Означаетлисказанное, чторусскоеискусствобылоготовоктому, чтобыперенятьевропейскиетрадиции, взаимообогащающемудиалогу? Чтооно, расставшисьс ''древнимблагочестием'', связалосвоебудущеесновойсветскойкультурнойпрактикой? Каксоотносилосьэтоновоеспрочноукоренившимсявобществестарымимеющиммноговековыетрадиции?
СочетаниестарогоиновоговэпохуПетрадаетудивительнопеструю, неоднозначнуюинеравноценнуювэстетическомотношениикартинуразвитияискусств. Шедеврынациональнойхудожественнойкультурыещёнебылисозданы. Ноотэтогообщаяпанорамастроительствановогоздания–светскогоискусства–нетеряетсвоейпривлекательности. Скореенаоборот. Произведениямузыки, литературы, живописи, архитектурырождаютощущениеэтогодвижения, передаютпульсстремительнойжизни, горячиедыханиеистории…
Вот, кажется, мыиподошликтомуглавному, чтозаставляетвидетьвпамятникахискусстваПетровскойэпохипоразительныйисторическийдокумент, лучшевсехпрочихисточниковговорящийовременибурном, ярком, противоречивым.
Петербургначала XVIII века.
Городстановилсяпредметомнациональнойгордостисовременников. ВнёмзримовоплотиласьидеягосударственноговеличаяРоссии, еёнепобедимости. Этамысльсовсемнеслучайна, есливспомнить, чтоуже 1716 годупроектзастройкистолицы, выполненныйархитекторомЛеблоном, рассылалсячерезрусскихпословправительствамразныхстран. Вградостроительствесподвижникипетровскихпреобразованийвидели ''превеликуюпомощь, пользуиславу'' государства. Противникиже, как ''ядовитыеехидны'', ненавиделиПетербург, олицетворяяснимнаступлениебеспокойныхималопонятныхвремен.
Вчемженовизнаархитектурногооблика ''градаПетрова''? Преждевсего–всамойидеиградостроительства, опирающейсянаполитическиевеяниявремени. Этаидеяшлаотестественногочувствагордостирусскихархитекторовзасвоюродину, отвечалаихнадеждамнаеёдвижениекпроцветанию. СтроительствоПетербургатребовалоотзодчихзнанийлучшихдостиженийевропейскихмастеровархитектуры, уменияприменятьихнапрактике. Городбылпостроенвтрадицияхтакназываемой ''регулярной'' архитектуры, ставящейвоглавуугларациональностьиединствовсехкомпонентовзастройки, ихподчинениеединому, четкомуистрогомуплану.
Санкт-Петербург, основанныйв 1703 годуиставшийстолицейв 1712 году, строилсянапустомместе. Ихотяэтоместобылооченьтруднымдлястроительства–болотом, темнеменееоткрывалисьширокиетворческиевозможностидляосуществлениясамыхсовременныхпроектов.
Столицавозводиласьврекорднокороткиесроки. Нонесталалионачересчур ''западной'', инороднымтеломсредивеликолепныхстаринныхрусскихгородов–МосквыиНовгорода, РостоваВеликого, Пскова? ОбратимсякавторитетномумнениюАлександраБенуа, которыйписал: ''НасамомделеПетербург, несмотрянамиссию, возложеннуюнанегооснователем, инатонаправление, котороебылоданоимжеегоразвитию, еслииросподруководствоминостранныхучителей, товсеженеизменялсвоемурусскомупроисхождению. Это ''окновЕвропу'' находилосьвсевтомжедоме, вкоторомжиловсерусскоеплемя, иэтоокноэтотдомосвещало''.
Действительно, этотгород– ''русскоечудо'', поднявшисьнаболоте ''севернаяВенеция'', обликкоторыйсоздавалирусскиезодчие, учившиесязаграницей, нотвердоверившиевсвоисилыинестремившиесявозводитьнаНевездания, полностьюкопирующиеГолландиюиИталию. Исследователипервыхпетербургскихпостроекотмечаливполнеощутимоевлияниенановуюархитектурустароймосковской.. Например, ПетропавловскаяколокольнязадуманаивыполненапообразуиподобиюзнаменитойМеншиковойбашни.
ВрезультатетакогоподходародиласьоченьсвоеобразнаяархитектураПетербурга–сплаврусскихиевропейскихградостроительныхтрадиций. ВРоссииначаласьпорарасцветасветскогозодчества.
Бытьможет, менееяркие, новсежеубедительныесдвигипроизошливдругихвидахискусства. Например, вгравюре. Втевремена, когдапериодическойпечатиещёнебыло, именногравюрамогларассказатьоблестящихпобедахрусскогооружия. СохранилисьдонашихднейгравюрыизображениемПолтавскойбаталии, сраженийподАзовомиНарвой. Немалогравюр–портретасамогоПетраиегоближайшихсподвижников; естьипейзажныезарисовки–улицыипаркистроящегосяПетербурга. Распространялисьгравюрыпреждевсегозарубежом, причемсзавиднойдлянашихднейоперативностью. Однакопривсехнесомненныхдостоинствахэтогоискусстваоновсёженосилоприкладнойхарактер. Живопись, причемживописьпортретная, - воттоискусство, радиразвитиякоторогоПетрнежалелденегнаобучениедаровитыхрусскиххудожников.
Жанрпарадногопортрета - особый. Онтребуетотхудожникавниманияикпредметамбыта, кдеталям, нафонекоторыхизображенчеловек, - кодежде, оружию, мебелиит.п. Такойпортрет–прямаяпротивоположностьаскетичнойсредневековойиконописи. Повеличинепортретыбылисамымиразными–огромными, вовесьрост, поясными, атакжеминиатюрными, предназначавшимисядлямедальонов, чтоносилинагрудипрекрасныедамы. Парадныйпортретспособствовалутверждениюобликаблагородногодворянина, осознающегосвоювысокуюрольвгосударстве, прославлялцаряПетра, возвеличивалновыйстильпетровскогодвора, егоблеск, чувственнуюпрелестьжизни. Вероятно, сэтимпристрастиемк ''внешнему'' исвязанынекоторыехудожественныеиздержки, характерныедляотдельныхработ: ониоглушаютблескомтуалетов, нонетрогаютсердце.
Ивсёжеименновпетровскоевремяужеродиласьрусскаяпортретнаяживопись, вкоторойглавнымбылораскрытьвнутренниймиризображаемогогерояикотораяутверждалавысокиеидеалычеловекавнезависимостиегосословнойпринадлежности. Изпервыхрусскиххудожников-портретистовназовёмтакихвыдающихсямастеров, какАндрейМатвеевичМатвеевиИванНикитичНикитин.
АндрейМатвеев (1701-1739), личный ''пенсионер'' Екатерины I, совсемещёюнымбылотправленвГолландиюобучатьсяживописи. Черездвагодапослевозвращения, 1729 году, оннаписалоднуизсвоихлучшихработ– ''Автопортретсженой''. Этоудивительноедляначалавекапроизведениеговоритомногом. Преждевсегообольшомталантехудожника, сумевшегопоказать, чтолюди, изображенныенапортрете, наделены ''умомиволеюживой''. Впортретенетхолоднойпарадности. Художникподчеркиваетвнутреннююсвободугероевполотна, ихиндивидуальностьиуверенностьвсвоихсилах.
УчилсязаграницейиИванНикитин (около 1690-1742), стажировавшийсявоФлоренции. ОботношениицарякдаровитомуюношеизвестноизсохранившегосяписьмаПетракЕкатериневДанциг: ''…ПопалисьмневстречуБеклемишевиживописецИван. Укаконеприедутквам, тогдапопросикороля, чтобвелелемусвоюперсонуемусписать; такжеипротчих, кавозашочешь…дабызнали, чтоестьизнашегонародадобрыемастера''. ПозднееИванНикитиннеразписалцаря. НаегопортретахПетр, конечно, гордыйгосударственныймуж, ноичеловек, труднаяжизнькоторогонеизбежноотразилисьввзгляда, встрогосомкнутыхгуб. ИнтересомквнутреннемумиручеловекапроникнутаидругаянынезнаменитаяработаИ. Никитина– ''Портретнапольногогетмана''. Наполотнеизображенчеловекпростойисуровый, готовыйкиспытаниямвоеннойслужбыикзащитеотечества.
СудьбаИванаНикитинаоказаласьтрагичной. ВовременаБироновщиныонбылзаточенвтюрьму, просиделпятьлет, затембылбитплетьмиибилсосланвСибирь. ПослесмертиАнныИоанновныхудожникубылоразрешеновернутьсявПетербург, ноподорогедомойумер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГлавнымитогомвсейсовокупностиПетровскихреформсталоустановлениевРоссиирежимаабсолютизма, венцомкоторогосталоизменениев 1721 г. титулароссийскогомонарха - Петробъявилсебяимператором, астранасталаназыватьсяРоссийскойИмперией. Такимобразомбылооформленото, кчемушелПетрвсегодысвоегоцарствования - созданиегосударствасостройнойсистемойуправления, сильнойармиейифлотом, мощнойэкономикой, оказывающеговлияниенамеждународнуюполитику. ВрезультатеПетровскихреформгосударствонебылосвязаноничемимоглопользоватьсялюбымисредствамидлядостижениясвоихцелей. ВитогеПетрпришелксвоемуидеалугосударственногоустройства - военномукораблю, гдевсеивсяподчиненоволеодногочеловека - капитана, иуспелвывестиэтоткорабльизболотавбурныеводыокеана, обходявсерифыимели.
Россиясталасамодержавным, военно-бюрократическимгосударством, центральнаярольвкоторомпринадлежаладворянскомусословию. ВместестемотсталостьРоссиинебылаполностьюпреодолена, ареформыосуществлялисьвосновномзасчетжесточайшейэксплуатацииипринуждения.
РольПетраВеликоговисторииРоссиитруднопереоценить. Какбынеотноситьсякметодамистилюпроведенияимпреобразований, нельзянепризнать - ПетрВеликийявляетсяоднойизсамыхзаметныхфигурмировойистории.
ВзаключениеможнопривестисловасовременникаПетра - Нартова:
"... ихотянетболееПетраВеликогоснами, однакодухеговдушахнашихживет, имы, имевшиесчастиенаходитьсчприсеммонархе, умремвернымиемуигорячуюлюбовьнашукземномубогупогребемвместессобой. Мыбезстрахавозглашаемоботценашемдлятого, чтоблагородномубесстрашиюиправдеучилисьотнего".
Приложение.
СтремлениеРоссиивстать ''твёрдойногой'' уБалтикивозниклозадолгодоПетра. СледствиемэтогобылавековаяборьбарусскихсЛивониейиШвецией, закончившаясяпобедойвсевернойвойне. ЭтапобедапозволилаПетру I обреститвердуюгаваньдляторговлиикультурныхсвязейсевропейскимигосударствами.