Ухудшение окружающей среды
Растительность Гренландии принадлежит к тундровому типу и состоит преимущественно из осоки, пушицы и лишайников; деревья практически полностью отсутствуют, за исключением карликовой берёзы, ивы и ольхи, которые растут в некоторых местах. Здесь очень мало плодородных земель, которые, в результате отсутствия лесов, страдают от эрозии; к тому же короткое и холодное лето делает земледелие практически невозможным, поэтому норвежские поселенцы были вынуждены в основном заниматься скотоводством. Избыточная эксплуатация пастбищ в чрезвычайно чувствительной тундровой среде с нестабильными грунтами могла усилить эрозию, привести к ухудшению пастбищ и падению их производительности.
Климатические изменения
Результаты бурения ледникового льда позволяют узнать о климатическом положении в Гренландии на протяжении столетий. Они показывают, что во время средневекового климатического оптимума действительно наблюдалось некоторое смягчение местного климата с 800 по 1200 годы, однако в начале XIV века началось похолодание; «малый ледниковый период» достиг своего пика в Гренландии приблизительно в 1420-х годах[4]. Нижние слои мусорников вблизи самых старых норвежских поселений содержат значительно больше костей овец и коз, чем свиней и крупного скота; однако в отложениях середины XIV ст. возле богатых жилищ находятся только кости крупного рогатого скота и оленей, а возле бедных — почти сплошные тюленьи кости. Версия об упадке скотоводства в результате похолодания и изменения в характере питания гренландских викингов подтверждается также исследованиями скелетов с кладбищ вблизи норвежских поселений.
Вражда с соседями
Во время основания норвежских поселений Гренландия была полностью лишена местного населения, но впоследствии викинги были вынуждены войти в контакт с инуитами. Инуиты культуры туле начали прибывать в Гренландию из острова Элсмир в конце XII — начале XIII ст. Исследователям известно, что викинги называли инуитов, как и аборигенов Винланда, скрелингами (норв. skræling, то есть «негодяй»). «Исландские Анналы» — один из немногочисленных источников, которые свидетельствуют о существовании контактов между норвежцами и инуитами. В них рассказывается о нападении инуитов на норвежцев, во время которой восемнадцать норвежцев погибли, а двое детей было захвачено в плен[5]. Существуют археологические свидетельства того, что инуиты вели с норвежцами торговлю, поскольку при раскопках инуитских стоянок находят много изделий норвежской работы; однако норвежцы, по-видимому, не очень интересовались инуитами, по крайней мере, находки инуитских артефактов в поселениях викингов неизвестны. Норвежцы также не переняли от инуитов технологию строительства каяков и приемы охоты на кольчатую нерпу. В целом, как считается, отношения норвежцев с инуитами были достаточно враждебны. Из археологических свидетельств известно, что к 1300 году зимние стоянки инуитов существовали уже по берегам фьордов возле Западного поселения. Где-то между 1325 и 1350 гг. норвежцы полностью оставили Западное поселение и её окрестности[6], возможно, из-за неудачного противостояния нападениям инуитов.
Кирстен Сивер в своей книге «Замороженный отголосок» пытается довести, что гренландцы имели значительно более крепкое здоровье и питались лучше, чем считалось, и потому отрицает версию о вымирании гренландской колонии от голода. Более вероятно, утверждает он, что колония погибла в результате нападения индейцев, пиратов или европейской военной экспедиции, о которой история не сохранила сведений; также вероятно переселение гренландцев обратно в Исландию или в Винланд в поисках более благоприятного дома.
Контакты с Европой
При тихой зимней погоде корабль осуществлял 1400-километровое путешествие от Исландии к югу Гренландии за две недели. Гренландцы должны были поддерживать отношения с Исландией и Норвегией, чтобы торговать с ними. Гренландцы не могли сами строить корабли, потому что не имели леса, и зависели от поставок исландских купцов и от экспедиций за древесиной к Винланду. Саги рассказывают об исландских торговцах, которые плавали торговать в Гренландию, но торговля находилось в руках обладателей больших имений. Именно они торговали с прибывшими купцами, а затем перепродавали товары мелким землевладельцам[7]. Основной статьей гренландского экспорта были моржовые бивни. В Европе они использовались в декоративном искусстве как замена слоновой кости, торговля которой пришла в упадок во время вражды с исламским миром в эпоху крестовых походов. Считается вероятным, что в результате улучшения отношений Европы с миром ислама и с началом транссахарской караванной торговли слоновой костью спрос на моржовые бивни значительно упал, и это могло способствовать потере интереса купцов к Гренландии, сокращению контактов и окончательному упадку норвежской колонии на острове.
Впрочем, культурное влияние христианской Европы чувствовалось в Гренландии достаточно хорошо. В 1921 году датский историк Пауль Норланд откопал захоронение викингов на церковном кладбище вблизи Восточного поселения. Тела были одеты в европейскую средневековую одежду XV столетия и не имели признаков недоедания или генетического вырождения. Большинство имело на шеях распятие и составленные в молитвенном жесте руки.
Из записей папских архивов известно, что в 1345 году гренландцы были освобождены от уплаты церковной десятины из-за того, что колония серьёзно страдала от бедности[8].
Последним судном, которое посетило Гренландию где-то в 1510-х годах, был исландский корабль, который унесло штормом на запад. Его команда не вступала в контакт с какими-либо жителями острова.
Примерно в то же время, около 1501 года, в районе Гренландии побывала португальская экспедиция Повторное открытие европейцами Гренландии, как считается, было совершено около 1500 года португальцами братьев Кортириалов. Именно им обычно приписывается повторное открытие Гренландии европейцами.
Неспособность адаптироваться
Последний из пяти факторов допускает, что норвежцы просто оказались неспособными приспособиться к жизни в Гренландии. Саги свидетельствуют, что некоторые из норвежцев покинули Гренландию в поисках другого края по имени Винланд, но после столкновений с враждебными аборигенами вернулись назад. Очевидно, норвежцы чувствовали, что Гренландия не может быть местом постоянного проживания, в частности в результате факторов, перечисленных выше. Однако, невзирая на это, колония смогла просуществовать на протяжении 450 лет. Археологические исследования свидетельствуют, что норвежцы делали все, что могли, чтобы приспособиться к местным условиям — некоторые из них полностью изменили уклад своей жизни. Наиболее вероятно, что исчезновение гренландских викингов было следствием не какого-то одного фактора, а определенной их комбинации.
Загадке добавляет интриги практически полное отсутствие остатков рыбы и рыбных костей в мусорниках норвежских поселений. Рыба занимает очень значительное место в диете как средневековых исландцев и инуитов, так и современных гренландцев, однако среди гренландских викингов, повидимому, существовало какое-то предубеждение против неё. Джаред Даймонд допускает, что, возможно, на раннем этапе основания колонии какое-то выдающееся лицо отравилось рыбой, и поскольку норвежцы не хотели рисковать своей жизнью в этих местах, которые не прощают ошибок, впоследствии табу на потребление рыбы вошло составной частью в местную культурную традицию, осложнив выживание, когда климат ухудшился и другие источники пищи обеднели.
3. Культура туле в Гренландии
Китобойный промысел гренландцев, гравюра XVIII ст. Ганса Эджеда
Вполне вероятно, когда викинги прибыли в Гренландию, они были не единственными жителями острова; новая миграция эскимосов, представителей поздней дорсетской культуры, возможно, состоялась незадолго до их прибытия. Однако эта культура эскимосов ограничивалась далеким северо-западом острова, на большом расстоянии от норвежских поселений в южной Гренландии. Некоторые археологические свидетельства позволяют допустить, что представители этого народа появились на острове незадолго до викингов. Археологи нашли остатки стоянок, где во время путешествий могли время от времени собираться от четырёх до тридцати семейных групп. Эта культура полностью исчезла где-то в 1300-х годах, приблизительно в то же время, когда было оставлено Западное поселение викингов.
Начиная приблизительно с 1200 года, в Гренландию начинают прибывать представители совсем другого народа — носители культуры туле, которая возникла за 200 лет до того где-то на западе Аляски и распространилась по всему арктическому побережью Северной Америки. Тулийские эскимосы, предки современных гренландских инуитов, поселились к югу от области расселения поздне-дорсетской культуры и отсюда распространились по большим территориям западной и восточной Гренландии. Этот народ обнаружил высокую степень адаптивности и хорошо приспосабливался к местным условиям, питаясь охотой на практически любых животных, которые встречались как на суше, так и в море. Тулийцы жили преимущественно оседло, создавая большие запасы пищи, которая помогала им пережить голодные зимние месяцы. Сначала они избегали местностей в высоких широтах крайнего севера Гренландии. Природа контактов между местными культурами туле, дорсет и норвежцами остается неясной. В раскопках стоянок культуры дорсет предметы норвежского производства полностью отсутствуют, но существуют непрямые свидетельства контактов, так называемые «экзотичные элементы», не характерные для культуры в целом: винтовая резьба на костяных орудиях труда и резные фигурки людей с бородой. В то же время на раскопках стоянок Туле находят много предметов норвежской работы.