Наиболее ярким представителем западничества был К. Д. Кавелин, ставший своего рода связующим звеном между поколениями сороковых и шестидесятых годов и сумевший корректно вести историческую мысль своего течения.
Западники верили в то, что у России великое будущее, если она переймет и освоит исторический опыт Западной Европы, важнейшим достоянием которой они видели «уважение к лицу». Для них личность человека была "выше истории, выше общества, выше человечества" (В.Г.Белинский). Разбирая это утверждение, западники углубились до его высшего обобщения: не может быть несвободной личности в несвободном обществе.
Именно Кавелиным эта идея была аргументирована в наиболее развернутом виде. Движущей силой исторического прогресса он считал человека. Его деятельность и результаты и образовали условия исторической жизни, ее ход развития. И поэтому разумность процесса исторического развития определяется положением человека в обществе, неопровержимым признанием его достоинства. Достоинство человека, возможность для всестороннего развития личности – наиболее важный критерий исторического развития. Народы же, не ставящие личность на первое место ради каких-либо других целей, на время выпадают, из исторического прогресса, что ставит их под угрозу отставания во всех видах развития.
С такой точкой зрения Кавелин подходит к решению вопроса отношения России и Западной Европы. Положение Кавелина о том, что каждый народ должен идти по пути развития в соответствии со своим историческим «началом», роднило его со славянофилами, но опровержение творческой роли личности, несомненно, разделяло с ними. Кавелин писал, что два исторических движения, Российское и Западное, имеют совершенно противоположные начала. Последнее придавало большее значение индивидуальным качествам, которые в дальнейшем и создали те условия исторического быта; наша же история началась без какого-либо присутствия личного начала, которое только с недавнего времени стало развиваться под влиянием европейской цивилизации. Но должен прийти такой момент, когда оба развития пересекутся и станут одинаковыми. И, по мнению Кавелина, это время наступает. Русская древность себя изжила, развила все начала, которые в ней были заложены, и, исчерпав все свои национальные основы, Россия должна «вошли в жизнь общечеловеческую». Но это не значит, что она теряем свою народность. Каждый народ идет по пути развития согласно своим исходным «началам», лишь видоизменяя его на необходимых этапах развития истории, находя особенности последнего и в то же время «не мешая» присоединению каждого, в том числе и русского народа, во всемирную историю. Это и есть необходимое и неизбежное взаимодействие. Перенимание народами форм жизни и развития – фактор, присущий этом взаимодействию, но не обязательно усваивать все, можно перенять только то, что отвечает существу и потребностям народа. Исходя из этого, Кавелин делает следующее предположение, что влияние Запада лишь ускорило собственное развитие России по пути общечеловеческой цивилизации, обозначившееся еще до петровских реформ.
Ученый был категорически против идей славянофил, их идеализации прошлого. Им он противопоставил принцип историзма, согласовывающий настоящее, как с прошлым, так и с будущим. Жизнь народа – одно целое, но которое имеет свойство изменяться, согласно с внутренними причинами, где обусловленное прошедшее служит основанием будущего. В этом действии между старым и новым возникает конфликт, в котором старое нередко противопоставляет уже идеализированные традиции и нормы. Но, если судить беспристрастно, прошлое совсем не лучше настоящего – оно только кажется таким, потому что другого не знали. В свете же новых возможностей и запросов жизни и в прошлом можно найти ограниченность и недостатки, поэтому все нуждается и поддается замене.
В заключение общего обзора философских и общественно-политических идеологий славянофилов и западников, необходимо отметить, что и те и другие были патриотами своей страны и верили в ее великое будущее. Как либерально настроенные течения они, прежде всего, отвергали николаевский режим, пережившее себя крепостное право и политическую тиранию, однако «прошлое» и «будущее» своей родины они видели по – разному. Для славянофилов оно было воплощено в православии, раскрывшего все те начала, которые остались, не развиты в древнерусской образованности, а для западников будущее заключалось в цивилизованно обустроенном общественном быте, направленного на создание условий для раскрытия личности каждого человека. И конечном итоге, спор между западниками и славянофилами был спором об Истине, о способах ее познания и построения жизни народа на ее основе.
Заключение
Спор славянофилов с западниками о судьбе России разрешился в пользу последних. Россия пошла по западному, капиталистическому пути развития. Но XXвек пересмотрел и этот вердикт. Российский «эксперимент» принятия западноевропейской модели развития так же потерпел поражение. Он уничтожил святую святых – общину, назвав это «великим переломом», что в сравнении с «переломом» в эпоху Петра I, был всего лишь легкой коррекцией ее постепенного развития.
Этот спор призвал к жизни немало актуальных исторических и философских проблем, он стал отражением противоречивости общественной, политической и духовной жизни.
Исторический опыт дискуссий между западниками и славянофилами имеет непреходящее значение. Либеральные позиции западников и славянофилов оказали огромное влияние на русское общество и на следующее поколение людей, искавших для России путь в будущее.Их отголоски только в различных формах и выражениях проходят и через последующие десятилетия XIXвека и продолжают возникать в XXвеке. В дальнейших спорах о путях развития страны часто видны черты присущие спору западников и славянофилов в вопросе о том, какое соотношение имеют развития особенное и общечеловеческое, что есть Россия – страна, которой предстоит стать центром христианства, третьим Римом, или страна, которая представляет собой часть Европы, часть всего человечества.
Наряду с этим разногласия западников и славянофилов имели и очевидное политическое значение. Из московских кружков вышла целая плеяда выдающихся деятелей, сыгравших большую роль в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 года. Многие представители этих двух течений продолжали играть немаловажную роль на политической арене и в общественной жизни страны и в Пореформенный период.
Таким образом, общественные размышления, и в дальнейшем продлившиеся более 400 лет над решением вопроса «кто мы и в чем наше призвание», не оставила однозначного ответа. Каждый раз, в период кризисов, в условиях исторического выбора общественное сознание старательно искало ответ на этот вопрос, жестко связывая успехи социальных переустройств с его решением. Но существует ли такая связь в действительности? Видимо существует, раз поиски ответа на него всегда задавали и задают осуществляемым преобразованиям тот или иной курс. И сегодня, думается, данный вопрос остается актуальным.
Библиографический список
1.Зеньковский В. В. История русской философии: т.1, Париж, YMCA-PRESS, 1948.
2. Кузнецов И. В., Лебедев В. И. История СССР. XVIII – середина XIXвв: Пособие для учителей Учпедиз. Москва, 1958 г.
3. Лишаев С. А. История русской философии. Часть I: С древнейших времен до середины XIXвека: Учебное пособие. – 2–е изд., испр. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2004.
4. Лосский Н. О. История русской философии Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991. — 480 с. ISBN 5—265—02255—4.
5. Философия истории под редакцией доктора философских наук, проф. А. С. Панарина, Москва, 1999.