Изменениявобластинауки, культурыибыта.
ПроцессевропеизацииРоссиивэпохуПетраВеликого - наиболеепротиворечиваячастьПетровскихреформ. ЕщедоПетрабылисозданыпредпосылкиширокойевропеизации, заметноусилилисьсвязисзару- бежнымистранами, вРоссиюпостепеннопроникаютзападноевропейскиекультурныетрадиции, дажебрадобритиеуходиткорнямивдопетровскуюэпоху. В 1687 г. былаоткрытаСлавяно-греко-латинскаяакадемия - первоевысшееучебноезаведениевРоссии. ИвсежедеятельностьПетрабылареволюционной. В.Я.Улановписал: "НовымвпостановкекультурноговопросаприПетреВеликомбылото, чтотеперькультурабылапризнанасозидательнойсилойнетольковобластиспециальнойтехники, ноивееширокихкультурно-бытовыхпроявлениях, инетольковприложениикизбранномуобществу... ноипоотношениюкширокиммассамнарода". ВажнейшимэтапомвпроведенииреформсталопосещениеПетромвсоставеВеликогопосольстварядаевропейскихстран. ПовозвращенииПетрнаправляетмногомолодыхдворянвЕвропудляизученияразлич- ныхспециальностей, главнымобразомдляовладенияморскиминауками. ЦарьзаботилсяиоразвитииобразованиявРоссии. В 1701 г. вМоск- ве, вСухаревойбашнеоткрываетсяШколаматематическихинавигацкихнауквоглавеспрофессоромАбердинскогоуниверситеташотландцемФорварсоном. ОднимизпреподавателейэтойшколыбылЛеонтийМагницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. вМосквепоявляетсяинженер- наяшкола. Петрстремилсяктому, чтобыкакможноскореепреодолетьвозник- шуюещесоврементатаро-монгольскогоигаразобщенностьРоссиииЕвропы. Однимизеепроявленийбылоразноелетоисчисление, ив 1700 г. ПетрпереводитРоссиюнановыйкалендарь - 7208 годстановится 1700-м, апразднованиеНовогогодапереноситсяс 1 сентябряна 1 января. В 1703 г. вМосквевыходитпервыйномергазеты "Ведомости" - первойрусскойгазеты, в 1702 г. вМосквуприглашаетсятруппаКунш- тадлясозданиятеатра. Происходиливажныеизменениявбытуроссийскихдворян, переде- лавшиероссийскоедворянство "пообразуиподобию" европейского. В 1717 г. выходиткнига "Юностичестноезерцало" - своегородаучеб- никэтикета, ас 1718 г. существовалиАссамблеи - дворянскиесобра- нияпообразцуевропейских. Однаконельзязабыватьотом, чтовсеэтипреобразованияисходи- лиисключительносверху, апотомубылидостаточноболезненныкакдлявысших, такидлянизшихслоевобщества. Насильственныйхарак- тернекоторыхизэтихпреобразованийвнушалотвращениекнимивелкрезкомунеприятиюостальных, пустьдажесамыхпрогрессивных, на- чинаний. ПетрстремилсясделатьРоссиюевропейскойстранойвовсехсмыслахэтогословаипридавалбольшоезначениедажесамыммелкимдеталямпроцесса.
Мир, вкотороммысегодняживем, взначительноймерелишилнасиллюзий ''полногознания'' своейистории. Ивсежедумается, чтоПетровскуюэпохумычувствуем, поройдаже ''видим'' глубжеилучше, нежелиболеепоздниепериодысвоегоисторическогодвиженияНампонятнасамаличностьПетра I сегонепохожестьюнаотпрысковевропейскихимператорскихфамилий, сегопринципиальнонетрадиционнымиустановкамиповеденияимышления. Вчемсекретэтого ''эффектапонимания''? Бытьможет, втом, чтосинтересомпрочитанизвестныйроманА.Н. Толстого ''ПетрПервый''? Иливтом, чтомысмотрелителесериалы, донесшиевзримыхобразахобаяниеэпохи (вспомнимкинофильм ''Россиямолодая''!)? Иливтом, чточастомывелиотсчетнашейгосударственностинеотдревнихеёвремён, аспетровскихпреобразований?
ВПетровскуюэпохуцельплаваниябылаясна: ПетродержимидеейевропеизациейРоссии, еёсближениясболееразвитымивэкономическомиполитическомотношениизападнымисоседями. ЧембылидляПетраатрибутыевропейскойжизни, начинаяотустройстваармииикончаямодойна ''питиекофия'' иликурениятабака? Думается, чтоправбылзамечательныйрусскийисторикВ.О. Ключевский, когдаписал, что ''сближениесЕвропойбыловглазахПетратолькосредствомдлядостиженияцели, анесамойцелью''. Закрепляянекийантуражевропейскогобытвбытуроссийском, ПетрПыталсяизменитьнетольковнешний (сбритьбороды, носитьевропейскийкамзол), ноивнутреннийобликроссиянинаовнесословнойценностичеловека, огражданскойчестиидостоинствеличности
. СлепоенизкопоклонствоперединостраннымвообщебылочуждоисамомуПетру, иего ''орлам''. Свидетельствотому–блестящиепобедырусскогооружия, которыезаставилиизумленнуюЕвропупо-новомупланироватьсвоиотношенияснеожиданнопробудившимся ''русскиммедведем''. Россияукрепляласвоирубежи, расширялаграницы, становиласьравноправнымпартнёромвовсехевропейскихделах–военных, торговых, государственных, апозднееикультурных.
КультурныеконтактысЕвропойвусловияхогромныхроссийскихрасстояний, сплохимидорогамиосуществлялисьвосновномдвумяспособами. Преждевсегоучастилисьпоездкирусскихлюдейзаграницу, причемнетолькосделовымиилидипломатическимипоручениями, ноисцельюучёбы. Врядливозможноперечислитьвсехтех ''пенсионеров'' (т.е. посланныхучитсязарубежзаказённыйсчёт), которыеполучилиобразованиевлучшихевропейскихучебныхзаведениях. Частьроссиян, напримерМ.В. Ломоносов, жиливЕвропегодами. Пообычаютоговременимногиевелидневники, служащиеипосейденьпрекраснымисточникомзнанийоб ''осьмнадцатомстолетии''. Каждыйдневник–живоеобщениесдалёкимпрошлым, дошедшеедонасдыханиеминувшейэпохи.
Первоечтовпечатляетвэтихзаписях, - отсутствиеудивленияпередзаграничными ''чудесами'', стольхарактерноедлядневниковыхзаметокрусскихпутешественников XVII века. Особенножеценното, чтопочтивсеавторыоставиливоспоминаниеокультурномобликеЕвропы. Сквозьпризмуэтихвоспоминанийможноисегоднявзглянутьнатогдашнююжизньвзападныхгородах, принятьучастиевразвлеченияхикарнавалах, постоятьпередшедеврамиВозрождения. Европейскаяархитектура, живопись, музыкапостепенновходиливкультурноесознаниерусских.
ПереднамидневникстольникаП.А. Толстого, представителястаринногодворянскогорода, посланногов 1697 годувИталиюучитьсямореходномуделу. Пишетжестольник…обопере! Конечно, труднопредставитьсебежизньитальянскогогородабезоперы. Рожденныйвконце XVI векаподвоздействиемгуманистическихидейВозрожденияжанроперысталсимволомитальянскогонациональноговокальногогения, олицетворениемитальянскоймузыки. Вначале XVIII векаопереотдавалиданьмногиепросвещенныенародыЕвропы. ДляРоссиижеэтотвидискусствабылпокачто ''закрытойкнигой''
Итак, представимсебеВенецию, знаменитыйкарнавалсегомногоцветьемкрасокиобилиемпредставлений, врядукоторыхдостойноеместозанимаетоперныеспектакли. КакжевоспринялэтотпраздникП.А. Толстой? Вотличиеотсвоихпредшественниковоннетолькодостаточноподробноописалпостановкуоперы, декорации, количествоисполнителейнасценеиворкестре, ноистарательноподсчитал, вочтообошласьбывденежномвыражении (врублях) такаяпостановкавРоссии.
Врезультатепосещениязарубежныхстранделалисьболееглубокиевыводы. Так, ярыйпоклонникевропейскойкультурыФедорСалтыковмноголетпровелвАнглииитамнаметилширокийкругреформ, способствующихевропеизациироссийскойэкономики, образования, науки, культуры. Любопытно, чтовчислообязательныхдисциплинвмужскихучебныхзаведенияхимбыливключены ''мусика, пиктура, скульптура, миниатура''. Встремлениижеуровнять ''иженскийнашнарод…севропейскимигосударствами'' онпредлагалвучебныхзаведенияхучиться ''музыкеинструментальнойивокальной, сиречьнавсякихинструментахивспевать. Танцовать''.
Другойпуть ''знакомства'' русскойкультурыскультуройевропейскихстранобусловлендеятельностьюитворчествоминостранцеввРоссии. ИхвкладвразвитиеобусловлендеятельностьюитворчествоминостранцеввРоссии. Ихвкладвразвитиерусскогоискусстватруднопереоценить. Разведеловтом, что, например, архитекторРастреллиродилсяподнебомИталии? Гораздоважнее, чтовРоссиионнашелвторуюродинуисоздалшедевры, которыемыпоправусчитаемсвоимнациональнымдостоянием. ИлинемецЯкобфонШтейли, Оставившийнамработупоисториирусскоймузыки, котораядосихпорявляетсячутьлинеединственнымзаслуживающимдовериядокументовдлясовременныхисториков? ИлиитальянскийкапельмейстерФранческоАрайя, создавшийпервуюоперунарусскийтекст? Всёэто–штрихикобщейкартинесближениярусскойиевропейскойкультур.