СКАСКА 2. ИГНАТ-КАЗАКИ.
Предки некрасовцев - донские казаки принимали активное участие в
булавинском восстании. И после того как сам К. А. Булавин был убит,
антифеодальная борьба крепостных крестьян, работных людей и голутвенного
(бедного) казачества не прекратилась. Ею руководил бывший атаман Есауловской
станицы Игнат Федорович Некрасов. В конце 1708 года карательные войска под
командованием князя В.В.Долгорукого нанесли поражение восставшим. Чтобы
спасти людей от поголовного уничтожения, Игнат Некраса увел булавинцев на
Кубань (до 1774 года Кубань была под властью турок - Крымское ханство) - 15 тысяч
воинов, а с семьями 65-70 тысяч человек.
Слава о храбрых степных рыцарях, казаках, в то время была известна далеко
за пределами Дона и Днепра. Среди природных воинов тюркских и монгольских
племен, населявших юг нынешних России и Украины, Крым и Кавказ, имя казака
было окружено легендой. Крымские татары хорошо знали казаков - часто с ними
воевали, но и часто были кунаками, и когда Некраса с горстью своих соратников,
отбиваясь от многочисленной армии Долгорукого, вошел в пределы Крымского
ханства, то был встречен с почестями.
Казакам отвели лучшие земли по Кубани. Барон Тотт: «Эта нация
эмигрировала из России и жила на Кубани. Ее возглавлял некий Игнат, более
дороживший своей бородой, чем свободой. Он ушел к хану со своей многочисленной
свитой, чтобы избежать жестокостей Петра Первого. Татары находили сходство в
словах: инат - настойчивый, упрямый по-татарски и Игнат - христианское имя,
откуда и получилось прозвище Игнат-Казак, так за ними и оставшееся. Казаки
сохранили христианство, а их знамена были украшены крестами. Они ели свинину и
возили в поход засушенные окорока и всюду их выставляли, чтобы наглядно
подчеркнуть магометанам, что они своей вере не изменили».
СКАСКА 3. МЫ ЦАРЯ ПЕРЕЖИЛИ.
Мы, некрасовцы, много горя видели. А наши предки, не приведи Господь,
сколько натерпелись от царизма. Царица Катярина свое войско посылала разорять
наши станицы. Сколько годов ее полковники розоряли да убивали нас, некрасовцев!
Нельзя было больше оставатися. Вот и надумали уходить. А тут войско царицы
окружило нас. Собрат ночью військо Игнат да повел всех. Уходили молчком, никто
не гутарил, слова громко сказать не смел. Женщины, дети, старики под охраной, кто
вброд, кто на каюках через плавни и Кубань шли. Шли так-то до Черного моря, по
плавням, камышам, а следом за казаками шло войско царицы. Ночью огня не жгли,
чтоб не могли заметить казакох войска Катярины. Если дите какое заплачет, то
матери приказывали бросить дите в воду. Женщины не хотели того делать,
закрывали рты младенцам, а они задыхались, умирали, так мертвых младенцех и
несли с собой. Были такие женщины, которые не топили своих детей и не закрывали
рты младенцам, когда они кричали, так таких женщин топили с детьми, чтобы не
выдать криком наших. Много народу потопло в плавнях Кубани. Что поделаешь?!
Нельзя было выдавать всех из-за младенца. Царица тогда побила б все наше
Войско Кубанское. Многие матери с ума сошли, когда детей бросали в воду и
топили. Пришли наши на Черное море, тут корабли Игнат приготовил. Сели на
корабли, побегли по морю. Тогда все войско проклятие послало царице. А пуще
казакох женщины Катярину и ее мужа - царя Ероху проклинали. Все землю
прикусили - клятву дали, чтоб не возвертаться в Расею до царя и цариц.
На море наших шторма застигла. Много народа погибло. Кто пошел за
Игнатом-сударем, тот живой остался. А кто за его братьями - все погибли. А мы -
царя вот пережили, потому что наши предки держались Игнатия Некрасы.
СКАСКА 4. КРУГ.
На майдане управление было свое, так повелось от Игната. Всему голова -
Круг. На Круг ходили все казаки. Исполнится парню 18 годов - он казак, должон
ходить на Круг. Сходятся все казаки. Первым приходит атаман, за ним - старики, а
потом казаки. Атаман посреди майдана сидит на стуле, старики вокруг него на
скамеечках. Женатые казаки становятся в круг наперед, а за ними бурлаки, а за
бурлаками женщины. Женщины тоже ходили на круг, только они дела не решали.
Круг выбирал войскового атамана, есаула на один год. Выберут их, они правят
станицей, а чтоб решать какое дело, атаман без Круга не мог. Идут казаки в поход -
собирается Круг, на нем выбирают походного атамана, полковников, есаула и другие
чины. Походным атаманом, полковником избирался казак, когда ему исполнится 40
лет, а есаулом - в 30 лет мог быть казак. В войсковые атаманы моложе 50 лет не
выбирали. Атаман без Круга ничего не делал. Приговорит круг, атаман исполняет.
Круг собрать мог только атаман, без его слова никто не имел «правов» кликать на
Круг. Вот только если атаман Войска поступил не по совести, не по закону, изменил
слову Игната, тогда любой казак мог собрать Круг. Такой Круг назывался
«Игнатовым кругом» (Кругом справедливого суда над атаманом), на нем учили
атамана, а могли и сверзить его. Вдарит казак в колокол, соберутся казаки, женщины
- все прибегали на такой Круг и атамана приводили. Какой казак в колокол звонил,
выходил посередь Круга и гутарил, что атаман завет нарушил или измену учинил
Войску. Выслухают его, а потом Круг шуметь начинает, кричат разное на атамана,
ругают его. Выйдет в Круг почтенный старик, спросит: «Атаманы-молодцы, все
славное Войско! Виноват атаман?» Все кричат: «Виноват!» - «Что будем делать,
атаманы-молодцы?» - «Поучать!» - все кричат и шапки бросают вверх. Тогда старик
гутарит: «Аминь!». Скажет так старик, значит, Круг приговорил. После того он
подходит до атамана, забирает у него насеку, гутарит: «Круг приговорил поучать
тебя, атаман».
Подходят до атамана охочие казаки, разденут его, положат на землю, дадут
ему плетей 30, а то и 50 - сколько Круг скажет. После учения атаман должон
одеться, поклониться Кругу на все четыре стороны, потом сказать: «Спаси, Христос,
что поучили, атаманы-молодцы! Простите меня, господа казаки, неразумного.» Когда
Круг прощает, то кричат: «Бог простит! Бог простит! Не греши боле!» Как круг
простит, тот старик, что отбирал насеку, возвернет ее атаману. Возьмет атаман
насеку, тут все казаки, что на Кругу бывают, валятся ему в ноги, просят: «Прости нас,
господин атаман, что поучали». Атаман всегда должон отвечать: «Бог простит! Бог
простит!" Не ответит так - его еще раз Круг учить будет. После учения атаман
правит Кругом. Другой раз он не станет неправду делать, а сделает - его поучат да
сверзят. А то еще Круг может и не простить.
А непрощенного Кругом мог убить каждый, потому что он бунтовщик, идет
супротив Войска, заветов Игната. Вперед всего на Кругу решали войсковое дело. Ну,
к примеру, куда поедут казаки рыбу ловить, сколько Войско должно платить налога,
какого старика поставить учителем, дьяком или в попы, кому из сирот помочь. Как
Круг все дела Войска решит, тогда начинают слушать жалобы, суд творить. Есаул
докладывает Кругу, в чем провинился казак или казачка. Атаман после есаула
спрашивает: «Атаманы-молодцы, как рассудите дело? - Называет по имени-
отчеству виноватого. - Наказывать или простить?» Когда Круг посчитает виноватым,
так кричат: «Наказать!», «Поучить!». А если Круг признает невиноватым или вина
малая, то кричат: «Простить!», «Помиловать!» Виноватого учат. Малая вина -
плетей десять, двадцать. Скажут старики, сколько плетей, есаул докладывает Кругу.
Примет Круг, тогда виноватого наказывают. Бьют охотники, атаман смотрит, чтобы
били все по праву, по одному месту два удара не делали, а то можно покалечить
казака. За большую повинность по 50, а то и по 100 плетей давали. По стольку
давали за измену мужа жене. Дадут 100 ударов, перенесет, так живой будет. За
измену жены, ее «в куль, да в воду». За большее преступление перед Войском, ну, к
примеру, убил кто кого, такого убивали без суда. А кто хотел убить, с ножом
бросался, такого на месте артельно били. Выживет - на Круг ведут. Приведут, Круг
его выдает тому, на кого он покушение делал. Обиженный, бывало, привяжет
виноватого за свой палец ниткой и домой ведет. Оборвет виноватый нитку, его бьют
все до смерти. Кому головой выдают, он хозяин: хочет - простит, хочет - убьет
виновного. Что хочет, то и делает. Приведет домой, нитку привяжет до забора, а сам
уходит в хату. В это время приходят родные виноватого. Они несут подарки, вино,
разное угощение, просят, молят, уговаривают обиженного. Ну, он долго не
соглашается, а потом прощает. Простит, тогда виноватый такой же казак, как все,
его пальцем никто не тронет. А кто украл у кого что, его за такое дело плетьми до
смерти бьют.