Наибольшие сдвиги произошли в области промышленности. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. В годы петровского правления их стало более 100. Наряду с Москвой и прилегающими к ней губерниями Нечерноземного центра складывались два новых промышленных района: Урал и Петербург, значение которых быстро возрастало.
Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. К середине XVIII в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше Англии и занимала ведущее место по производству металла. Государственные потребности (Северная война) обусловили рост производства металла. Наряду с существовавшими еще в XVII в. заводами в районе Тулы, Каширы и Калуги возникли металлургические мануфактуры в Карелии, а затем и на Урале. К середине XVIII в. 61 завод из 75 действовал на Урале. Производство металла позволило создать, кроме Тульского, оружейные заводы в Сестрорецке и в Олонецком крае. В 1719 г. была опубликована Берг-привилегия (указ Петра). Она позволяла всем жителям России заниматься поисками полезных ископаемых и с разрешения Берг-коллегии основывать заводы, т.е. провозглашала горную свободу.
В центре страны наибольшее развитие получила текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые также работали в основном на армию. Наиболее значительными предприятиями были Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры в Воронеже, Казани, на Украине.
В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве). Дальнейшее развитие получило ремесло. В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах. Образование цехов, с одной стороны, отражало подъем ремесла на более высокий уровень, но, с другой, цеховая замкнутость препятствовала вступлению в них русских горожан и крестьян и тем самым тормозила развитие мелкотоварного производства.
Русская промышленность развивалась в условиях господства крепостничества. Так как в стране почти не было свободных рабочих рук, на предприятиях, организованных Петром I, использовались работавшие по найму иностранные мастера, солдаты, а также беглые крестьяне и посадские люди, бродяги, каторжники и т.д. В первые годы создания крупной промышленности в России использовался наемный труд. Однако его резервы были невелики, а установившаяся в стране крепостническая система вскоре включила промышленность в свою сферу. Владельцы заводов стали усиленно распространять крепостнические порядки на мануфактуры.
В 1721 г. был издан указ, разрешавший заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. Таких работников называли посессионными крестьянами.
Таким образом, особенностью развития русской промышленности первой половины XVIII в. было широкое использование феодально-зависимого, несвободного труда. Русская мануфактура, особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная и суконная промышленность, сближались с крепостной вотчиной. Вольнонаемный труд использовался эпизодически.
Изменения в области сельского хозяйства были незначительны. Продолжалось сельскохозяйственное освоение новых земель на юге страны, в Поволжье и Сибири, расширялись посевы технических культур (льна, конопли, табака, винограда и т.п.), разводились более продуктивные породы скота.
В то время наиболее привычным для дворян путем угнетения производства было усиление крепостного гнета. Закон не определял размер крестьянских повинностей, он устанавливался самим помещиком.
Развитие промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внешней и внутренней торговли. Улучшились пути сообщения. Были построены каналы, соединявшие Волгу с Невой (Вышневолоцкий и Ладожский). Было задумано и даже начато строительство каналов между Москвой и Волгой, однако прекращено из-за недостатка средств.
Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. По-прежнему большую роль играли ярмарки, т.е. в стране продолжался процесс складывания всероссийского рынка. Дальнейшее развитие получила внешняя торговля, главным центром которой стал Петербург, куда приходило до тысячи торговых судов в год.
Наряду с серебряными монетами стали чеканить медные разменные монеты. В 1704 г. количество серебра в рубле уравнялось с весом ста медных копеек. Правительство Петра оказывало постоянную поддержку русским купцам и промышленникам (политика протекционизма). В целях поощрения купечества в 1724 г. был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров и ограничивавший ввоз иноземных. К 1726 г. ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз. Петр понимал, что торговля укрепляет мощь государства. Такая поддержка купечества объективно способствовала созданию капиталов в сфере торговли, что подготавливало возникновение капиталистического уклада в стране.
Таким образом, в экономическом развитии имелись значительные достижения. В производящих и металлообрабатывающих отраслях, стимулируемых новым спросом вооруженных сил, наблюдался быстрый и поразительный прогресс. Выплавка железа и меди, производство пушек и якорей, изготовление стрелкового оружия выросли как никогда прежде в истории России. В других отраслях промышленности, связанных с армией и флотом, типа производства ткани для парусов, тоже имел место значительный прогресс. Но все же это не привело к большим переменам в жизни русского населения, а если развитие и происходило, то это часто приводило к ухудшению положения, например к увеличению числа крестьянских хозяйств, «приписанных» для фабричного труда или даже купленных владельцами фабрик. Растущие требования правительства выполнялись более жесткой эксплуатацией существующей экономики, представленной в основном традиционным крестьянским сельским хозяйством, или, в крайнем случае, созданием новых ресурсов и поколения нового благосостояния.
Церковную реформу с полным основанием можно отнести к важнейшим административным начинаниям Петра – она коренным образом изменила положение церкви в государстве и решительно пресекла ее притязания на вмешательства в светские дела. Новшества коснулись двух сторон жизни церкви – ее материальных ресурсов, т.е. церковного землевладения, и места в государственной структуре.
Принципиальное отличие церковной политики Петра от ее предшественников состояло в том, что она строилась не на базе личных отношений между представителями светской и духовной власти, а на тезисе, что все, в том числе и монарх, являются слугами государства и что церковь тоже обязана вносить свою лепту в эту службу. При такой постановке вопроса не могло быть и речи о независимости церкви, ее материальной и политической самостоятельности.
Важный этап во взаимоотношениях светской и духовной властей связан со смертью патриарха Адриана в 1700г. Известный прибыльщик А.А. Курбатов отправил письмо находившемуся под Нарвой Петру с рекомендацией повременить с избранием нового патриарха и создать учреждение для управления монастырскими вотчинами во главе с И.А. Мусиным-Пушкиным.
Царь с охотой воспользовался советами Курбатова: вместо избрания нового патриарха он изобрел новую должность, целиком зависимую от воли государя, – местоблюстителя митрополита Стефана Яворского. Царь надеялся найти в Яворском активного сторонника церковной реформы и преобразований, но ошибся: рязанский митрополит придерживался консервативных взглядов, был тайным сторонником восстановления патриаршества, не поддерживал нововведений.
Царь внял и совету Курбатова создать «особливый расправный приказ для сбора и хранения казны» – в 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ для управления вотчинами во главе с боярином Мусиным-Пушкиным.
По данным на 1702 г. духовенству принадлежала 1/5 всех крестьян страны. Монастырские вотчины были разделены на две категории – «определенные», доход с которых поступал на нужду монастыря, и «заопределенные», управляемые агентами Монастырского приказа, доход с которых поступал в казну. Тем самым была осуществлена частичная секуляризация церковных владений, т.е. передача их и доходов с них в управление светского учреждения.
В 1721 г. духовное ведомство, наконец, обрело высшее учреждение, сменившее местоблюстителя патриаршего престола - Духовную коллегию, переименованную в Синод. В руководство коллегии был дан Духовный регламент. В нем указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха и на политические неудобства, проистекающие от преувеличения авторитета патриаршей власти в делах государственных. Коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода , по регламенту определяется так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора (в их число входили представители черного и белого духовенства). Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было и целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была взята с общего типа организации коллегий.
Членов Синода назначал царь, они были приравнены к чиновникам прочих светских учреждений: они получали из казны жалование, приносили присягу на верность государю и обязывались безоговорочно выполнять его повеления. Церковным иерархам предписывалось «в мирские дела и обряды не входить ни для чего».
Так учреждением Синода Петр вышел из затруднительного положения, в котором был много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту власть того политического влияния, с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего.