До появления группы «Освобождение труда» и марксистской группы Благоева это была наиболее тщательно разработанная революционная программа. Она отличалась и от «Программы ИК», а также и от других народовольческих документов тем, что в известной мере пыталась учитывать специфические условия и нужды рабочего населения, указывала на разнообразные формы борьбы и отнюдь не сводила практические рекомендации лишь к применению фабричного террора.
Основной недостаток народовольческой программы для рабочих заключался, однако, в том, что она не выдвигала задачи организации самостоятельной пролетарской партии. Нет в ней поэтому и заявления о том, что сознательные русские рабочие примыкают к социал-демократии Запада. (280)
Уделяя значительное внимание положению рабочих, народовольцы меньше следили за ростом промышленности, пролетариата. Однако успехи капиталистического развития в общей форме ими признавались. В «Программе рабочих, членов партии ”Народной воли”» отмечалось, что «в деревнях крестьянская земля постепенно переходит в руки кулаков и спекулянтов;» в городах фабричные и заводские рабочие попадают все в большую кабалу к фабриканту; капиталисты становятся силой, с которой разъединенным рабочим бороться трудно».
В пролетариате народовольцы видели лишь застрельщика крестьянской революции. Обращаясь к рабочим, народовольцы разъясняли, что «главная народная сила не в них, а в крестьянстве», и призывали рабочих «постоянно ставить себя рядом с крестьянством». В «Программе рабочих, членов партии ”Народной воли”» впервые видное место в государственном перевороте занимает крестьянство. Программа подчеркивала, что главная народная сила не в рабочих, а в крестьянстве. Членам народовольческих групп предлагалось поэтому заводить новые кружки не только по фабрикам и заводам, но и по деревням с тем, чтобы «устраивать союзы в крестьянстве, «склонять его к себе и доказывать, что вести дело следует заодно, общими усилиями». (365)
(177)«Программа рабочих, членов партии ”Народной воли”» делала упор на деятельность Временного революционного правительства, избранного из рабочих или из преданных народу лиц. Именно Временное правительство, а отнюдь не Учредительное собрание, должно обеспечить переход земель и фабрик в руки народа, установить местное выборное управление и тогда только созвать Учредительное собрание – прежде всего «ликвидационная комиссия» старого порядка. (207)
По инструкции «О пропаганде среди рабочих», выработанной, видимо, при участии Теллалова, а также по плану пропаганды в ростовских кружках, пропагандисты должны были начинать свою работу со знакомства с условиями труда и быта населения в своем районе и в первых беседах исходить главным образом из собранных ими фактов. Первой задачей было выяснение противоположности интересов рабочих и капиталистов и критика существующего строя. Во-вторых, указывалось на бессилие каждого рабочего в отдельности отстоять свои права перед лицом союза капиталистов и правительства и на необходимость объединиться и организоваться. (302)
Затем разъяснялось, что улучшение экономического положения рабочих, целеустремленная социальная борьба невозможны без политической свободы завоевать которую можно только уничтожением самодержавия.
Главная цель пропаганды, гласит московская инструкция, – «революционизировать рабочее сословие, рабочие массы, вселить в них убеждение в необходимости переворота». (303)
Появление «Народной воли» на арене общественного движения явилось этапным событием в революционной истории народничества.
Основная заслуга «Народной воли», ее наиболее значительный вклад заключался в лозунгах политической борьбы, завоевания политических свобод. Эти лозунги ориентировали силы передовой народнической интеллигенции на главные задачи освободительного движения, указывали русским революционерам путь на широкую арену исторического действия.
Однако, публицисты и теоретики «Народной воли» хорошо не представляли себе будущего революционного государства. Недооценивали они и лозунг республики. Они мечтали сразу же создать общенародное государство, в то время как единственно возможным в то время было государство классовое. Они мечтали о социалистическом государстве, но в действительности в России могло утвердиться тогда государство буржуазно-демократическое, ибо у власти встала крестьянская, а не рабочая демократия.
Впрочем, народовольцы хорошо понимали, что подлинно демократическая власть должна быть неразрывно связана с народом, опираться на народ. Предложенная в главных программных документах «Народной воли» избирательная система являлась несомненно последовательно демократической. Неотъемлемой частью нового строя являлось избирательное право без сословных и имущественных ограничений.
Достижением теоретической мысли народовольцев следует считать предложение программы рабочих-народовольцев о создании восставшим народом нового государства, роспуске старой армии и замене ее ополчением, о преобразовательных мерах Временного революционного правительства.
Серьезная постановка вопросов революции и использования созданной ею государственной власти для закрепления ее победы в экономическом, политическом и военном отношении свидетельствует о том, что «Народная воля» при большей готовности масс к борьбе и соответственно успехе своей организационной деятельности могла бы выступить в качестве настоящего штаба политической и демократической революции.
1. Революционное народничество семидесятых годов XIX века. Сборник документов и материалов. Т. 1—2. М., 1964—65;
2. Волк С. С. Народная воля. М.—Л., 1966;
3. Филиппов Р.В. К оценке программных основ «Земли и воли» 70-х годов XIX века. // Вопросы истории. 1982. №5.
4. Троицкий Н. А. «Народная воля» перед царским судом. 2-ое изд. Саратов, 1983.
[1] Вопросы историографии и источниковедения и истории СССР, М. – Л., 1963, стр 401
[2] Революционное народничество 70-х годов. Т. 2. М.; Л. , 1965. М., 1964. С. 381
[3] Революционное народничество 70-х годов. Т. 2. М.; Л. , 1965. М., 1964. С. 384
[4] Там же., стр 177
[5] Волк С.С. Народная воля (1879-1882). М., 1966. С.254 - 255
[6] Волк С.С. Народная воля (1879-1882). М., 1966. С339