Примерно в одно время с кончиной последнего из опекунов умер «дядька» и воспитатель великого князя конюший Иван Иванович Челяднин. Старый уклад жизни в великокняжеской семье окончательно рухнул. Теперь Иван избавился от всякой опеки и стал жить в полном «самовольстве». «Ласкающие пестуны», стараясь завоевать расположение мальчика, не слишком принуждали его к учению. Даже просто наказать его за безобразия или заставить вовремя поесть они попросту не могли.
2. ММФЫ ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ
Миф это оружие. Древнекитайский полководец, философ войны Сунь-Цзы говорил: "Умеет воевать тот, кто побеждает без сражения. Умеет воевать тот, кто захватывает крепости без осады. Умеет воевать тот, кто сокрушает государство без армии" - он говорил о силе Мифа. История любого народа, его духовное здоровье, его вера в себя и свои силы всегда базируется на неких мифах, и именно эти мифы становятся живой плотью и кровью этого народа, его оценкой места в мироздании. Сегодня наше сознание стала полем битвы идей двух мифов, Черного Мифа о России и Светлого Мифа о Западе. В чем суть Черного мифа о России? Россия - это варварская, дикая страна, склонная к деспотии, страна отсталая, не цивилизованная, которая по своей природе агрессивна и при этом всегда представляет собой угрозу для Европы. В чем суть Европейского мифа? Светлого мифа о Европе? Европа - это уникальная цивилизация. Эта цивилизация, которая впитала в себя всю мудрость человечества. Цивилизация гуманная, цивилизация посвящения, Цивилизация терпимости и цивилизация, которая выработала те принципы, по которым должны жить все! Цивилизация, имеющая право цивилизовать других и прежде всего дикую Россию.
"Подражайте русским, для них нет ничего невозможного!" французский Маршал Бернадот.
«Уже более пятисот лет над Россией довлеет миф как о стране тупых рабов и неслыханной деспотии. Словом Россия неправильная страна, недостойная самостоятельного развития и нуждающаяся в руководстве цивилизованного Запада. В этом отношении важен миф об Иване Грозном. В правление Ивана Грозного Россия стала мировой державой, исповедующей православную веру. Перед миром вставал исполин, равный цивилизации всей Западной Европы. Для неё Россия была страшна, поэтому считалось целесообразным формировать негативный облик России, в частности, и ее Царей. Необходимо было создать с целью упрочения своей власти представление о государстве, которое угрожает Западной Европе».[7]
С кем сравнивают Ивана Грозного? Это неслыханный деспот, его сравнивают именно с величайшими деспотами Земли. Его сравнивают с Нероном – римским императором, с Калигулой. Более того, у Европы до сих пор был один конкурент – это Турция. Европа воевала с Турцией несколько столетий, и все то, что для Европы было чуждо, теперь переносится на Россию. Ивана Грозного изображают в Турецкой одежде, в чалме, как в прочем, и его придворных. Долг христианского мира, долг христианской Европы – остановить Россию. Это пишется во всех публикациях Европы того времени. Понятно, почему такое массовое зарождение негативных мифов о России относится ко времени правления Ивана Грозного. Дело в том, что именно в правление этого государя Россия становится гигантской мировой державой. Ведь по сути дела после крушения Советского союза в 1991 году мы оказались в границах, близких тем, которые были в России во времена Ивана Грозного. Значит для западной Европы такая гигантская страна, исповедующая к тому же православную веру, была страшна, а коле так, то считалось целесообразным формировать негативный облик этой страны. Из этого мифа и на Западе и отечественные либералы выводят главный тезис: Россия как цивилизация всегда отличалась в худшую сторону от европейских государств. Когда упоминается Иван Грозный, подчеркивается, что его якобы патологическая жестокость была не аномалией, а неотъемлемо присущим русскому человеку качеством. Давайте посмотрим, таким ли уж кровавым был царь Иван, и откуда возник этот миф?
Мы можем очень точно дотировать возникновение черного мифа о России. Это с середины XVI века. Что это за время для России? Только что закончилось татаро-монгольское иго. Россия освободилась , она стала независимым государством. Прошел период консолидации сил, и Россия, как и всякое молодое государство, начала территориальную экспансию. Россия наносит поражение Казанскому ханству, берет Казань. Она осваивает Урал и Сибирь. Россия продвигается на Юг, грабит Астраханское ханство, берет Астрахань. И наконец, Россия начинает продвижение на Запад в Европу к Балтийскому морю. И перед Европой вдруг вырастает народ, о котором она, Европа, ничего не знает. И Европа начинает создавать свой миф о России. Обратимся к фактам. Ч то происходит в цивилизованной Европе того времени? Миф о жутком тиране, о заснеженной Московии хорошо ложился на жизнь Западной Европы XVI века. Для того, что бы собственные жестокости не казались такими страшными, нужно было сочинить сказку о неком тиране, который обитает далеко на Востоке и который угрожает Европе. В Голландии как раз во времена Ивана Грозного разворачивается борьба за независимость против Испании. Испанский наместник Нидерландов герцог Альба за 3 года своего наместничества казнил около 100 тыс. голландцев. И в той же Испании да и во Франции и Германии пылают костры Инквизиции, ведь охота на ведьм еще продолжается, начинаются религиозные войны во Франции. Кровь льется широкой рекой по всей Европе, я уже не беру испанское завоевание Америки…».
Возьмем для примера образец правильного демократического развития. Англия, XVI век: Современник Ивана Грозного Генрих XVIII, за время своего правления в трехмиллионной Англии повесил 72 тыс. человек. Это около 3% населения! Со своих земель сгоняют тысячи крестьян. Кирилл Назаренко (кандидат исторических наук): «Тысячи крестьян были согнаны со своих наделов (классная демократия не так ли?). И в то же время Генрих XVIII принимает законодательство о бродягах. Это когда человек, пойманный за бродяжничество 1-й раз, подлежал битью кнутом, 2-й раз битью кнутом и отрезанию ушей и в 3-й раз повешению. А бродяги это те самые крестьяне, которые были согнаны со своих земель». Но ничего этого вы не найдете не в популярной литературе ни в фильмах, напротив, в сознание закладывается светлый романтический образ Европы того времени. Нам внушают, что на Западе издревле утвердился гуманизм, представительная власть, цивилизованный суд, вера в закон и уважение человеческой жизни. Цитата из современной газеты: «…А у России за спиной вереница кровавых веков…». Кирилл Назаренко (кандидат исторических наук): «Можно привести еще один пример. В Англии по законодательству XVIII века смертная казнь применялась с 12-летнего возраста и предполагалась она за кражу суммы свыше 1-го шиллинга. 1 шиллинг это очень скромная сумма по английским меркам, это собственно стоимость шелкового носового платка. То есть 12-летний бездомный ребенок за один украденный носовой платок мог быть повешен. ,В России ничего подобного не было». Немецкий юрист Николаус Генрих Юлиус подсчитал, что вообще в Англии 6 789 статей закона предусматривали сметную казнь. Ну а в далекой России? В первом своде законов смертная казнь вообще не предусматривалась и только в XV веке в России стали казнить за измену, поджог и троекратную кражу. Андрей Воссоевич (доктор философских наук, профессор СПбГУ): «…Если же мы будем сравнивать реальные исторические события, то вдруг выяснится что на протяжении 20-летнего царствования Елизаветы Петровны (дочки Петра I) в России не было осуществлено ни одной смертной казни. В то время как в любом европейском городе стояла виселица и регулярно казни осуществлялись, в том числе и с русской точки зрения, за совершенно ничтожные преступления».
Европейские историки пишут о сотнях тысяч казненных при Иване Грозном в одном лишь Новгороде. Вот это и есть тот самый миф, который настойчиво нам вбивают в голову. Конечно казни были, но судебнику тех лет это было нечто исключительным. Свойственная средневековой Европе массовая жестокость абсолютно не была свойственна России. Иван Грозный остался в нашей истории как достаточно скандальная фигура, связанная с особой жестокостью. Руслан Григорьевич Скрынников известнейший исследователь этой эпохи выпустил даже не так давно книгу «Царство террора». Под таким названием он обобщил свои исследования об Иване Васильевиче Грозном. Но тоже Иван Григорьевич Скрынников начинал свою карьеру исследователя с определения точного числа жертв Ивана Грозного. Так вот, Скрынников доказал, что количество жертв Ивана Грозного не превышало 4200 человек. Из этого количества примерно 600-700 были бояре и дворяне. Кроме того примерно тысяча человек, это были жертвы Новгородского погрома, так называемого опричного, о котором тоже ходят страшные слухи о том, что весь Новгород чуть ли не был казнен. Для Европы было нетипичны такие массовые казни высокопоставленных лиц. Ошибкой Ивана Грозного было не то, что он казнил своих подданных, а то, кого он казнил. Он казнил элиту. Он казнил бояр, и некоторые бояре, как Андрей Курбский, бежавшие на Запад, конечно, рассказывали ужасы об этих событиях. Иван Грозный прижал боярскую верхушку. Именно такие беглые бояре как Андрей Курбский и стали главным поставщиком ужасов польским и литовским историкам. Кстати говоря, о графе Дракуле примерно в это же время формируется легенда тоже о страшном, только теперь румынском тиране, который сажает людей на кол. Изначально образ Дракулы и Ивана Грозного был очень близок. Характерно то, что одни и те же поступки приписывали и Грозному и Дракуле. Есть миф о том, как толи Дракула , толи Иван Грозный приказали прибить головной убор с помощью большого гвоздя к голове некого иностранного посла, который отказался снимать головной убор перед ними, но только о Дракуле говорили, что жертвой стал Турецкий посол, ему прибили чалму, а жертвой Грозного якобы стал европеец, которому прибили шляпу. В Европе даже в XVII веке были распространены гравюры, изображающие прибитие гвоздём шляпы к голове европейского посла при Иване Грозном. Вообще Иван Грозный никогда такого себе не позволял.