Смекни!
smekni.com

Аргентинская региональная рабочая федерация (стр. 4 из 5)

ФОРА не видит в синдикализме самом по себе ничего иного, кроме того, чем он может быть на самом деле: это «средство». Средство, которое, находясь в руках обездоленных, противостоит режиму неравенства, но которое, в конечном счете, строго говоря, не перестиает быть детищем этого режима. Возникнув внутри буржуазного общества, синдикализм служит оружием, которое, если быть точным, может служит как для доброго, так и для злого дела (а, как выяснилось, оружие вообще больше предназначено для того, чтобы служить злу, а не добру).

—Фрагмент из меморандума ФОРА, представленного учредительному конгрессу МАТ

Активисты ФОРА V конгресса

Среди наиболее известных активистов ФОРА V конгресса были: Эстебан Альмада, Оресте Ристори, Сантьяго Локашио, Данте Гарфаньини, Хосе Мариа Ача, Аполинарои Баррера, Хорхе Рей Вильяльба, Теодоро Суарес, Диего Абад де Сантильян, Вирхиния Вольтен, Хуана Роуко Буэла, Эмилио Лопес Аранго, Жозе Пратс, Хоакин Пенина, Альберто Гиральдо.

ФОРА IX конгресса (синдикалистская, или нейтральная)

Наиболее мощным и влиятельным профсоюзом ФОРА IX конгресса[16] была Федерация работников морской отрасли (FOM).

ФОРА IX конгресса играла активную роль в различных выступлениях аргентинского рабочего движения, таких как Трагическая неделя 1919 г., Восстание в Патагонии в 1921—1922 гг., в первых забастовках лесорубов квебрачо и сборщиков мате на севере страны (Robles 1987). В 1922 г. ФОРА IX конгресса объединилась с рядом других профсоюзов в Аргентинский синдикальный союз (USA), который позднее вошел во Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ). ВКТ взяла курс на сотрудничество с правительством, а после прихода к власти Перона подчинилась государству

Среди наиболее известных активистов ФОРА IX конгресса были Себастиан Маротта (революционный синдикалист, линотипист), Хосе Ф. Пенелон (коммунист), Адриан Патроне (социалист), Франсиско Гарсиа (революционный синдикалист), Хасинто Оддоне (социалист), Хуан Антонио Моран (моряк-анархист).

10. Выступления трудящихся ФОРА

В 1917 г. произошло 138 стачек, и репрессии унесли жизнь 26 рабочих; более 100 были ранены в столкновениях с полицией. В марте правительственные репрессии обрушились на бастовавших работников мясохладобойни Фирмат-Сарате. ФОРА V конгресса объявила в ответ всеобщую забастовку; ФОРА IX конгресса, напротив, осудила эту меру в заявлении, расклееном на улицах города. 10 июня, по приказу властей, был атакован митинг ФОРА на Паласа-Онсе; несколько трудящихся были убиты.

В декабре была объявлена забастовка на мясохладобойнях Свифт и Армоур, в которой приняли участие 11 тысяч рабочих. Предприниматели уволили анархистских профсоюзных делегатов и оказали нажим на работников, принуждая их выйти из ФОРА V конгресса. В то же время, ФОРА IX конгресса просила о том, чтобы в трудовые конфликтов вмешивались полиция и государственные власти, направив делегацию в президентский дворец. В конце 1918 г. (в течение которого произошло 196 забастовок) собрался новый конгресс синдикалистской ФОРА. Он принял решение о стремлении избегать проведения всеобщей стачки как метода и об отказе от любых революционных планов

10.1. Трагическая неделя

2 декабря 1918 г. забастовали работники металлургических заводов «Васена». 3 января 1919 г. произошли столкновения между бастующими и репрессивными силами. 7 января полиция напала на группу трудящихся; около 30 человек было убито. Так началась Трагическая неделя. ФОРА V конгресса объявила 8 января всеобщую стачку; забастовка распространилась на Мар-дель-Плату, Росарио, Санта-Фе и другие города. ФОРА IX конгресса вынуждена была присоединиться к выступлению. В ходе похорон рабочих, убитых полицией, последовали новые репрессии, число жертв росло. Манифестация участников похорон прошла до кладбища Чакарита, собрав 200 тысяч человек; разгоряченная масса принялась штурмовать церкви, склады оружия и полицейские комиссариаты. Мастерские «Васена» подверглись нападению и были сожжены. Столкновения происходили по всему городу.

11 января ФОРА IX конгресса договорилась с правительством о прекращении забастовки и призвала вернуться на работу, но анархистская ФОРА продолжала борьбу, в одиночку протвостоя репрессиям со стороны армии, полиции и полуполицейских формирований, созданных молодыми буржуа из Аргентинской пвтриотической лиги. Конфликт завершился в середине января. Анархистская ФОРА и все анархистские издания были запрещены. В 1919 г. произошло 367 забастовок — рекордное число в истории Аргентины.

20 июня 1920 г. ФОРА V конгресса договорилась о совместных действиях с Аргентинской аграрной федерацией. В сентябре анархистская ФОРА провела внеочередной конгресс с участием более 400 рабочих обществ. В последующие годы их число увеличилось до 600.

10.2. Стачки в Патагонии

ФОРА организовала в Рио-Гальегос (провинция Санта-Крус) Рабочее общество Рио-Гальегос[17] во главе с испанским анархистом Антонио Сото, известном как «галисиец Сото». Провинция Санта-Крус служила центром производства шерсти на экспорт; там имелись крупные поместья и английские мясохладобойни. Снижение спроса на шерсть, запасы которой скопились к концу Первой мировой войны, вызвали кризис в регионе. Он нанес ущерб помещикам и торговцам, но в еще большей степени обрушился на трудящихся шерстяной отрасли и сельских пеонов, которые жили в условиях полной нищеты[18]. Рабочий день рабочих в поместьях продолжался обычно по 12 часов, а у стригалей и погонщиков — до 16 часов; заработки были грошовыми и часто выплачивались в чеках или иностранных деньгах, которые в местных магазинах принимались по заниженному курсу. Был только один выходной — в воскресенье.

Стачка протеста, вспыхнувшая в сентябре 1920 г. против произвола полицейских властей, бойкот трех торговцев, связанных с помещичьим Сельским обществом, и арест лидеров Рабочего общества усугубили конфликт. Делегаты со всей провинции собрались, чтобы обсудить требования, которые должны были предъявлены Сельскому обществу. В этой ситуации трудящиеся Рабочего общества Рио-Гальегос представили предпринимателям список требований, направленных на улучшение условий труда.

Среди прочего, рабочие требовали предоставления достаточного места для ночевки (не менее 16 кв.метров на 3 человек), выдачи каждому рабочему по пакету свечей в месяц[19], прекращения работы по субботам, улучшения рациона питания, минимальной зарплаты в 100 песо в месяц и признания Рабочего общества в качестве единственного законного представителя трудящихся, с назначением делегата в качестве посредника между сторонами конфликта. Эти требования были отвергнуты помещичьим Сельским обществом. В ответ трудящиеся объявили всеобщую стачку во всей провинции Санта-Крус.

Всеобщая забастовка была объявлена 1 ноября 1920 г. Рабочее общество созвало собрание для обсуждения действий; его позиция стала более радикальной, а сторонники тенденции ФОРА V конгресса преобладали над сторонниками ФОРА IX конгресса. Однако Антонио Сото тайно отправился в Буэнос-Айрес, чтобы добиться поддержки от проходившего в это время конгресса ФОРА-IX. Хотя Рабочее общество Рио-Гальегос входило в ФОРА IX конгресса, поддержку оно получило только от членов ФОРА V конгресса, тогда как лидеры ФОРА IX конгресса выступали против радикальных действий. Такие действия могли бы ослабить позиции правительства президента Иригойена, к диалогу с которым они стремились. В результате произошел разрыв между Рабочим обществом Рио-Гальегос и ФОРА IX конгресса, чья деятельность в центре сводилась к снижению интенсивности конфликтов и ведению переговоров с предпринимателями. В Пуэрто-Десеада и Сан-Хулиане также была объявлена всеобщая стачка под руководством анархистов. 17 декабря полиция убила участника забастовки Доминго Ф. Ольмедо. Бастующие начали захватывать в заложники полицейских, помещиков и управленческий персонал сельских фирм, конфисковывать оружие и продовольствие и создавать мобильные отряды. В районе Лаго-Архентино рабочие организовались в колонны и двинулись маршем по поместьям, поднимая пеонов, передвигаясь с места на место, чтобы избегнуть полицейских репрессий, и направившись к Рио-Гальегос. 4 января у Эль-Серрито полиция напала на них с применением огнестрельного оружия. В результате боя имелись убитые и раненые со стороны как рабочих, так и полиции.

Тем временем, 2 февраля в Пуэрто-Санта-Крус прибыли аремейские части под командованием подполковника Эктора Бениньо Варелы; они были немедленно направлены в Рио-Гальегос. Губернатор Иса договорился с Варелой не прибегать к репрессиям и 15 февраля встретился с бастующими в поместье Эль-Теро. Договорились о сдаче оружия и освобождении заложников. В обмен была принята большая часть требований трудящихся и утвержден коллективный договор, который предприниматели заключали с рабочими с 30 января[20] На следующий день забастовка была прекращена; в Рабочем обществе ликовали.

Когда войска Варелы вернулись в Буэнос-Айрес, помещики и полиция развернули репрессии против членов Рабочего общества. Начались незаконные аресты, увольнения, убийства. Тогда рабочие возобновили забастовку.

24 октября были закрыты помещения Рабочей федерации в Рио-Гальегос, Пуэрто-Десеадо, Сан-Хулиане и Пуэрто-Санта-Крус, а лидеры рабочих арестованы. Генеральный секретарь Рабочей федерации Антонио Парис был арестован и подлвергнут полицейским пыткам; позднее он был сослан вместе с другими рабочими вожаками. В Санта-Крус была объявена всеобщая забастовка. Аргентинский президент Иполито Иригойен решил направить в район силы 10-го кавалерийского полка, разделив его на 2 корпуса. Главным командовал начальник экспедиции подполковсник Варела, вторым — капитан Эльбио Анайя. Войска были отпрвлены 4 ноября 1921 г.

Силы Варелы насчитывли 200 хорошо снаряженных солдат, в то время как бастующих было около 2 тысяч плохо вооруженных людей. Хотя споры о том, действовал ли Варела по приказу правительства или по собственной инициативе, продолжаются, известно, что он прибег к «наказанию расстрелом» против бастующих пеонов и рабочих[21].