Создание фемного строя означало известную децентрализацию государственного управления, которая была связана с феодализацией страны. Однако особенностью византийского государственного устройства по сравнению с большинством других раннефеодальных государств было сохранение и в этот период относительно сильной центральной власти.
5. Иконоборческое движение. Военные успехи укрепили положение фемной знати, которая стала требовать передачи управления государством военно-служилому сословию, проведения частичной секуляризации монастырских земель и раздачи этих земель военным. Внутри господствующего класса начинается борьба за землю и право взимания ренты с крестьян, которая приняла форму борьбы иконоборчества с иконопочитанием.
Желая подорвать идеологическое влияние высшего духовенства, иконоборцы выступили против почитания икон, называя его идолопоклонством. Иконоборческое движение возглавили сами императоры Исаврийской династии, выражавшие интересы военно-служилой фемной знати. В 726 г. император Лев III открыто выступил против почитания икон. Иконоборческие идеи нашли отклик и среди части народных масс, недовольных ростом монастырского землевладения. В народной среде иконоборческие идеи принимали более радикальный характер и поддерживались еретическими сектами, например сектой павликиан. Иконоборчество встретило самый ожесточенный отпор со стороны высшего духовенства и монашества. Фанатичному монашеству в европейских областях империи удалось поднять против иконоборцев и часть народных масс. Поддержку иконопочитателям оказали городская сановная знать и верхушка константинопольских торгово-ремесленных кругов, обеспокоенные усилением военного сословия.
С особой силой борьба иконоборцев и иконопочитателей развернулась при императоре Константине V, который начал проводить конфискацию церковных сокровищ и секуляризацию монастырских земель. Эти земли передавались в виде пожалований военно-служилой знати. В 754 г. Константин V созвал церковный собор, осудивший иконопочитание и отстранивший от церковных должностей всех его сторонников. Эта победа была непрочной. В 787 г. на VII Вселенском соборе иконоборчество было осуждено. Но и иконопочитатели недолго торжествовали победу. В начале IX в. вновь временно победили их противники.
Итак, с IV по VII в. в Византии шел процесс разложения рабовладельческих отношений и зарождались первые элементы феодального строя. С VII в. в Византии начинается период генезиса феодализма. Своеобразие этого процесса в империи по сравнению со странами Западной Европы состояло:
· в более длительном сохранении рабовладельческого уклада,
· в устойчивости и жизнеспособности свободной сельской общины,
· в сохранении крупных городов как центров ремесла и торговли,
· слабой дезурбанизация
· и наконец, важной особенностью генезиса феодализма в Византии было наличие там в эпоху раннего средневековья сильного централизованного государства.
Лекция 5.
Византия во второй половине IX — середине XI в.
План.
1. Аграрное законодательство императоров Македонской династии.
2. Государственный аппарат.
3. Церковь в Византии во второй половине IX—XI в.
4. Внешняя политика Византии во второй половине IX — сер. XI в.
1. Аграрное законодательство императоров Македонской династии.
Имущественное расслоение в деревне ускорилось. Часть разорившихся общинников уходила в города, становилась наемными работниками. Большинство же оставалось на месте, шло в кабалу к разбогатевшим соседям, продавало за бесценок им свои участки, уступало на них право собственности, селилось на чужой земле на положении зависимых (париков). Иногда целые деревни-общины попадали в зависимость от крупных, землевладельцев. Динаты (т. е. могущественные люди, как стали называть богатых и влиятельных лиц) нередко самовольно захватывали общинные земли и насильно превращали бывших свободных общинников в своих париков.
Обедневшие свободные крестьяне были не в состоянии уплачивать налоги в казну. Приходилось и из стратиотских списков вычеркивать тех, кто, разорившись, не мог отбывать службу. Поэтому доходы государства от налогового обложения стали быстро сокращаться, а численность стратиотского ополчения уменьшаться, что не могло не беспокоить правительство. Стоявшая у власти высшая чиновная знать во главе с императором, богатевшая за счет выплат из казны, пыталась помешать упадку общинного землевладения и разорению крестьян-налогоплательщиков и воинов. Императоры Македонской династии (867—1056), отражавшие интересы этой знати, издали ряд законов (новелл) о земле. В начале 20-х годов X в. было восстановлено право общинников на первоочередную покупку земли своих односельчан. Затем такое же право общины получили на покупку и динатских земель. Проданные же до 30 лет назад крестьянские участки подлежали безвозмездному возвращению прежним собственникам или их наследникам. Но законы эти соблюдались плохо. Число париков неуклонно возрастало.
В середине X в., стремясь помешать сокращению численности войска вследствие разорения стратиотов, императоры объявили участки стратиотов неотчуждаемыми. Способных отбывать воинскую службу крестьян внесли в особые списки. С крестьянского участка определенной ценности выставлялся воин-всадник, с участка несколько меньшей ценности — воин-моряк или пехотинец. Если участок дробился, воина вооружали совладельцы в складчину.
Но процесс феодализации не прекратился. Большинство стратиотов растворялось в остальной массе крестьянства, становясь либо невоеннообязанными налогоплательщиками, либо париками. Лишь малая часть стратиотов превращалась в динатов. Социальный состав армии изменялся. Возрастала роль тяжеловооруженной конницы в качестве ядра армии. Повышалась стоимость вооружения конного воина, а вместе с нею — и стоимость участка, с которого выставлялся всадник. Владелец такого участка уже резко выделялся среди крестьян: он являлся, в сущности, мелким вотчинником. Таких стратиотов в X в. было, однако, еще немного. Опасаясь усиления военной знати в провинциях, императоры продолжали созывать терявшие боеспособность крестьянские ополчения и все чаще прибегали к услугам наемников — норманнов, русских, армян, грузин, арабов и др.
Сложившееся в VIII—XI вв. крупное землевладение являлось землевладением нового, феодального типа. Оно было основано на труде зависимого держателя — парика, пришедшего на смену рабу, колону, полусвободному арендатору. В XI в. значительная часть крестьян превратилась в наследственных зависимых держателей земли, принадлежавшей крупным феодальным землевладельцам. На положение париков переводили и наемных работников, и рабов. Труд рабов в X в. еще использовали в крупных поместьях, особенно в качестве пастухов, но в XI в. они уже не играли почти никакой роли в сельском хозяйстве.
Парики всех категорий в IX—XI вв. еще не были прикреплены к земле. Юридически они признавались свободными и полноправными подданными, фактически их свобода была резко ограничена как государством, так и землевладельцем. Господствующим видом ренты была продуктовая, но возрастала также роль отработочной. Если феодал получал от императора право оставлять себе, а не сдавать в казну налоги, собранные с париков его имений, эти налоги фактически превращались в денежную ренту. Много крупных имений принадлежало в то время императорской семье и правительственным учреждениям. Зависимых крестьян таких имений называли государственными париками. Они платили ренту продуктами и налоги в казну. Феодальная рента в 2—3 раза превышала размеры государственных налогов.
Однако нелегкой была и участь свободных налогоплательщиков. В XI в. государство, взимавшее налоги в денежной форме, резко усилило налоговый гнет. Крестьяне платили синдну ее долго взыскивали натурой, а с конца X в. стали переводить на деньги — и капникдн (подворный денежный взнос), взимавшийся даже с безземельных. Кроме того, существовало множество иных поборов и пошлин, нерегулярных и регулярных, на все виды собственности и доходы крестьян. Привлекали крестьян и к разного рода отработкам в пользу казны. Но главным бедствием был не столько податной гнет, сколько чиновный произвол при исчислении и взыскании государственных налогов.
В X—XI вв. императоры щедро одаривали церковь и монастыри, а также угодных им сановников землей из императорского домена и деревнями с государственными париками. Все чаще они стали практиковать и раздачу солёмниев, т. е. пожалований, получателям прав взыскивать в свою пользу все или часть казенных налогов с сел или округов. Уже в XI в. появился особый вид солемния — пожалование на срок жизни в награду за службу налогов с определенной территории с правом управлять этой территорией. Этот вид пожалования назывался пронией. Полное развитие он получил в XII в.
К концу XI — началу XII в. в Византии, несколько позже, чем в Западной Европе, завершилось оформление основ феодальных отношений и становление основных классов и институтов феодального общества.
С середины IX в. начался подъем византийских городов, происходивший уже на новой основе: большинство их населения составляли свободные мелкие производители-ремесленники, обладавшие своим инструментарием и самостоятельно трудившиеся в мастерских-лавках. Значительно возросло производство ремесленных изделий, улучшилось их качество, расширилась внутренняя и внешняя торговля. Увеличилось количество денег в обращении. Крупнейшую роль в торговле с южнославянскими странами, Востоком и Западной Европой играла в X—XI вв. Фессалоника. Возросло значение Коринфа, Фив, Адрианополя, а в Малой Азии — Никеи, Эфеса, Амастриды, Трапезунда. Самым крупным и многолюдным городом оставалась столица — Константинополь, важнейший торговый центр всего европейского средневековья, главный посредник в связях между Европой и Азией, надежно защищенный узел мировых торговых связей.