Смекни!
smekni.com

Смутное время начала XVII века 2 (стр. 2 из 3)

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СМУТА.

«ТУШИНСКИЙ ВОР»

При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества, не слушать ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной. Шуйский три раза всенародно и торжественно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного) случайно закололся сам, потом, что царевич жив и здоров, идет занимать царский престол, наконец, что Дмитрий принял мученическое убиение от своего лукавого раба Бориса Годунова. Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Сразу же бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия Iраспустили слухи, что «истинный царь» не погиб в Москве 17 мая, а спасся. Пребывает где-то в Польше, скрываясь от «злых людей». Слухи и разговоры эти подогревал князь Шаховский, приспешник самозванца. А в Речи Посполитой скрывается русский дворянин Михаил Молчанов, внешне похожий на Лжедмитрия, и дружок Шаховского. Он-то и выдает себя за спасшегося «царя Дмитрия».

На юго-западе население выступает против сторонников Шуйского, свергает и убивает его воевод. Города поднимаются под предводительством князя Шаховского (которого современники потом называли «всей крови заводчиком»), а затем является новый популярный вождь восстания, бывший холоп Иван Болотников, поверивший в «истинного царя» Дмитрия Ивановича (самозванца Молчанова). Десятки городов присягают ему на верность. Под его знамена стали во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки, чтобы отомстить своим угнетателям или ради получения «беструдного» богатства. В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Самбулова и Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва и другие недавно покоренные народы с целью освобождения от русской власти. Все эти скопища подошли с разных сторон к Москве. Но когда рязанские и тульские служивые люди поближе познакомились со своим союзником – Болотниковым, его «программой» и действиями, то выбрали из двух зол меньшее и принесли повинную царю Василию. Болотников был разбит: вожди восстания были казнены, масса участников рассеялась, готовая начать новую «кампанию», если найдется новый предводитель.

Таковой нашелся скоро в лице второго Лжедмитрия: проверкой его личности и его легальных прав на престол мало кто интересовался; он был только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные, а также большие отряды польских и литовских авантюристов, стремившихся поживиться за счет мятущихся в междоусобии «русаков». Мария Мнишек также признала «самозванца». Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве, расположившись станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»). Здесь были свои бояре и воеводы, свои приказы и даже свой патриарх. Тушинцы захватили центральные и северные уезды. Везде брали ценности, обложили жителей большими налогами. Шесть месяцев осаждали, но безуспешно Троице-Сергиев монастырь.

Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Шуйский по договору со шведским королем получает военную помощь. За это он уступает город Корелу с уездом. В мае 1609 г. русско-шведский отряд во главе со Скопиным-Шуйским, племянником царя, идет из Новгорода к Москве, громит по дороге тушинцев, освобождает города и уезды, монастыри. Его поддерживают отряды ополченцев. Скопин входит в Москву, и вскоре Тушинский лагерь распадается. «Тушинский царь» бежал в Калугу, а некоторые бояре из русских предложили престол королевичу Владиславу, сыну польского короля.

КОРОЛЕВИЧ ВЛАДИСЛАВ. ПОЛЯКИ В МОСКВЕ.

ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН

Вмешательство шведов в русские дела вызвало недовольство польского короля Сигизмунда III и осенью 1609 г. его армия появилась под Смоленском. Русскую армию, шедшую к городу на выручку, разгромил у села Клушино гетман Жолкевский и приблизился к самой Москве. С другой стороны к Москве подходил из Калуги «Тушинский вор». Город был в тревоге и в смятении, царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1620 г. был свергнут и насильственно пострижен в монахи. Власть перешла в руки боярской думы во главе с князем Мстиславским. Приближение самозванца, за которым шел призрак социального переворота и анархии, пугало всех бояр и «лучших людей». Чтобы избавиться от вора и его притязаний, бояре тоже предлагают трон Владиславу. 27 августа Москва торжественно присягнула королевичу Владиславу с условием, что он обещает охранять православную веру, на чем категорически настаивал патриарх Гермоген. Лжедмитрий был прогнан из Москвы и снова бежал в Калугу. К королю Сигизмунду было отправлено русское посольство, которому было поручено настаивать, чтобы Владислав принял православие и без промедления ехал в Москву, а королю выйти со своим войском за пределы Московского государства. Однако переговоры затянулись: Сигизмунд не хотел отпускать сына в Москву, тем более не хотел ему позволить принять православие и хотел сам занять московский престол.

Между тем Москва в сентябре 1610 г. с согласия бояр была занята польским войском Жолкевского. Во главе гражданского правительства стали боярин Михаил Салтыков и «торговый мужик» Федор Андронов, которые и пытались управлять страной от имени Владислава. В июле 1611г. был занят шведами Новгород великий почти без сопротивления жителей, что дополняет печальную картину общего морального упадка и разложения. Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал в Россию, правление поляков возбуждало все больше недовольства, но их терпели, так как присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной для «Тушинского вора». Но в декабре 1620 г. его убивает татарский князь Урусов, служивший ему. Это событие считается поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь у служилых людей, и у «земских» людей вообще, и утех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот, который занимал русскую столицу и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.

Во главе национально-религиозной оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православие, а «литовские люди» не уйдут из Русской земли, то Владислав нам не государь. Когда его словесные доводы и увещевания не оказали действия, Гермоген стал обращаться к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда патриарха подвергли заточению, его дело продолжали монастыри, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский, рассылавшие по городам грамоты с призывами к соединению и «великому стоянию против врага за святую православную веру и за свое отечество».

ПЕРВОЕ ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве. «Главный двигатель восстания… был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля». Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало ее осаду. В это время король Сигизмунд прекратил бесконечные переговоры под Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита Филарета и князя Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611г. поляки, наконец, взяли Смоленск, в котором из 80000 жителей, бывших там в начале осады, оставалось в живых едва 8000 человек. Значительная часть Москвы в марте 1611г. подверглась разгрому и сожжению со стороны польского гарнизона, желавшего предупредить восстание, причем было перебито несколько тысяч жителей.

Пришедшее под Москву земское ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. После многих разногласий и раздоров воеводы и ополчение договорились между собою и 30-го июня 1611г. составили общий приговор о составе и работе нового земского правительства – из Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова, которых «выбрали всею землею» для управления «земскими и ратными делами». Однако приговор 30 июня не устранил антогонизма между дворянами и казаками и личного соперничества между Ляпуновым и Заруцким. Дело кончилось тем, что казаки подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в свой круг для объяснения и здесь зарубили его. Оставшиеся без вождя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.

ВТОРОЕ ЗЕМСОКЕ ОПОЛЧЕНИЕ (МИНИН И ПОЖАРСКИЙ). ОСВОБОЖДЕНИ МОСКВЫ

И ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА.

Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с Кузьмой Мининым, простым «говядарем» (торговцем мяса) и посадским старостой, организовавший вместе с городским советом сбор средств на собрание нового ополчения. Начальником земского ополчения был приглашен «стольник и воевода» Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией.