Смекни!
smekni.com

Наполеон III 2 (стр. 2 из 4)

1.3. Революция 1848 и приход к власти

После революции 24 февраля 1848 г. Луи Наполеон поспешил в Париж, но временное правительство приказало ему покинуть Францию. В мае 1848 г. он был избран депутатом в четырёх департаментах, в том числе и в департаменте Сены; но отказался от полномочий. В сентябре, избранный вновь в пяти департаментах, он вступил в учредительное собрание. В своих речах и посланиях этого периода он заявлял, что мог выставлять свои претензии наследника империи только в присутствии короля; но ввиду республики, основанной на воле всего французского народа, он отказывается от этих претензий и, как верный слуга народа, является искренним и горячим республиканцем. От голосования по практическим вопросам он воздерживался. В ноябре 1848 г. он выступил кандидатом на пост президента республики. Его избирательный манифест, не давая ни одного определённого обещания, старался неопределёнными фразами вызвать надежды и сочувствие у всех партий; он обещал «по прошествии четырёх лет передать своему преемнику власть — твёрдой, свободу — неприкосновенной, прогресс — осуществившимся на деле», говорил о покровительстве религии, семье, собственности, о свободе вероисповеданий и преподавания, об экономии, о мерах в пользу рабочих. 10-го декабря произошло голосование; Луи Наполеон получил 5 430 000 голосов (75 %), против 1 450 000, полученных генералом Кавеньяком, и 440 000 — другими кандидатами. Это были первые прямые (хотя и не всеобщие, ввиду избирательного ценза и отсутствия избирательных прав женщин) выборы главы французского государства. Следующие прямые президентские выборы были проведены лишь в 1965 году.

1.4. Президент Французской Республики

20 декабря он принёс присягу на верность республике и конституции и принял власть в свои руки. Первый президент Франции, Бонапарт до сих пор является и самым молодым из всех, избранных на этот пост: он вступил в полномочия в возрасте 40 лет.

В произнесённой им при инаугурации речи, полной неопределённых фраз, он дал одно ясное и определённое обещание: «считать врагами отечества всех тех, кто будет покушаться изменить незаконными путями установленное всей Францией». Это заявление было далеко не единственным в своём роде. В послании к палате депутатов 12 ноября 1850 г. Наполеон заявлял о своём намерении быть непоколебимо верным конституции. В разных речах и посланиях он настаивал на том, что никогда не давал и никогда не даст повода не верить его слову. В министерском совете он однажды прямо заявил, что представитель власти, который решился бы нарушить конституцию, был бы «бесчестным человеком». В речи, произнесённой им в Гаме, он выражал сожаление, что когда-то совершил преступление, нарушив законы родины. В разговорах с депутатами и министрами он шёл ещё дальше и называл 18-е брюмера — преступлением, желание подражать ему — безумием. Такими заявлениями ему удалось в значительной степени успокоить подозрительность врагов. На самом деле, однако, уже довольно рано началась подготовка государственного переворота. Во время смотра 10 октября 1850 в Сатори кавалерия кричала: «Да здравствует Наполеон, да здравствует император!» Пехота, предупрежденная генералом Неймейером, что по военному уставу в строю обязательно молчание, продефилировала перед президентом молча. Через несколько дней генерал Неймейер был уволен. Главнокомандующий парижской армией, генерал Шангарнье, дневным приказом, прочитанным по войскам, запретил солдатам какие бы то ни было восклицания в строю. Через несколько месяцев Шангарнье был также уволен. Во время прений по этому поводу в палате Тьер сказал: «империя уже создана» (l’empire est fait). Тем не менее палата не приняла никаких мер, чтобы предупредить государственный переворот. По своему составу законодательное собрание, избранное в мае 1849 года, было реакционное. Первое время оно довольно энергично поддерживало президента, шедшего по той же дороге. Экспедиция, предпринятая президентом в апреле 1849 года для уничтожения римской республики и восстановления папской власти, нашла в палате полнейшее одобрение.

31 мая 1850 г. был изменён избирательный закон; вследствие нового порядка регистрации три миллиона граждан лишились права голоса. Этот закон был выработан правительством и внесен в палату с одобрения президента; тем не менее в глазах народа ответственность за него падала на одну палату. Вскоре после того согласие между президентом и монархическим (орлеанистским и легитимистским) большинством палаты нарушилось, и палата стала тормозить деятельность президента. В пользу желанного им пересмотра конституции 1848 года не набралось необходимого большинства двух третей голосов, и устранена была, таким образом, законная возможность переизбрания его президентом на новый четырёхлетний срок. Срок его полномочий истекал в мае 1852 года. Это было одной из побудительных причин, заставивших президента торопиться.

1.5. Государственный переворот 2 декабря 1851

В ночь на 2 декабря 1851 (годовщина аустерлицкой битвы) был совершен государственный переворот. По улицам были расклеены три прокламации, подписанные президентом. Первая была декретом президента, распускавшим национальное собрание и государственный совет, восстановлявшим всеобщую подачу голосов и объявлявшим военное положение. Подпись президента скреплена подписью министра внутренних дел Морни. Прокламация к народу мотивировала самовластный поступок президента тем, что конституция делала его бессильным против враждебной ему палаты; президент апеллирует ко всей нации, которая пусть решит, должно ли продлиться это болезненное состояние. Если нация ответит утвердительно, то пусть она выберет президентом другое лицо, так как он, Наполеон, «не хочет власти, возлагающей на него ответственность за чужие действия и привязывающей его к рулю, когда корабль, очевидно, стремится к гибели». Если нация ему доверяет, то пусть она даст ему средство исполнить великую, на него возложенную задачу. Средство это — новая конституция, главные основания которой: ответственный глава, назначаемый на 10 лет; министры, зависящие только от исполнительной власти; законодательное собрание, избираемое всеобщей подачей голосов и вотирующее законы. Третья прокламация была обращением к армии.

Роспуск собрания президентом, которое действовавшая в то время конституция признавала тяжким преступлением, влекущим за собою предание суду, застало национальное собрание врасплох. Чтобы ослабить вероятное сопротивление, в ту же ночь были арестованы почти все политические деятели, казавшиеся опасными, в том числе генералы Бедо, Кавеньяк, Шангарне, Ламорисьер, Лефло, полковник Шаррас, Тьер и многие др. Протесты против самовластного поступка президента не отличались особой энергией. Верховный суд собрался, но вместо немедленного принятия мер против президента медлил и выжидал исхода борьбы. Уцелевшие члены национального собрания, во главе которых стояли Мишель (из Буржа), В. Гюго, Ж. Фавр, Боден (убитый на баррикаде) и др., собирались то тут, то там, повсюду разгоняемые полицией и войсками, взывали к борьбе, расклеивали прокламации, но и они не обнаружили ни большой энергии, ни единодушия. Тем не менее в Париже началось уличное движение: кое-где возникли баррикады.

Правительство расклеило прокламации, подписанные военным министром, в которых грозило расстрелом без суда всем, взятым на баррикаде с оружием в руках. Эта прокламация показывала, что президент решил не стесняться ничем — и действительно, 4 декабря на улицах Парижа произошла страшная бойня. Множество людей, частью не принимавших никакого участия в протесте против переворота, были убиты или схвачены и расстреляны; в числе убитых были женщины и дети; за этим последовали массовые ссылки в Кайенну и Ламбессу. С такой же жестокостью были подавлены и попытки сопротивления в провинциях. Папа Пий IX прислал Наполеону своё благословение; духовенство начало усиленно агитировать за него. 20 и 21 декабря плебисцит, устроенный под сильным и искусным полицейским давлением, санкционировал переворот 7,5 млн голосов против 640 тыс.

14 января 1852 была опубликована конституция, выработанная по образцу консульской конституции 1799; это была чисто монархическая конституция, хотя и с избираемым на 10 лет президентом. Президент назван в ней ответственным, но никаких способов привлечения его к ответственности не было указано; за законодательным корпусом оставлено только право обсуждения законов, которое он делил с сенатом; право законодательной инициативы принадлежало одному государственному совету; исполнительная власть была отдана целиком в руки президента и ответственных перед ним одним министров. Оставалось сделать только один шаг, чтобы обратить республику в империю. Однако Наполеон все ещё колебался. 29 марта 1852 г., открывая сессию законодательного корпуса, он говорил: «сохраним республику; она никому не угрожает и может успокоить всех. Под её знаменем я хочу вновь освятить эру забвения и примирения». Осенью того же года, однако, все уже было подготовлено к завершению переворота.