11 сентября был задержан и потоплен английский пароход «Лоувет», построенный в 1911 году (6012 т), переоборудованный в войсковой транспорт[27]. Около 22:00 12 сентября был остановлен английский пароход «Кабинга» (4657 тонн, 1907 год). Поскольку согласно судовым документам большая часть груза принадлежала американским владельцам, Мюллер решил не топить пароход, опасаясь возможных реституционных требований с их стороны, а также не желая подвергать риску находящихся на борту женщин и детей. Вместо этого «Кабингу» было решено использовать как плавучую тюрьму, переведя туда пленных с «Маркоманнии»[28].
В течение следующих двух суток были задержаны и потоплены ещё три британских судна: «Кайллин» (1908) с грузом 6 тыс. тонн угля, «Дипломат» (1912 год, 7615 тонн) с грузом чая[29] и «Треббоч», следовавший в Калькутту в балласте. Экипажи судов были переведены на «Кабингу», а 14 сентября Мюллер приказал отпустить переполненный пленными пароход[30]. Через короткое время дозорные крейсера обнаружили ещё одно судно, которое сделало попытку уйти от погони, подавая сигналы бедствия. Пароход остановился только после того, как крейсер открыл огонь на поражение. Абордажная команда установила, что это — судно «Клан Мэфисон» (4775 т), следовавшее в Калькутту с грузом автомобилей, велосипедов и паровых двигателей. Судно затопили, открыв кингстоны и взорвав заряды в трюме[31]. Помимо захваченных британских судов за время действий у Калькутты были остановлены и отпущены два итальянских парохода[32].
После того, как «Кабинга» была освобождена, а «Клан Мэфисон» сумел подать сигналы бедствия, оставаться в районе Калькутты стало небезопасно, и капитан Мюллер направился на юго-восток к Рангуну. 18 сентября «Эмден» встретил судно нейтральной страны, Норвегии, капитан которого согласился доставить пленных в Рангун[33]. На следующий день крейсер взял курс на запад, направляясь к Мадрасу[34].
Бомбардировка Мадраса
Пожар нефтехранилищ в Мадрасе после обстрела
22 сентября «Эмден» приблизился к Мадрасу. В 17 часов «Маркоманния» взяла курс на юг, к заранее условленной точке рандеву у побережья Цейлона, а на крейсере снова установили фальшивую четвёртую трубу, и он направился в гавань Мадраса. Несмотря на военные действия и полученные известия о германском рейдере, все навигационные огни и маяки в гавани действовали, охранения не было, береговые батареи были не готовы к отражению нападения, и «Эмден» беспрепятственно подошёл к берегу на дистанцию в 2800-3000 метров. В 21:45 крейсер включил прожектора и открыл огонь из пяти орудий правого борта по нефтехранилищу. С третьего залпа цель была накрыта и вскоре на месте нефтяных баков возник огромный пожар. За полчаса было сделано около 130 выстрелов, и когда береговая батарея открыла ответный огонь, крейсер выключил прожектор и, прекратив огонь, скрылся во тьме. Батарея успела сделать шесть (по другим данным — девять) выстрелов, но не добилась попаданий[35][36].
Обстрел нанёс сравнительно небольшой материальный ущерб — сгорело 5000 т нефти, но был достигнут огромный пропагандистский и психологический эффект. Европейцы стали покидать город, среди местного населения начались волнения, престижу Британии был нанесён серьёзный урон[35].
После этого инцидента англичане организовали освещение прожекторами всех крупных гаваней, что предотвратило дальнейшие нападения, но, по свидетельству старшего офицера крейсера капитан-лейтенанта Мюкке (нем. Hellmuth von Mücke), значительно облегчило крейсеру навигацию в прибрежных водах[37].
Цейлон, Мальдивы и архипелаг Чагос
После рейда на Мадрас капитан Мюллер решил сменить район действий, и уйти из Бенгальского залива. 23 сентября «Маркоманния» была встречена в условленной точке, и оба корабля взяли курс на юго-восток, к Цейлону. Через день, 25 сентября крейсер остановил и потопил очередные призы — английские пароходы «Кинг Ланд» (3650 т), следовавший в балласте в Калькутту, и «Тимерик» (4000 т), идущий в Англию с грузом сахара[38].
Поскольку вход в гавань Коломбо ночью освещалась прожекторами и внезапная атака была невозможна, Мюллер решил направиться к острову Миникой. Рядом с островом проходила важная торговая трасса, а большой маяк служил ориентиром для судов, курсировавших между Аденом и Коломбо. 26 сентября, на пути к Миникою был захвачен «Грайфевел» (4437 т), направлявшийся в балласте в Коломбо. Судно было решено не топить, а использовать для содержания пленных экипажей. На следующий день был остановлен пароход «Бьюреск» (4350 т) с чрезвычайно ценным для рейдера грузом — он был зафрахтован британским Адмиралтейством и перевозил в Гонконг 6600 т первосортного угля для английских боевых кораблей. Этого было достаточно для обеспечения крейсера в течение длительного времени. На следующий день были потоплены ещё два судна, шедшие в балласте из Адена — «Рибера» (3500 т) и «Фойл» (4147 т), также был остановлен и отпущен после досмотра голландский пароход «Диосия»[39]. После этого Мюллер принял решение отпустить «Грайфевел» с пленными и сменить район действий, перебазировавшись к Мальдивским островам[40].
29 сентября остатки угля и смазочных материалов с «Маркоманнии» были перегружены на «Бьюреск», и на следующий день пароход ушёл с новым приказом: встретиться в условленной точке с «Понтопоросом», забрать с него призовую команду и остатки угля, расплатиться с капитаном и отпустить греческое судно, затем запастись пресной водой и продовольствием в одном из нейтральных портов и вернуться к крейсеру. Выполнить приказ «Маркоманния» не смогла, 12 октября, при перегрузке угля суда были обнаружены английским крейсером «Ярмут», «Маркоманния» была затоплена призовой командой, а «Понтопорос» захвачен и приведен в Сингапур[34].
«Эмден» в сопровождении «Бьюреска» взял курс на архипелаг Чагос. По пути крейсер пересёк торговые линии Австралия-Аден и Кейптаун-Калькутта и в течение нескольких дней патрулировал в этом районе, но не встретил никаких судов. 9 октября корабли бросили якорь в бухте острова Диего-Гарсия и команды приступили к перегрузке угля, кренгованию крейсера для очистки подводной части от обрастаний и к переборке и очистке от золы и накипи котлов. На острове находилась маленькая французская колония и фабрика по производству кокосового масла. Никакой связи с внешним миром, кроме судна, заходившего раз в несколько месяцев за продукцией фабрики, у колонистов не было и они ничего не знали о начавшейся войне. Мюллер не стал их информировать, под предлогом того, что его корабль якобы находится в длительном одиночном плавании и также давно не получал новостей. Немецкие моряки починили колонистам сломавшийся моторный бот, офицеры крейсера были приглашены на завтрак к директору фабрики, команда спокойно завершила погрузочные и ремонтные работы[34].
10 октября крейсер покинул гостеприимный островок. Первоначально планировалось направиться к Пенангу, но когда радисты крейсера перехватили радиограмму из Коломбо, в которой сообщалось, что «Эмден» покинул район торговых трасс близ Цейлона и судоходство там безопасно, Мюллер решил взять курс на Миникой. 15 октября крейсер заправлялся углём у Миладу-Маду, самого северного из Мальдивских островов, а вечером того же дня вернулся к берегам Миникоя, откуда ушёл всего две недели назад. В 23:00 было замечено первое судно, оказавшееся британским пароходом «Клан Грант» (3948 т), следовавшим в Коломбо. На судне были обнаружены большие запасы провизии и сигарет, которые было решено перегрузить на крейсер. Погрузку начали на следующий день утром, с парохода были сняты также запасные детали для паровой машины и огнеупорные кирпичи для ремонта котлов крейсера. В разгар работ были замечены мачты приближающегося корабля, сильно раскачивавшиеся на океанской волне. Опасаясь, что это может быть вражеский эсминец, Мюллер приказал приготовиться к бою. Когда расстояние сократилось, загадочный корабль оказался землечерпалкой «Понраббела», следовавшей из Англии в Тасманию. После того, как экипаж был эвакуирован, землечерпалка была пущена на дно тремя орудийными выстрелами, после чего был потоплен и «Клан Грант». Крейсер взял курс на восток и вечером того же дня захватил и пустил на дно ещё один английский пароход — «Бенмор» постройки 1912 года, 4806 т, с грузом автомобилей, моторных лодок и запасных частей[41].
За двое суток 18-19 октября «Эмден» захватил ещё четыре британских судна: только что построенный «Тройлус» (7562 т), следовавший из Коломбо в Англию с грузом меди, каучука и цинка, «Сент Эгберт» (5596 т), следовавший с грузом сахара в Нью-Йорк, «Эксфорд» из Кардиффа, перевозивший 6500 тонн угля для британского флота и «Чилкана» (1910 год, 5220 т) с экипажем из китайских матросов. После того, как с захваченных судов было снято все необходимое, а радиостанция «Чилканы» перенесена на «Эксфорд», «Чилкана» и «Тройлус» были затоплены, «Сент Эгберт», груз которого принадлежал американцам, был отпущен со всеми пленными и получил разрешение следовать в любой порт, кроме Коломбо и Бомбея. «Эксфорд» присоединился к крейсеру в качестве ещё одного угольщика. Часть китайских матросов Мюллеру удалось нанять в качестве кочегаров на «Эксфорд» и «Бьюреск». В сопровождении двух угольщиков крейсер обогнул Цейлон с юга, 22 октября «Эксфорду» было приказано уходить и ждать крейсер в условленной точке, а «Эмден» и «Бьюреск» двинулись в восточном направлении[41].
Рейд на Пенанг
Крейсер Жемчуг. 1914
26 октября «Эмден» принял уголь у побережья Никобарских островов и расстался со вторым угольщиком, назначив «Бьюреску» место для рандеву и взял курс на Пенанг. Снова была установлена фальшивая четвёртая труба и закончены последние приготовления к бою. Около 5 часов утра 28 октября «Эмден» достиг Пенанга, где, как и в Мадрасе, работали все навигационные огни и маяки, светомаскировка не соблюдалась, стоящие на рейде боевые корабли были освещены. С выключенными огнями и не поднимая флага крейсер подошёл ко входу во внутреннюю гавань и задержался у входного буя, чтобы дать возможность сигнальщикам оценить обстановку. После того, как самый крупный военный корабль был опознан как русский бронепалубный крейсер «Жемчуг» он был избран мишенью для первой атаки[42].