В ноябре движение, начатое в Нижнем, охватило уже значительный приволжский район, а в январе двинулось сначала к Костроме, а потом к Ярославлю, вливая в свои ряды новые подкрепления. В начале апреля, уже в Ярославле, создали «Совет всея земли» - правительство из представителей духовенства и Боярской думы, дворян и посадских людей; фактически его возглавляли Пожарский и Минин. Начали работать приказы. Ополчение состояло уже из 10 тысяч человек – дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев, входили в него татарские отряды из Касимова и Темникова, Кадома и Алатыря. В конце июля ополчение двинулось к Москве – его руководители получили весть, что к Москве на помощь польскому гарнизону идет с войском гетман Ходкевич. В конце месяца первые отряды ополченце подошли к столице с северной стороны. Под столицей их встретили отряды Заруцкого и Трубецкого. Но Пожарский и Минин предпочли не объединяться с ними, встали отдельно. Вскоре Заруцкий ушел в Коломну.
У Москвы расположилось пришедшее из Речи Посполитой войско Ходкевича с огромным обозом. Он пытался прорваться к осажденным в Кремле полякам, но его всякий раз отбрасывали ополченцы Пожарского – Минина и отряды Трубецкого. Потеряв много людей и возов с продовольствием, гетман ушел из Москвы. В Кремле начался голод, и осажденные в конце октября 1612г. сдались. Ополченцы торжественно вступили в кремль – Москва, сердце всей России, была освобождена усилиями народа, который в тяжелый для России час проявил выдержку, стойкость, мужество, спас от национальной катастрофы всю страну.
«Совет всея земли» созвал представителей разных слоев населения на Земский собор – духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошное крестьянство. Сравнительно легко договорились о том, чтобы иноязычных и нехристианской веры на трон не избирать. Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни, так как среди великородных бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или самозванцев не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих споров 7 февраля 1613 г. выборные люди остановились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета и племянника (по женской линии) царя Федора Ивановича. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета, самостоятельности и самобытности.
Новому правительству пришлось решать трудные задачи. Страна была разорена, истощена. По городам бродили шайки разбойников и интервентов. Один из таких польских отрядов, еще до приезда в Москву Михаила Романова (он тогда находился в костромском Ипатьевском монастыре), действовал в Костромском и соседних уездах. Здесь располагались родовые земли матери новоизбранного царя. Стояла зимняя пора. Поляки появились в одной из деревень Романовых, схватили старосту Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он показал им дорогу туда, где находится его молодой барин. Сусанин завел их в дебри и, погибнув сам под саблями врагов, погубил отряд. Подвиг костромского крестьянина сыграл свою роль не только в спасении Михаила Федоровича, но и в предотвращении новой возможной смуты в стране, в случае гибели молодого Романова.
ОБЩИЙ ХОД СМУТЫ,
ЕЕ ХАРАКТЕР И ПОСЛЕДСТВИЯ
В развитии московской Смуты ясно различаются три периода: первый может быть назван династическим, второй социальным и третий- национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты охватывает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф.Романовым во главе.
Борьба за власть и царский престол, начатая московским боярством, привела в последствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной борьбе «всех против всех» и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в тушинских «перелетах» и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки «воровских людей». Нет сомнения, что в середине Смутного времени (начиная с 1606г.) наблюдаются элементы «классовой борьбы», или восстания бедных против богатых, но в большей мере это было всеобщее междоусобие.
Тушинский лагерь второго Лжедмитрия считается характерным «воровским » лагерем, а между тем у вора были представители очень высоких слоев московской знати. «Воровские люди»- это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория – люди без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство населения. А кто были те «земские люди», которые поднялись против домашних «воров» и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное «ворами» и внешними врагами национальное государство? Это были монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков - союз очень пестрый в классовом отношении.
В период так называемого междуцарствования (1610-1613 гг.) положение Московского государства казалось совершенно безвыходным. Поляки занимали Москву и Смоленск, шведы Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов и своих «воров» разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население. Когда земля стала «безгосударной», политические связи между отдельными областями порвались, но все же общество не распалось: его спасли связи национальные и религиозные. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности. В своей переписке города обращаются с призывами «бытии в любви и в совете и в соединении друг с другом», и «в том крест целовати меж себя, что нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе», и за «истинную христианскую веру на разорителей нашея християнские веры, на польских и литовских людей и на русских воров стояти крепко», а потом «выбрати бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы».
Смутное время было не столько революцией, сколько тяжлым потрясением жизни Московского государства. Первым,непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне сбежали или «сошли безвестно куды», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого дворянства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, «шалостью» и своим союзом с врагами государства. В отношении политическом Смутное время - когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство,- показало воочию, что государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего «хозяина» - государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».
СПИСОК ЛИТАРАТУРЫ
1. Альшиц Ю.Г. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. М., 1988.
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1991.
4. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1989.
5. Лошиц Ю.М. Дмитрий Донской. М., 1995.
6. История России с древности до наших дней. Под ред. М.Н.Зуева. М., 1998
7. А.С.Орлов., В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М., 2001.
8. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XII века. М., 1995.
9. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1983.
10. Скрынников Р.Г. Россия в XII в. «Смута». М., 1988.
11. Политическая история России. Хрестоматия. М., 1995.
12. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. Под ре. А.С.Орлова, А.Ю.Полунова, Ю.А.Щетинова. М., 1994.