принципу централизма – Н. А. Морозов и О. С. Любатович. Н. А. Морозов видел в централизации не спасение, а «окончательную гибель всего дела, если она дойдет до своей крайней степени».
Остановимся на остальных статьях первого раздела «Устава ИК». Этот раздел, пожалуй, наиболее близок к разделу первого проекта землевольческого устава.
Согласно «Уставу ИК», всякое имущество отдельных членов в момент их вступления делается безусловно и навсегда собственностью Исполнительного комитета (§ 4), а «все личные симпатии и антипатии, все силы и самую жизнь каждый член ИК обязан приносить в жертву его целей (§ 7)». Этот пункт целиком соответствует уставу «Земли и воли».
В условия строгой конспиративности ИК его пополнение происходило не путем избрания, а путем кооптации новых членов. «При наших русских условиях, не допускающих открытого партийного действия, центральная организация не может быть создана в виде выборного представительства от партии, а должна являться в виде тайного общества», – говорилось в инструкции «Подготовительная работа партии».[4] Кандидат в члены ИК должен был быть «вполне солидарен с программой, принципами и уставом общества», «всецело преданным делу народного освобождения», «выдержанным, опытным и практичным в делах» и «до своего поступления некоторое время пробыть агентом 2-й степени» (§ 44).
Уставом предусматривались две степени агентов ИК. Агент 1-й степени принимался каждым членом ИК самостоятельно с донесением об этом администрации, никаких сведений о внутренних делах общества ему знать не полагалось (§ 72). Агент 2-й степени принимался только с ведома администрации, при условии согласия с программой и полной преданности делу и после года беспрекословной службы имел право баллотироваться в члены ИК. [5]
«Устав ИК» предъявлял высокую требовательность в отношении конспирации. «Член обязан хранить в глубокой тайне внутренние дела ИК, его личный состав и все признанное за секрет общества».
«Высшая законодательная и исполнительная власть», согласно «Уставу ИК», принадлежала «общему собранию его членов» (§ 11), а в большинстве практических случаев – состоящему из всех наличных членов «частному собранию» (§ 18). Общее собрание выбирало и смещало членов Распорядительной комиссии (в «Уставе ИК», как и в землевольческом уставе, она названа Администрацией), редакторов органа, контролировало деятельность учреждений, дополняло и разъясняло программу и уставы.
Несомненно, что не общее собрание и не постоянно действующие частные собрания могли вести в условиях строжайшей конспирации повседневную оперативную работу. Эту функцию выполняла Распорядительная комиссия. Собрание обыкновенно обсуждало, делало постановления, и Центр потом следил за выполнением этих постановлений.
На собраниях ИК принимались важнейшие программные документы партии, руководящие статьи ее органа, прокламации, обсуждались организационные мероприятия, заслушивались отчеты с мест. Собранием ИК 26 августа 1879 г. был вынесен смертный приговор Александру II, а 28 февраля 1881 г. решен вопрос о покушении 1 марта.
Большой раздел «Устава ИК» посвящен функциям Администрации.
По «Уставу ИК» Администрация состоит из пяти членов и трех кандидатов. (§§ 21, 24). Главная ее функция – наблюдения за точным исполнением решений общего собрания. «Администрация ответственна перед общим собранием за весь ход дела общества и в особенности за предприятия, начатые самостоятельно» (§ 41).
Главнейшими положениями аграрной части «Программы Исполнительного комитета» народовольцы считали «право народа на землю» и «самостоятельность мира, как экономической и административной единицы».
Экономическая программа «Народной воли», выдвинутая в «Программе Исполнительного Комитета», несколько уточнялась в программе для рабочих, написанной А. И. Желябовым. Здесь в число ближайших требований также включалась национализация земли – земля объявлялась «народной собственностью».
В остальном, следуя прежней землевольческой программе, народовольцы выдвигали идею аграрной реформы в духе, характерном для крестьянского социализма – на основе «трудового начала» и «уравнительности». Землю предполагалось отдать в пользование общин, а также отдельным лицам, но только тем, кто ее сам обрабатывает и не более того количества, которое он сам может обработать. По требованию общин должны были устанавливаться пределы земель.
В инструкции «Подготовительная работа партии», составленной весной 1880 г., ИК впервые наметил задачи пропаганды и организации революционных кружков среди рабочих с тем, чтобы в момент восстания закрыть фабрики и заводы и двинуть на улицы «самую обширную массу рабочих». Рабочие приобрели в глазах народовольцев значение важнейшей ударной силы революции. Утверждению нового взгляда способствовала обстановка в стране к осени 1880 г., когда явственно сказались следствия неурожая в деревне и застоя в промышленности.
Именно в этот период, как показывал потом на следствии Г. Исаев, «члены партии решили всю свою энергию направить на пропаганду в среде рабочих, которых и намерены они подготовить к поголовному восстанию».
В начале 1880 г. в инструкции «Подготовительная работа партии» намечается и примерная структура местной организации – крепко сплоченная центральная группа, связанная, с одной стороны, с Центром партии, с другой – со своими подгруппами.
Выдвинутые в инструкции «Подготовительная работа партии» практические задачи местных групп – заручиться влиянием в администрации, войске, крестьянстве, вести пропаганду среди рабочих и молодежи, готовиться поддержать начавшееся в центрах восстание и. т. д. – ограничивались большей частью созданием рабочих и молодежных кружков.
В студенческой среде народовольческая партия искала и нашла постоянный и надежный источник пополнения и свою смену. Народовольческий ИК с самого начала искал у студентов поддержки и опоры и придавал большое значение организационной и пропагандистской деятельности в среде учащейся молодежи. В инструкции «Подготовительная работа партии» указывалось на отзывчивость молодежи к пропаганде, ее готовность к посильной помощи партии. Признавалось важным воспитывать «молодое поколение в революционном духе и давая деятельность, доступную для его сил и в то же время полезную для дела революции. [6]
В мае и августе 1880 г. народовольцы вступили в переговоры с чернопередельцами, надеясь достигнуть с ними соглашения и совместной деятельности в рабочей среде. Необходимость изложения народовольческих взглядов на рабочее дело в переговорах с чернопередельцами привела к созданию важного документа народовольческого движения – «Программы рабочих, членов партии ”Народной воли”».