РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По предмету: История политических и правовых учений
Выполнила:
Студентка 1 курса 1 семестр
Номер зачетной книжки: 628321
Овдеева Светлана Филлиповна
г. Тюмень 2011 год
ЗАДАНИЕ
Список использованной литературы.. 16
Чем начинается "Утопия": Томас Мор шлет привет своему другу Петру Эгидию (реальное лицо), который и познакомил его с моряком по имени Рафаил Гитлодей (Гитлодей - греческое слово, первая часть которого - пустая болтовня, вздор; вторая: - опытный, сведущий. Этой фамилией Мор хотел подчеркнуть, что речь идет о лице несуществующем).
Рафаил Гитлодей в первой книге "Утопии" критикует современные ему несовершенные государственные устройства, а во второй книге - расказывает о наилучшем устройстве государства у утопийцев, на остров которых его занесло во время странствий.
Чем заканчивается "Утопия": утомленные беседой Рафаил Гитлодей и "лондонский гражданин и виконт, знаменитый муж Томас Мор" отправляются ужинать.
Человеческое/писаное право - закон - должно иметь своим реальным источником божественное право - 10 заповедей, так как закон имеет договорной характер и устанавливается людьми. Законы - это напоминание каждому о его обязанностях.
Государственное устройство Утопии характеризует: "полное внутреннее согласие" - то есть четкая иерархическая система управления, нарушитель которой является преступником и "наличие незыблемых учреждений" - отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов - так как существующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать. Результат: такое общество будет обречено на стагнацию, невозможность развития из-за необходимости поддержания одной идеальной, единственно верной модели организации жизни общества.
Главная основа их устройства: "общность их жизни и питания при полном отсутствии денежного обращения". Уничтожение частной собственности - приводит к равномерному распределению средств государством.[1]
Всеобщность: кто знает 1 город, тот знает все города Утопии, кто знает 1 утопийца, тот знает всех утопийцев. Все находится в определенном порядке, поддерживаемом возможностью применения силы государства.
Утопия - федерация из 54 городов.
Общеутопийский сенат или Народные Сборы: 1 раз в год в центре страны в г. Амауроте собираются по 3 старых гражданина каждого города - всего 162 человека - для обсуждения общих дел острова, перераспределения продуктов в случае нехватки. Реально этот сенат ничего не решает.
В одном городе - 6 тысяч семей. Во главе 1 семьи - отец и мать.
Филарх/сифогрант (новое и старое название должности) - во главе каждых 30 семейств. Избираются на 1 год. Задача: наблюдать, чтобы никто не сидел праздно. Филархов всего - 200 чел. Филархи тайным голосованием намечают князя из 4 кандидатов, предложенных каждой 4-й частью города.
Протофиларх/транибор - во главе 10 филархов с их семействами. Избираются на 1 год, но зря, без веских оснований их не меняют. Протофилархов всего - 20 чел.
Князь - избирается пожизненно.
Сенат: траниборы/протофилархи каждые 3 дня совещаются с князем. На совещание допускаются каждый раз по 2 различных сифогранта. Итого: сенат, обладающий реальной властью, принимающий законы, состоит из: 20 траниборов + 1 князь + 2 сифогранта (каждый день разные)= 23 человека.
Принятие общественных решений помимо сената и Народных Сборов - есть преступление по утопийским меркам.
Итого: государственное устройство:
1 Князь
Сенат: 20 траниборов
Собрание 200 сифогрантов
Семьи - 6 000 чел.
Деревня: функция: снабжение города хлебом. Семьи по 40 чел. Срок их роботы в деревне - 2 года, по истечении - обратно в город.
Каждый утопиец с детства учится земледелию и 1 ремеслу. В свободное время - занимается своим ремеслом или изучает науки. В городе имеют право не работать около 500 чел:
· сифогранты/филархи;
· разряд ученых - получают освобождение для прохождения наук по тайному голосованию сифогрантов. Именно из ученых, не входящих в состав сифогрантов/филархов избираются траниборы.
Из сословия ученых выбирают:
· послов, духовенство;
· траниборов;
· барзана/адема (старое и новое название должности) - главу всего государства. [2]
Граждане оказываются феодально прикрепленными к своему рабочему месту. Если есть прикрепленные, значит, есть прикрепители - следовательно, социальный антагонизм зреет. Чтобы съездить к друзьям в другой город, необходимо: взять разрешение у сифогранта, транибора, письменное разрешение, с предписанием когда вернуться - у князя. Поехавший куда-либо без разрешения - возвращается как беглый и жестоко наказывается, после второй несанкционированной "поездки" - переводится в рабы. Если вы в гостях дольше 1 дня - вы должны работать там по своему ремеслу. В пределах своего города можно бродить после работы с разрешения отца и супружеской половины.
Частная жизнь: отсутствует у граждан полностью, так как неизбежно постоянное присутствие каждого человека на глазах у всех.
Иерархия возраста: во главе семейства стоит старейший. Жены прислуживают мужьям, дети родителям и вообще младшие старшим.
Семья - производственная ячейка общества. Священен институт брака: развод - только с разрешения сената и их жен и с наличием обоюдного согласия - если характер не подходит. Наказание за прелюбодеяние - рабство.
Человеческое счастье жизни - в духовной свободе и образовании.
Удовольствие - основной элемент счастья.
Добродетель - это жизнь, согласная с законами природы.
Политическая норма: приоритет интересов общества. "Заботиться о своей выгоде, не нарушая общественных законов о распределении удобств жизни - есть требование благоразумия, а иметь в виду также и интересы общественные - твой долг. Похищать чужое удовольствие домогаясь своего, несправедливо. Наоборот, отнять что-нибудь у себя самого, чтобы придать другим - обязанность человеколюбия и благожелательности".
Кого обращают в рабство: своего гражданина - за позорное деяние; преступников из других стран, приговоренных у себя на родине к высшей мере наказания.
Внешняя политика: Утопия - экономически самодостаточная, изолированная страна. Утопийцы несут миссионерская функция по отношению к другим, менее продвинутым странам. Воюют они почти всегда за чужие дела - если другой народ их попросит.
Война: внутрення - не бывает. Внешняя: если утопийские купцы терпят в чужой стране имущественный убыток - то утопийцы не мстят войной, так как они утратили часть государственного имущества - то есть не получили выгоды от избытка. Если же граждане Утопии понесли в чужой стране физический ущерб - быть войне.
Из неприкосновенного запаса страны на случай войны со внешним миром делают золотые и серебряные ночные горшки и цепи для рабов.
Воюют утопийцы хитростью, устройством у врага внутренних раздоров, используя наемное племя заполетов, которым платят золотом. Это племя настолько безнравственное, что сколько заполетов ни умрет - все к лучшему. Утопийцы считают: благоразумнее подкупить/продать врага, чем воевать, тратя жизни людей.
После окончания войны - с побежденных взимается налог за понесенные расходы. Для управлениями этими доходами утопийцы каждый год посылают в побежденную страну часть своих граждан - квесторов. Эти деньги утопийцы могут подарить друзьям, предателям среди побежденных, самим исправившимся врагам.
Религия: в Утопии религиозная терпимость. Исключения - те , кто не верят в бессмертие души, что ад - полагается за зло, рай - за добродетель, ибо таких неверующих не смогут остановить законы, а руководствоваться они будут личными страстями. Священнодействия, присущие всякой секте в отдельности, каждый отправляет в стенах своего дома.
Священники - не более 13 человек в каждом городе - блюстители нравов - выбираются тайным голосованием народа (это единственное, что реально избирает народ). Функции священников: увещевание, внушение, воспитание. Наказание, исправление - компетенция князя, филархов, протофилархов. У священников же отсутствует всякая власть кроме почета, которым окружают их граждане.
В то время Англия уже принимала участие в мировой торговле и Лондон приобрел значение мирового города наравне с Лиссабоном, Антверпеном и Парижем. Когда на престол вступил король Генрих VIII, Мор вскоре был послан одним из послов в Нидерланды для заключения торгового договора. В Нидерландах он пробыл 6 месяцев. Переговоры оставляли ему много свободного времени, и здесь он написал свое знаменитое сочинение: «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» («утопия» — по-гречески — «место, которого нет»). Первое издание книги появилось в 1516 году, и затем она переиздавалась бесконечное число раз на всех европейских языках.