Смекни!
smekni.com

Эмден крейсер, 1908 (стр. 3 из 5)

Приблизившись к «Жемчугу» неопознанным на дистанцию 800 метров, «Эмден» поднял германский флаг, выпустил торпеду и открыл огонь из орудий правого борта. Русский крейсер постройки 1903 года и принимавший участие в Цусимском сражении имел более мощный главный калибр чем «Эмден» (8х120мм), но оказался совершенно неподготовленным к внезапному нападению: командир корабля, капитан второго ранга барон Черкасов находился на берегу, вахтенный офицер спал, его разбудили когда дозорные доложили о приближении неопознанного крейсера, но на верхнюю палубу подняться он не успел, команда несла службу по обычному якорному расписанию. Первая торпеда поразила русский крейсер в районе кормы, за последней трубой и он стал быстро оседать, набирая воду. «Эмден» начал разворот, за это время «Жемчуг» успел сделать несколько ответных выстрелов, но не добился ни одного попадания. Вторая торпеда, пущенная из аппарата левого борта, попала в носовую часть, вызвав детонацию боезапаса. В результате мощного взрыва «Жемчуг» разломился пополам и затонул в течение нескольких минут. Из 340 человек команды корабля погибло 82 и было ранено 115. Впоследствии командир и старший офицер «Жемчуга» были разжалованы в матросы и приговорены к заключению в крепость[43].

Потопив «Жемчуг», «Эмден» повернул вправо, чтобы уничтожить стоящие без хода французские миноносцы «Фронда» и «Пистолет» и канонерскую лодку «Д’Ибервиль», но в это время дозорные заметили корабль, появившийся у входа в гавань. Опасаясь оказаться в западне, Мюллер приказал немедленно атаковать неопознанный корабль. После того как дистанция сократилась, выяснилось, что это был невооружённый катер губернатора острова, и крейсер немедленно прекратил огонь. Несмотря на одно попадание в трубу, на борту катера никто не пострадал. К этому моменту крейсер уже вышел из внутренней гавани, и, поскольку фактор внезапности был утрачен и возвращаться было слишком рискованно, Мюллер приказал спустить боевые флаги и уходить.

Когда внешний вход в гавань был пройден, крейсер встретился с английским судном «Глентуррет», но высадившаяся на него призовая партия была срочно отозвана, а пароход отпущен, так как сигнальщики заметили французский корабль, приближающийся с севера[44]. «Эмден» пошёл на сближение и с дистанции 4300 метров открыл огонь. Канониры крейсера добились попадания с третьего залпа, на миноносце взорвались котлы, и он потерял ход, но продолжал вести огонь из кормового орудия и сумел выпустить торпеду по крейсеру. После десятого залпа миноносец стал тонуть и крейсер спустил шлюпки, чтобы подобрать уцелевших. На борт были подняты 36 человек из 76 составлявших экипаж миноносца, 12 были ранены, некоторые тяжело. Пленные сообщили, что их кораблём был миноносец «Мушкет» 1902 года постройки, водоизмещением 310 тонн, вооружённый двумя торпедными аппаратами, одним 65-мм и шестью 47-мм орудиями[45].

После окончания спасательной операции Мюллер приказал увеличить ход до 22 узлов. Дозорные обнаружили ещё один французский миноносец, преследующий крейсер (это был сумевший развести пары «Пистолет»), но Мюллер решил не ввязываться в бой, чтобы как можно скорее покинуть район Пенанга. Через несколько часов пошёл сильный дождь и противники потеряли друг друга из виду.

В течение следующих двух суток умерли и были похоронены в море с воинскими почестями трое тяжелораненых французских моряков. Около четырёх утра 30 октября крейсер перехватил английский пароход «Ньюборн» (3000 т). Опасаясь за состояние раненых, Мюллер не стал топить пароход, а отпустил его со всеми французскими пленными, предварительно взяв с них письменное обязательство не участвовать больше в военных действиях против Германии. После этого «Эмден» направился к индонезийскому острову Симёлуэ, у берегов которого было назначено рандеву с «Бьюреском»[46].

2.3. Бой у Кокосовых островов. Гибель «Эмдена»

Кокосовые острова

31 октября «Бьюреск» был встречен в условленном месте, 2 ноября в торжественной обстановке Мюллер наградил медалями 40 матросов крейсера. После окончания очередной погрузки угля у побережья Западной Суматры «Бьюреск» ушёл, получив координаты новой точки встречи.

Следующие несколько суток «Эмден» крейсировал в районе Зондского пролива в ожидании встречи с «Эксфордом» и в попытках перехватить японские и английские торговые суда. Встреча с «Эксфордом» состоялась 8 ноября и принявший командование угольщиком лейтенант Лаутербах получил приказ идти к острову Сокотра и ожидать там встречи с крейсером. Мюллер планировал перебазироваться в район Аденского залива, но пред этим он решил уничтожить радиостанцию и кабельную релейную станцию на острове Дирекция, одном из Кокосовых островов, нарушив таким образом связь Австралии с внешним миром.

Австралийский крейсер «Сидней»

Около 6:30 утра 9 ноября «Эмден» бросил якорь в гавани острова Дирекция и высадил вооружённую десантную партию в которую вошли 32 матроса, 15 техников и три офицера. Командиром десанта был назначен старпом, капитан-лейтенант Мюкке. Прежде чем десантники добрались до островной радиостанции она успела передать в эфир сигнал SOS и сообщение о неопознанном военном корабле. Несмотря на попытки немецкого крейсера заглушить сигнал он был принят находившимся в 55 милях от острова австралийским крейсером «Мельбурн», флагманским кораблём эскорта большого австралийско-новозеландского войскового конвоя направлявшегося в Коломбо. Командир «Мельбурна», капитан Сильвер (англ. Mortimer T. Silver), командовавший и силами эскорта, по радио приказал крейсеру «Сидней» отделится от конвоя и обнаружить неизвестный корабль. Радисты «Эмдена» перехватили приказ, но из-за слабости сигнала сочли, что до противника не менее двухсот миль, и Мюллер, вместо того, чтобы немедленно выйти в море приказал вызвать по радио «Бьюреск» и приготовиться к погрузке угля, в то время как развившему максимальную скорость «Сиднею» до острова оставалось менее двух часов хода.

За это время десантники уничтожили радиостанцию, взорвали мачту с антеннами, склад кабелей и приступили к уничтожению кабельной подстанции. В 9:00 дозорный на мачте крейсера заметил приближающийся дым, и на борту предположили, что на горизонте появился «Бьюреск», но в 9:12 приближающийся корабль был опознан как четырёхтрубный крейсер. В 9:15 десантной партии был дан приказ сиреной и флагами срочно вернуться на борт, но выполнить его команда Мюкке не успела — в 9:30 крейсер снялся с якоря. Первоначально корабль идущий к острову был опознан как английский крейсер «Ньюкасл»[47], но вскоре выяснилось, что «Эмдену» достался гораздо более сильный противник. «Сидней» был значительно крупнее, быстроходнее, лучше бронирован и вооружён более мощными и дальнобойными 152-мм орудиями, значительно превосходя немецкий крейсер по этим параметрам[48]. 105-мм орудия «Эмдена» были неспособны нанести сокрушительный ущерб кораблю противника и основной задачей в предстоящем бою Мюллер считал выход на дистанцию торпедной атаки[49].

Останки «Эмдена»

В 9:40 «Эмден» открыл огонь первым с дистанции около 9 тысяч метров и с третьего залпа добился попадания в австралийский крейсер, уничтожив кормовой дальномер. Последующие попадания вызвали пожар и вывели из строя одно из носовых орудий. Австралийским канонирам понадобилось больше времени для пристрелки, но на двадцатой минуте боя «Эмден» начал получать попадания, а к 10:20 немецкий крейсер потерял переднюю трубу, были выведены из строя система управления огнём, рулевое управление и радиостанция, отсутствовало электроснабжение. Из-за больших потерь среди канониров и необходимости подавать снаряды из погребов вручную ответный огонь «Эмдена» значительно ослаб. Используя преимущество в скорости, австралийский крейсер удерживал выгодную дистанцию. К 10:45 были потеряны две задние трубы и мачта, скорость крейсера из-за потери тяги в топках упала до 19 узлов. Шансы на успешную торпедную атаку были минимальными, но Мюллер продолжал попытки, пока ему не доложили, что торпедный отсек затоплен из-за пробоин ниже ватерлинии. В 11 часов Мюллер приказал прекратить огонь и двигаться к острову Норт Киллинг, самому северному из Кокосовых островов. Поскольку продолжение боя стало бессмысленным, капитан решил спасти оставшихся в живых членов экипажа, а корабль на полном ходу выбросить на берег, а затем открыть кингстоны, чтобы он не достался противнику[50]. В это время на горизонте появился «Бьюреск», и «Сидней», оставив очевидно небоеспособный немецкий крейсер, пустился в погоню за угольщиком[51].

Когда «Сидней» настиг угольщик, он уже тонул, команда успела открыть кингстоны. Взяв на буксир шлюпки с экипажем, австралийский крейсер вернулся к «Эмдену», и сигналом прожектора потребовал капитуляции. Поскольку ответа не последовало, а на уцелевшей мачте по-прежнему развевался стеньговый флаг «Сидней» снова открыл огонь. После первого же залпа немецкий крейсер спустил боевой флаг и выбросил белый, сигнализируя о капитуляции. Отправив к «Эмдену» шлюпку с врачом и медикаментами, «Сидней» ушёл к острову Дирекция, чтобы выяснить судьбу узла связи и захватить немецкий десант. Австралийцы вернулись к Норт Киллинг лишь на следующий день. К Мюллеру от капитана Глоссопа (англ. John C T Glossop), командира «Сиднея» прибыл офицер-парламентер с формальным требованием капитуляции. В письме констатировалось безвыходное положение немецкого крейсера, гарантировалось гуманное обращение с пленными и оказание помощи раненым. Мюллер ответил согласием и экипаж «Сиднея» приступил к спасательной операции. Мюллер покинул крейсер последним, при прибытии на борт австралийского корабля ему были оказаны капитанские почести, уцелевших членов экипажа ждал специально приготовленный обед, раненых поместили в судовой лазарет.