В 1867 году по решению семьи владельцев в надвратную башню замка был вмурован родовой герб фон Борхов. До этого владельцы позаботились об основательном укреплении некогда монументального замкового комплекса. В это же время же для укрепления интерьеров были отстроены две арки. Остатки этого замкового комплекса продолжали поражать воображение современников, вдохновляя таких популярных российских литетараторов, как Александр Александрович Бестужев-Марлинский, работавших в концепции романтизма, предполагавшем обращение к образам средневековых замков Ливонии.
8. Кропоткины
Уже во второй половине XIX века владелицей замка становится Ольга Александровна Кропоткина, урождённая графиня фон Борх, активно занимавшаяся меценатской деятельностью и выделившая сумму денег на восстановление и приведение в порядок зегевальдской лютеранской церкви Святого Варфоломея. В 1898 году её сын Николай Дмитриевич Кропоткин получает по наследству родовое имение фон Борхов, в том числе помимо населённого пункта Зегевольд ему переходит и замок. Молодой человек Николай Кропоткин в будущем станет действительным статским советником, в 1910 году получит титул церемонмейстера, а в 1912 году станет вице-губернатором Лифляндии. Именно он стоит у истоков современного Зегевольда — одного из наиболее романтичных и привлекательных туристических центров Прибалтийских губерний, которому суждено будет стать одним из любимых мест посещения поэтов-символистов и почтенной высокопоставленной публики из Санкт-Петербурга и Москвы. На следующий год после вступления во владение родовым поместьем (имеется в виду новый замок, отстроенный архитектором Менделем в 1879 — 1881 годы в эклектическом стиле) Кропоткина вписывают в матрикулы Лифляндского дворянства (он значится под 449 номером) — после этого жеста молодой владелец получает право быть написанным с вожделенной приставкой «фон».
9. Современное состояние
До наших дней от замка сохранилась монументальная надвратная башня, фрагменты стен замковой капеллы, которые выложены из грубо отёсанного известняка («белого камня») - в ней схематично можно разглядеть своды и оконные проёмы, выполненные в стиле ранней готики. В капелле также во фрагментарном виде сохранились элементы отделки интерьеров (в частности, поддерживающие балки (консоли) сводов) и отдельные элементы оформления фасадов замка (имеется в виду оригинальная крестообразная ниша, актуализирующий религиозный аспект, неизменно присутствующий в готической сакральной архитектуре). Сама башня, в плане представляющая регулярный четырёхугольник, была воздвигнута около 1400 года во времена магистра Ливонского ордена Виллемара фон Брюггеноэ взамен предыдущей, не такой массивной и внушающей надежду. В качестве строительного материала по старой традиции орденской замковой архитектуры использовался грубо околотый тяжеловесный валун, который объективно считается самым прочным, стойким, и, само собой, безопасным материалом в сравнении со многими другими.
В 70-ые годы XX века латвийский советский архитектор Татьяна Александровна Витола (в 1969 — 71 годы занималась реставрацией усадьбы Хартманя совместно с Гунаром Георгиевичем Янсоном для нужд Общества Охраны природы) провела фрагментарную реставрацию замкового комплекса в Сигулде по решению архитектурного бюро Латвийской ССР, после чего руины были законсервированы. В этот же период открылась довольно знаменитая сигулдская эстрада, где до недавнего времени проводились оперные фестивали, неизменно собиравшие большое количество людей не только из Латвии, но и из других прибалтийских республик, а также гостей из России.
Связать?
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сигулдский_замок