МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Как известно, соблюдая общепризнанные принципы международного права, международные договоры Российской Федерации и положения ее Конституции, адвокат может обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Ряд научных и практических проблем связан с обращением адвоката в Комитет ООН по правам человека. Какие же проблемы здесь возникают?
В 1968 г. Советский Союз подписал и в 1973 г. ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, а также другие акты о правах человека. При подписании и ратификации международных актов партийно-государственная номенклатура заведомо знала, что ряд содержащихся в них важнейших обязательств СССР выполнять не будет. И если вставал вопрос о действительном положении дел, возможность проверки отклонялась под предлогом защиты суверенитета, что наносило удар по престижу страны.
СССР игнорировал ст. 5 Пакта, где указано: "Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте". К сожалению, с этими положениями подчас не желают считаться те, от кого и ныне зависят судьбы людей.
Всеобщая декларация прав человека и другие международные нормы о правах человека носят универсальный характер. В них нет прав приоритетных и второстепенных. Государства обязаны обеспечить как минимум те права и свободы, которые предусмотрены международным правом, и внутреннее законодательство может расходиться с международными нормами лишь в плане расширения прав и свобод. Права и свободы не дарованы государством, они принадлежат каждому и, если к тому же закреплены в конституции, то, следовательно, государство соглашается на их использование человеком.
Согласно ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". И дальше: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты" (ст. 46).
Речь здесь идет именно о межгосударственных органах, так как в международные негосударственные (неправительственные) организации можно обращаться и без каких-либо дозволений.
Являясь в течение ряда лет участником Международного пакта о гражданских и политических правах, СССР 5 июля 1991 г. заявил о присоединении к Факультативному протоколу к Пакту . В результате у лица, считающего себя жертвой нарушения прав человека, появилась возможность направить жалобу в Комитет ООН по правам человека.
Подать жалобу могут конкретные лица, чьи права, закрепленные в Пакте, нарушены. Если жертва нарушения по каким-либо причинам сама не в состоянии обратиться в Комитет, это вправе сделать ее адвокат, другой официальный представитель или родственники. О приеме жалобы к рассмотрению Комитет сообщает соответствующему государству, которое в шестимесячный срок вправе представить Комитету письменные объяснения по существу вопроса, и после этого автор жалобы может сообщить доводы относительно объяснений государства. Процедура рассмотрения сообщений в Комитете по правам человека носит конфиденциальный характер. Однако его решения по жалобам публикуются в ежегодных докладах Комитета ООН и таким образом становятся широко доступными.
Свои соображения, как указывается в Факультативном протоколе, Комитет по правам человека сообщает соответствующему государству-участнику и лицу (п. 4 ст. 5 Протокола). Соображения Комитета не являются юридически обязательными. Они рассматриваются в качестве рекомендаций, адресованных государству. Однако на основании этих рекомендаций каждое государство в соответствии с п. 3 ст. 2 Пакта обязано обеспечить лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты. За время своей деятельности Комитет ООН по правам человека рассмотрел сотни сообщений и вынес по ним свои рекомендации. Большинство этих рекомендаций были приняты государствами к исполнению. Рекомендации носят конкретный характер: Комитет требовал от государств освобождения из-под стражи конкретных лиц и выплаты им компенсации.
5 июля 1991 г. СССР не только присоединился к Факультативному протоколу. Тогда же было признано право Комитета по ликвидации расовой дискриминации принимать и рассматривать сообщения отдельных граждан и лиц, что они являются жертвами нарушения каких-либо прав, провозглашенных в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Была признана также компетенция Комитета против пыток получать и рассматривать сообщения лиц, которые утверждают, что они являются жертвами пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания . Эти решения Союза ССР обязательны для Российской Федерации.
При рассмотрении механизма деятельности Комитета по правам человека следует отметить, что он состоит из 18 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН из числа граждан стран, являющихся участниками Международного пакта о гражданских и политических правах. Члены Комитета избираются сроком на четыре года. Они выступают в личном качестве, т.е. не представляют государство, гражданами которого являются. В соответствии со ст. 28 Пакта государства-участники избирают членов Комитета из числа лиц, обладающих "высокими нравственными качествами и признанной компетенцией в области прав человека".
Комитет ООН по правам человека следует специальной процедуре, не являющейся публичным судебным рассмотрением дела. Комитет не рассматривает существо дела о гражданском споре или существо уголовного обвинения и сосредоточивается на вопросах, относящихся к его компетенции, а именно: было ли допущено государством-участником нарушение прав, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах.
Рассмотрение жалобы в Комитете по правам человека происходит в два этапа. Сначала Комитет выясняет вопрос о приемлемости, т.е. будет данная жалоба рассматриваться по существу или нет. Затем Комитет определяет, имело ли место нарушение прав человека в отношении заявителя, основываясь на представленных материалах. Иногда эти два этапа Комитет объединяет. Свои сообщения он принимает коллегиально простым большинством при наличии кворума. После рассмотрения заявления по существу Комитет доводит до сведения государства свое мнение и рекомендует устранить нарушение прав заявителя, если оно признано Комитетом. При обращении в Комитет по правам человека приходится учитывать, что рассмотрение жалобы обычно длится от четырех до шести лет.
Государства-участники не вправе игнорировать мнение Комитета и должны выполнять его рекомендации. Однако в отличие от Европейского суда по правам человека Комитет ООН не определяет конкретную сумму компенсации в связи с допущенным нарушением, а лишь обязывает государство таковую назначить и выплатить.
В 2000 - 2004 гг. Комитет ООН по правам человека в той или иной мере согласился с соображениями Д.Л. Гридина, Е.П. Ланцовой, Ю.В. Телицыной, Е.П. Смирновой, А.А. Дугина.
Особое внимание следует обратить на рассмотрение Комитетом дела Дмитрия Леонидовича Гридина.
Комитет 20 июля 2000 г. отметил следующее.
Автор сообщения - Д.Л. Гридин, родившийся 4 марта 1968 г. В Комитете по правам человека его представлял А. Манов из Центра содействия международной защите (руководитель Центра - К.А. Москаленко). Сообщение поступило в Комитет по правам человека 27 июня 1996 г. Государство-участник - Российская Федерация.
По сообщению Гридина, он был арестован 25 ноября 1989 г. по обвинению в покушении на изнасилование и убийство гражданки З. Затем ему предъявили обвинение еще в шести нападениях. 3 октября 1990 г. Челябинский областной суд приговорил Д.Л. Гридина к смертной казни. Его кассационную жалобу Верховный Суд оставил без удовлетворения. 3 декабря 1993 г. смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы.
Автор указывает, что предварительное следствие и судебное разбирательство по его делу проводилось с грубейшими нарушениями прав человека.
Государство-участник 16 февраля 1998 г. направило в Комитет по правам человека свои замечания. По его мнению, жалоба Д.Л. Гридина должна быть признана неприемлемой, поскольку представлена не самим автором, а адвокатом от имени осужденного. В дальнейшем 26 февраля 1999 г. государство-участник сослалось на проверку уголовного дела Верховным Судом РФ в качестве кассационной инстанции и Генеральной прокуратурой РФ.
Комитет ООН по правам человека подчеркнул, что в соответствии с его процедурой и практикой автор жалобы может быть представлен адвокатом. В связи с этим Комитет не согласился с утверждением государства-участника о неприемлемости жалобы. Комитет признал, что Д.Л. Гридин был лишен свободы с нарушением процессуальных норм и требований п. 1 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах.
По поводу нарушений Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека указал:
"8.1. ...Комитет считает, что с учетом обстоятельств данного дела автор был лишен свободы с нарушением процессуальных норм, установленных законом, и, следовательно, делает вывод о том, что представленные на его рассмотрение факты обнаруживают нарушение п. 1 ст. 9.
8.2. В том, что касается заявления автора о том, что ему было отказано в праве на справедливое судебное разбирательство в нарушение п. 1 ст. 14, в особенности в силу того, что суд не принял мер к нейтрализации враждебной обстановки и давления, оказываемого публикой, находившейся в зале суда, вследствие чего защитник оказался не в состоянии надлежащим образом вести допрос свидетелей обвинения и изложить доводы защиты, Комитет отмечает, что в ходе рассмотрения жалобы автора Верховный Суд РФ останавливался на этом вопросе, но не принял по нему никакого конкретного решения. Комитет считает, что ведение судебного процесса в том виде, в каком оно изложено выше, дает основания говорить о нарушении права автора на справедливое судебное разбирательство по смыслу п. 1 ст. 14.