СКАСКА. 5. СМЕРТЬ ИГНАТА.
Гутарили люди, что царица Катярина хотела замуж пойти за Игната
Федоровича Некрасу, а он не хотел ее за себя брать. Катярина-то была царицей, а
Игнат - атаманом. Разных мнений они были. Игнату не понравилось, что Катярина
народ притесняла, казакох казнила, жить на Дону не разрешала людям, что от
притеснений бежали, за веру тоже притеснение делала. А Катярине не нравилось,
что Игнат-сударь автономию держит, людей до себя принимает. Вот раз на пиру
царица гутарит Игнату: «Не возьмешь меня замуж - я на тебя войной пойду!» Игнат
утешил ее, а себе на уме держит другое мнение. Призвал он до себя казакох, что за
ними шли, да сказал: «Кто со мной, тот и мой!» Казаки слово дали. Тогда он им
приказ дал: «Готовьтесь!» Катярина на радостях, что Игнат утешил ее, созвала пир.
Ну, пир идет. Все пьют, гуляют. Игнат царицу поит. Кончился пир.
Некраса остался с царицей вдвох. Уложил ее спать, а сам казакох призвал,
спрашивает их: «Готовы?» - «Готовы», - отвечают казаки. - «Раз готовы, пойдем на
Кубань». Утром встала Катярина, пытает: «А когда венчаться будем?» - «Не будем
венчаться, - отвечает Некраса. - Не могу свое мнение менять. Слово казакам дал».
- «Не будешь?» - «Нет!» - «Воевать будем!»
Началось. Царица войско свое собрала да на Игната пошла. А Игнат Некраса
погрузил всех на корабли и побег по Дону. Переправились через Дон, пошел на
Кубань. Пришел, а царица следом. Игнат переправился через Кубань. Царица
подошла с войском до берега, а Игнат стал на другом. Навели они друг на друга
пушки, палят. Сорок дней так-то бились. У царицы войско все прибывает и
прибывает. А тут салтан с войском прибег, стал на границе. Нет хода дальше Игнату
на Кубань. Собрал Игнат Круг и спрашивает: «Атаманы-молодцы, что будем делать?
Салтан дальше не пускает, а Катярина тоже с войском стоит». Круг зашумел: «Тут
останемся!» Остались! Некраса на Лабе крепость построил, станицы. Стали жить.
Катярина со своим не уходит, знай палит да палит в казакох через Кубань. Вот
Некраса тогда придумал. Зарядил пушку, навел на царицу, встал под пушку. А когда
за пушкой человек стоит, думает стрелять, то ругаться нехорошим словом нельзя.
Закон такой. Встал Игнат за пушку да заругался: «На вот тебе. мать твою!.. Я тебя
сейчас сыму с белого света!..» Сказал да стрельнул. А царица в это время тоже
стрельнула. Ядро в Игната-сударя попало и убило его. Не заругайся он, Катярине
никогда бы не убить Некрасы, он тайную силу имел. А как заругался, чародейную
силу потерял. Забыл об таком деле Игнат-батюшка!»
СКАСКА 6. ЗАПОВЕДИ Г.СКОВОРОДЫ ВЗРАСТИВШЕМУ ЕГО КАЗАЧЕСТВУ.
Сродность к воинству.
«И воином кто рожден, дерзай, вооружайся! С природою скоро научишься!
Защищай земледельчество и купечество от внутренних грабителей и внешних
неприятелей. Тут твое счастие и увеселение. Береги звание, как око. Что слаще
природному воину, как воинское дело? Закалывать обиду, защищать страждущую и
безоружную невинность, заступать общества основание - правду - сей есть его
пресладкий завтрак, обед и ужин. Не бойся: с Богом легко тебе будет нести голод,
жажду, холод, жар, бессонницу, кровокаплющие раны и самый страх смертный и
гораздо легче, нежели без него, противное ему, да уразумеешь, сколь сильная
природа. Сие воинское горе с Богом тебе будет во сто раз приятнее рангов и
доходов твоих. Ранг носить может всяк, но дело действительное делает один тот,
кто природный. Дело и без ранга дело, но ранг без дела ничто, а дело без Бога. Если
ж, звание Божие презрев, пойдешь вслед своих прихотей и посторонних советов, не
забудь проститься навек со всем утешением, хотя бы ты схоронился в роге
изобилия, и, боясь умереть телом, станешь всеминутно терпеть душевную смерть».
«Не понимаю, к чему иметь меч, если не то сечь, на что он выкован. И не
разумею, к чему носить тело, если щадить, на то терять, к чему кто им одет».
«Кто влечет к магниту сталь? Кто устремляет дорожный пламень вверх? Сей
есть Бог наш, всеми царствующий и всем все домостоящий».
Сродность к землепашеству.
«Слава Богу! Ты к сему родился затем, что иные к иному; а они рождены к
другому потому, что ты к сему. Божие сие царство есть: не спорь же. Прибирайся
пахать землю, заготовлять пищу для людей и скотов, водить стада или пчел, или что
твой Господь повелит. Не бойся самый в делании твоем труд будет для тебя
сладчайший, нежели благовонный воздух, чистые вод потоки, птиц пение, нежели и
самые трудов твоих плоды. Сего ожидает от тебя отечество твое. Если же не
повинуешься Господу, знай^что грусть загрызет душу твою среди золоченых палат и
заплачешь вспомнив поля зеленые. Рано скажешь: «Когда тот день пройдет?..» А
вечером скажешь: «Когда тот рассвет будет?..»
«Сие - то есть жить в телесном изобилии, а лишиться душевного утешения,
иметь Господа своего, висящего над очагами твоими и не покрывающего, будто
гнездо и птенцов своих, но бьющего по сердечным зеницам, как орел оленя,
сидящий на рогах его.»
СКАСКА 7. ЧТО ТАКОЕ КАЗАЧЕСТВО?
Что такое казачество, спрашиваешь ты меня, внучек? Просто так, в один миг,
не расскажешь. Нет, не только лампасы и лихость, и не алой черкески сукно, что
свободными складками льется, серебром отливая и чернью, и на сонце горя
газырями. Нет, не крымских барашков папаха, не нагайка с мудреною вязкой, что
подчас под горячую руку по спине непокорной гуляет. Не седло с дорогою насечкой и
не дедовской шашки каленый, вострый, иссиня-серый клинок, не отцова щербатая
пика и не дедов чекмень темно-синий.
Это все - только внешнее, внучек, и не раз оно в жизни менялось, приходя и в
веках исчезая. Не пойми меня накривь, голуба, - есть и в этом особая прелесть, и
беречь это надо с любовью. Но не в этом вся суть - как в орехе золоченом, что с
елки свисает: не одна ведь на нем позолота, ведь ее соскрести и не в шутку; ну, а
суть-то в зерне, в сердцевине, в том, что кроется под скорлупою. Так и здесь:
соскреби позолоту, загляни-ка на дно, да поглубже, и внимательно, взглядом
орлиным, приглянись-ка, родной, к сердцевине. Что ж отыщешь ты в недрах
глубоких, что нутро тебе скажет в ответ? А ответит оно тебе словом, словом легким,
как сон, как пушинка, но которое трудно дается, разве только трудами да кровью.
Это слово - СВОБОДА, за это наши древние пращуры бились и своею соленою
кровью напоили ковыльные степи. Вот за чем, за какою заморской, красоты
неописанной, Птицей устромлялись на Дикое Поле от жестокого гнета крестьяне, из
походов далеких драгуны, из Литвы недовольные шляхтой, от мурзы узкоглазый
татарин. Вот за что казаки умирали, заслоняя своею же грудью, а о жизни своей и
не мысля. Вот что гнало людей на чужину, где над небом сиял полумесяц, - на
турецкую вел на сторонку свое войсько Некрасов Игнатий - за полками полки да
обозы, все за той же заморскою Птицей. И еще своим виглядом орлиным ты
отыщешь заветное слово - СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Не к сердцу ль казачьему приросло
оно, слилось, застыло? Произвол - незнакомое слово. СПРАВЕДЛИВО, ПО
ПРАВДЕ, ПО-БОЖЬИ - так решали присудом народным, так по совести дело
рядили. Против Кривды стеной восставали, поднимался Степан да Кондратий - не
за прибыль, не личное благо, а за Правду, за общее дело! Так вставали зловещею
тучей. сатанисты, так потом, от стыда заалевшись, с головою, опущенной долу,
принимали колючую Правду от Бояна в плененной столице. И хотя уберечь не
сумели, передав чужакам на рассправу, но в душе-то казачьей, я верю, заодно были
все с Митрофаном.
Слово ВЕРНОСТЬ кровавою нитью пронизало историю нашу. Слово
ВЕРНОСТЬ спиною широкой подпирало державные стены. Не отцы ль наши шарили
пикой по степям на далеких границах? Не одиннадцать разве дубовых, в медь
окованных, было ворот - у князей по далеким границам? Кто держал там
бессменную стражу? Русь от ворога оборонял? Верность крепкая, верность до
гроба, но. и сами ее ожидали. И уж если вставала щетиной наша грива - так видно
недаром.
Це лише деякі Скаски. Взагалі їх більше.
6. ТРАВЕНЬ 1991. ПРОГРАМНИЙ ДОКУМЕНТ НАШОГО ОСЕРЕДКУ.
Відмова М.Гобачова підтримати проект переходу до ринку,
підготовлений комісією Шаталіна-Явлінського, криваві події у Вільнюсі
засвідчили наростаючу схильність горбачовського керівництва до союзу
з консерваторами. На !V з'їзді народних депутатів СРСР намітився
поворот від демократії до політики «міцної руки». Команду Горбачова
покинули Е.Шеварнадзе та О.Яковлев. Ускладнила ситуацію заміна
Голови Ради Міністрів СРСР М.Рижкова на прем'єр-міністра В.Павлова.
Спад виробництва, темпи грошової емісії посилювали соціальне
напруження в суспільстві. На тлі тотального спаду основних економічних
показників зростають грошові доходи населення України. Проте їх
поглинала інфляція.
Петро Чернишук передав нам Програму, Звернення Українського
Чорноморського козацтва та адресу офісу одеських козаків (отаман -
Л.Безклубий).
Збори Чорноморського козацького товариства проходили тоді
кожний четвер о 19.00 за адресою - м.Одеса, вул.Пастера 9, Український
театр (в приміщенні театру ляльок), товариство Української мови
«Південна громада». В Одесу декілька разів їздив я, декілька разів -
Гуцан В.
ПРОГРАМА-ЗВЕРНЕННЯ
УКРАЇНСЬКОГО ЧОРНОМОРСЬКОГО КОЗАЦТВА
27.04.1991
Одесити, будьте хазяями - Українським народом, а не «унікальною
общностю». Унікальною тільки тим, що її унікально мордують «вітці міста» (отцы
города) в усі віки.
1. Україні - таможню, власні гроші, свою армію - негайно!
Уряд - який би рішуче відстоював інтереси трудящої інтелігенції, селянства,
робітників, армії трудящих.
Вибори в трудових колективах, серед фермерства та в інших установах,
обранням виборщиків, а не в «номенклатурно-торгашеских» округах злодійської
партдиректорії. Скрізь по Україні старий менеджмент повинен бути змінений. Геть
партноменклатурно-пікейні жилети!
Згідно козацького Звичаю - зброю трудовим сім'ям, як віковічну українську
традицію, запозичену пізніше іншими народами. Як гарантія проти сучасного та
майбутнього тоталітаризму.
Козацтво за конституційний контроль народної конституції України, а не за
владу. І присягне тільки їй, а не уряду. Конституції єдиної, незалежної України - бути!
Негайний 4-ох річний мораторій на будь-яке переселення Москвою людей на
Україну.
Геть антинародний закон на підвищення цін! Все майно, земля негайно
рівноакцієво, без викупу - народу. Народу, який є незалежно від національності,
народом України.
Все, що номенклатура монополією торгівлі хапонула за останні 5 років у нас
- повернути дітям з дитбудинків, чорнобильцям, інвалідам, престарілим,
шахтарським сім'ям, дітям одиноких матерів.
Люд сам, як власник, повинен вирішувати, як йому хазяйнувати. Артільно з
конкурсним пери одичним переобранням менеджменту, чи осібно (фермерські сім'ї).
Геть 100% держзамовлення! Гроші трударю, а не посереднику!