Подводя предварительные выводы, можно отметить, что религиозные традиции составляли неотъемлемую часть повседневности и ментальности многих поколений предпринимателей уездных городов Европейского Севера России. По преимуществу, это была православная среда. Православное понимание труда, богатства, успешности накладывала важный отпечаток на поведенческую практику бизнесмена, реализуемую через широкую благотворительность и общественное служение.
-29-
Религиозная принадлежность (православный синодальной церкви, старообрядец, протестант, католик, лютеранин) не создавала напряже¬ния между самими коммерсантами. Бизнес, развивавшийся в тяжелых региональных условиях и непоследовательной государственной политики, был терпим к конфессиональной принадлежности субъектов экономики. Гораздо большую напряженность создавали конкуренция отечественного и иностранного бизнеса, соперничество купечества с торгующим крестьянством», грабительская политика скупщиков, слабое развитие кредитования, высокая степень трансакциональных издержек, приводящая к низкой рентабельности основной части предпринимателей уездных городов. Хотя среди них присутствовала значительная часть старообрядцев, имевших широкие возможности кредитования общин (внутри- и внешнерегиональных), но репрессивная политика церковных и светских властей серьезно подорвала их финансовую состоятельность. Основная же часть провинциальных предпринимателей вынуждена была рассчитывать на семейный ресурс бизнеса. Очень незначительное число коммерсантов уездных городов осилило переместить капиталы в инорегиональные экономические центры и промышленную сферу. В более выгодном положении оказалось предпринимательство губернских городов и «подстоличных» районов. Изучение духовного-практического опыта предпринимателей прошлого позволит нынешнему сообществу культивировать, поощрять и развивать их лучшие традиции для современной предпринимательской среды. И тогда храм, восстановленный с привлечением средств бизнесмена, станет не только доминантой сакрального пространства провинциального города, это будет объединительным началом социально-экономического и духовно-культурного возрождения российской провинции.
Примечания
1. Рябушижти В. Судьбы русского хозяина // Русский колокол. 1928. №3. С.44-58.
2. Дмитриева С. И. Очерк этнокультурной истории Архангельского Поморья // Мировоззрение и культура севернорусского населения. М., 2006; С.13.
3. Пашков А.М. Лесозаводы Беляевых в Поморье и освоение Европейского Севера России во второй половине XIX-начале XX вв. // Фирмы, общество и государство в истории российского предпринимательства. СПб., 2006. С.170.
5. Федотов Г.П. Святые древней Руси. СПб., 2005. С.40-60.
6. Рябушинский В. Указ. соч.
7. Диакон Андрей Кураев, Церковь в мире людей. М., 2007. С.132.