4) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения (только при социальном найме);
5) может иметь иные права, предусмотренные федеральными законами и договором социального найма.
В то же время наниматель обязан: использовать жилое помещение только для проживания; обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии; своевременно вносить плату за жилое помещение (ст. 678 ГК).
В соответствии с п. 1 ст. 687 ГК договор может быть расторгнут нанимателем с согласия других граждан, постоянно проживающих с ним в любое время с письменным предупреждением наймодателя за три месяца.
Наймодатель может расторгнуть договор найма жилого помещения только в судебном порядке и только по следующим основаниям:
1) невнесение нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме в случае невнесение платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа;
2) разрушение или порча жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает (п. 2 ст. 687 ГК).
Также договор найма жилого помещения, может быть, расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре, если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, в случае его аварийного состояния и в других случаях, предусмотренных жилищных законодательством (п. 3 ст. 687 ГК).
Договор хранения
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК). «Как видим, договор хранения в соответствии с многолетней традицией рассматривается в качестве реальной сделки, которая, по общему правилу, считается заключенной с момента передачи вещи от поклажедателя хранителю. Однако договор хранения может носить и консенсуальный характер, если соглашением сторон предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок»[4].
Договоры хранения можно разделить на два вида: бытовые (как правило, безвозмездные) и коммерческие. Это деление отчетливо видно в нормах ГК, регулирующих ряд договорных условий и ответственность. Договор хранения принадлежит к группе обязательств, направленных на выполнение работ и оказание услуг. Этот признак позволяет отграничить его от договоров, имеющих иную направленность (передача имущества во временное пользование, передача имущества в собственность с условием возврата такого же имущества).
Нередко хранение является частью других обязательств. Например, обязанности по хранению могут возлагаться на перевозчика, подрядчика, комиссионера, арендатора. В этих случаях хранение не имеет «статуса» самостоятельного обязательства, а представляет собой лишь дополнительный элемент иного (основного) договора. Взаимоотношения сторон по такому хранению регулируются правилами об основном договоре. Например, хранение, связанное с перевозкой, регламентируется соответствующими транспортными уставами и кодексами[5].
Правоотношения хранения могут возникать не только на основании договора, но и в силу закона. Обязанности хранителя появляются, в частности, у лица, нашедшего потерянную вещь (ст. 227 ГК); покупателя, получившего товар, но отказывающегося от его принятия (ст. 514 ГК). К таким отношениям применяются нормы института хранения, если законом не предусмотрено иное.
Сторонами договора выступают поклажедатель и хранитель. Поклажедателем может быть любое физическое или юридическое лицо, в том числе не являющееся собственником имущества, но имеющее на него обязательственные права (комиссионер, арендатор, перевозчик и др.) В качестве хранителей могут выступать юридические и физические лица. Для некоторых видов хранения и хранения отдельных видов имущества установлены определенные ограничения. Например, для хранения в ломбарде, хранения взрывчатых веществ промышленного назначения необходима лицензия. Хранители могут быть обычными и профессиональными. К последним относятся коммерческие либо некоммерческие организации, осуществляющие хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности.
Объектом хранения могут быть различные вещи, в том числе документы и ценные бумаги, а также недвижимое имущество. Предметом хранения не являются животные, поскольку для их содержания требуется выполнение дополнительных обязанностей, которые характерны для иного обязательства – оказания услуг. Договор, направленный, главным образом, на оказание таких услуг, не может квалифицироваться как хранение. На хранение могут сдаваться как индивидуально – определенные вещи, так и вещи, определенные родовыми признаками. Хранение предполагает возможность их смешения с вещами того же рода и качества других поклажедателей и, следовательно, возврат не того же индивидуально-определенного имущества, а такого же количества вещей того же рода и качества. Такой договор называется хранением с обезличением (или иррегулярным хранением) и допускается в случаях, прямо согласованных сторонами. При иррегулярном хранении у всех поклажедателей возникает общая долевая собственность на вещи, определенные одинаковыми родовыми признаками. Риск случайной гибели сособственники несут пропорционально долям. Деньги могут быть предметом хранения только в том случае, когда они не обезличиваются. Передача денег без указания индивидуально - определенных признаков (номеров купюр) свидетельствует о передаче их взаймы, а не на хранение.
Форма договора зависит от его вида (реальный или консенсуальный) и стоимости имущества (ст. 887 ГК). По общему правилу отношения хранения возникают с момента передачи вещи хранителю (реальный договор). Согласно п. 2 ст. 886 ГК заключение консенсуального договора предусмотрено только для профессиональных хранителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности). В этом случае договор вступает в силу в момент его подписания. Для консенсуального договора требуется простая письменная форма независимо от состава участников и стоимости вещи, передаваемой на хранение.
Реальный договор должен заключаться в простой письменной форме в случаях, когда:
1) хотя бы одной стороной является юридическое лицо;
2) стоимость вещи превышает не менее чем в 10 раз установленный законом МРОТ[6] (при этом субъектный состав значения не имеет).
Нарушение простой письменной формы договора хранения влечет общие последствия, предусмотренные п. 1 ст. 162 ГК, — лишение сторон права в случае спора ссылаться на свидетельские показания. Для хранения предусмотрено два исключения из этого правила. Во-первых, свидетельскими показаниями может доказываться передача вещи на хранение при чрезвычайных обстоятельствах (пожаре, стихийном бедствии, внезапной болезни и т.п.). Во-вторых, стороны вправе ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращаемой хранителем.
Договор хранения с участием профессионального хранителя является возмездным. Во всех остальных случаях он предполагается безвозмездным, и хранитель имеет право на вознаграждение, когда это специально предусмотрено договором. При отсутствии согласованной цены в возмездном договоре хранитель имеет право на вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное хранение (п. 3 ст. 424 ГК).
Срок в договоре хранения — период времени, в течение которого хранитель обязан хранить вещь. Договор может быть заключен как на заранее определенный срок (срочный договор), так и на срок до востребования вещи поклажедателем (бессрочный договор). В первом случае срок хранения определяется соглашением сторон или специальными актами[7]. В срочном обязательстве хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного срока и может досрочно расторгнуть его, только если поклажедатель существенно нарушает свои обязанности (п. 2 ст. 896 ГК).
Поклажедатель вправе в любой момент досрочно забрать вещь. «При этом не применяется правило п. 2 ст. 314 ГК об исполнении обязанности в течение 7 дней после заявления соответствующего требования, поскольку договорное имущество (как индивидуально-определенное, так и определенное родовыми признаками) должно быть возвращено немедленно»[8]. Хранитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных досрочным расторжением договора, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 904 ГК).
Бессрочным признается не только договор, в котором указана обязанность по хранению до востребования, но и договор, в котором срок хранения не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий. Хранение до востребования не означает, что вещь должна храниться в течение неопределенно долгого времени. Бессрочное хранение имеет временные рамки, определяемые через категории «обычного» и «разумного» срока. Хранитель в таком обязательстве вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения потребовать от поклажедателя взять вещь обратно, предоставив ему для этого разумный срок. Неисполнение поклажедателем этой обязанности означает просрочку получения вещи с хранения. В случае спора продолжительность обычного и разумного срока устанавливается судом с учетом конкретных обстоятельств. Основания расторжения договора хранения до востребования такие же, как и в срочном обязательстве.
В консенсуальном договоре хранитель обязан принять вещь на хранение. За нарушение этой обязанности он несет ответственность. Однако к данным отношениям неприменима такая форма защиты, как требование исполнить рассматриваемую обязанность в натуре, поскольку ее принудительное исполнение невозможно. Если иное не предусмотрено договором, хранитель освобождается от обязанности принять вещь при просрочке поклажедателя. Хранитель не вправе требовать передачи ему вещи, но может взыскать убытки, причиненные несостоявшимся хранением (расходы по подготовке к хранению, упущенная выгода от неполученного вознаграждения и т. д.). Поклажедатель освобождается от этой ответственности, если заявил хранителю об отказе от его услуг в разумный срок. Законом или договором могут быть предусмотрены и иные основания освобождения поклажедателя от указанной ответственности (ст. 888 ГК).