Смекни!
smekni.com

Еврейские погромы в России (стр. 2 из 2)

Длительная идеологически целенаправленная политика антисемитизма реализовалась во время погромов. Этнический фактор в результате для погромщиков выступал как основной признак участников революционного движения: еврей — значит, революционер, и наоборот, революционер — значит, еврей.

5. Погромы в 1916—1922 годах

7 мая 1916 года произошёл погром в Красноярске[27]. В сентябре 1917 года уходившие с фронта солдаты грабили еврейское имущество, однако эти погромы (наибольшее число их произошло в Киевской, Волынской и Подольской губерниях), как правило, не сопровождались убийствами[3][28].

По данным историка Геннадия Костырченко, за время Гражданской войны в России имело место 1236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40 %) совершили петлюровцы, 307 (25 %) — зелёные, 213 (17 %) — белогвардейцы и 106 (8,5 %) — части красных[29].

Историк Олег Будницкий полагает эти данные заниженными[30]. Он считает, что в 1918—1920 годах только на Украине приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами[31]. По данным И. Б. Шехтмана, только Добровольческая армия совершила почти 300 погромов, а это 17 % от общего их числа.[32].

В вышедшей в 2009-м году книге «История России. XX век» под редакцией Андрея Зубова, приводится цифра в 887 погромов, но речь идёт не о России в целом, а об Украине. При этом приводятся данные о числе жертв: «Земле была предана 31 071 жертва погромов, но, учитывая без вести пропавших, сожженных, утопленных евреев, число жертв вполне может превысить и 50 тысяч человек»[33].

Историк Норман Кон оценивает общее число евреев убитых в погромах с 1918 по 1920 годы в 100 тысяч человек[34]. Аналогичную цифру называет демограф Сергей Максудов.[35]

По данным Леонида Смиловицкого в одном лишь 1921 году в Белоруссии погромы прошли в 177 населенных пунктах, где проживало 7316 семей (29270 человек). Их жертвами стали 1748 семей, в том числе 1700 убитых, 150 раненых, 1250 изнасилованных[36].

Некоторые авторы отмечают, что погромы делались как белыми, так и красными и тем более отдельными бандами, но в Красной армии эти действия беспощадно подавлялись, включая расстрелы погромщиков, в то время как среди белых таких попыток практически не было[37][28]. Илья Чериковер приводит цитаты генералов Мамонтова, Шифнера-Маркевича, Ирманова, Драгомирова и др., которые он полагает погромными и антисемитскими и прямо связывает бесчинства Добровольческой армии с попустительством и поощрением со стороны начальства. Приказ самого Деникина против погромов был издан лишь 23 января 1920 года[38]. Как пишет доктор Арон Шнеер, сама жизнь заставила евреев «искать защиту у той власти и поддерживать ту власть и ту партию, которые официально объявили антисемитизм и погромщиков вне закона»[39].

Согласно другой точке зрения, которой придерживается, в частности, российский историк Андрей Зубов, командование Белого движения прикладывали все возможные силы к борьбе с погромщиками[33][40]. Так, А. Зубов пишет: «и генерал Мамантов, и генерал Шкуро, и генерал Деникин боролись как могли с еврейскими погромами, наказывали погромщиков, защищали ни в чем не повинных еврейских обывателей.»[41] Видный деятель белого движения А.А. фон Лампе писал, что в частях белой армии имели место нарушения дисциплины, грабежи и иногда даже убийства, за что были расформированы 2-я Кубанская пластунская бригада и Осетинский конный полк, однако они не были направлены исключительно против еврейского населения: "...от этих проявлений отрицательного типа страдало как еврейское, так и христианское население захваченного беспорядками района...Но о несчастных христианах, конечно, никто не кричал в мировой прессе.".[42] П. Н. Врангель в беседе с журналистом Н. Н. Чебышевым из газеты «Великая Россия» объяснял рост антиеврейских настроений в народе распространением большевизма, анархии и произвола:[43]

В народных массах действительно замечается обострение ненависти к евреям. Чувство это все сильнее развивается в народе. В последних своих проявлениях народные противоеврейские настроения буйно разрастаются на гнойнике большевизма. Народ не разбирается, кто виноват. Он видит евреев-комиссаров, евреев-коммунистов и не останавливается на том, что это часть еврейского населения, может быть оторвавшаяся от другой части еврейства, не разделяющего коммунистических учений и отвергающего советскую власть.

Особая ненависть населения во время гражданской войны авторами книги «История России. XX век» объясняется участием евреев в красном терроре[33].

6. В СССР

После окончания гражданской войны погромы полностью прекратились и в дальнейшем ни в СССР, ни в Российской Федерации после его распада еврейских погромов не зафиксировано.

Список литературы:

1. Энциклопедия Холокоста. Статья «Антисемитизм»

2. Энциклопедия Холокоста. Статья «Погромы»

3. Погромы — статья из Электронной еврейской энциклопедии

4. «Правда о русских евреях»

5. Дубнов С. М. Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 6. Евреи в Польше и Руси (XII—XV вв.)

6. Евреи России / Составитель и редактор Семёнов Ю. И. // Национальная политика в императорской России. — М.: Центр по изучению межнациональных отношений РАН, Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, 1997.

7. Дубнов С. М. Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 10. Переходное время (1750—1795 гг.)

8. Будницкий, Олег Витальевич. От редактора. Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства.

9. Эттингер Ш. Часть 5. Новое время // История евреев. — Еврейский университет в Иерусалиме, 1972.

10. Ирина Дружкова. Еврейские банкиры в Одессе XIX века.

11. Александр III // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.

12. Антисемитизм в России как одна из причин возникновения национального еврейского движения. Методические материалы по истории сионизма. Сохнут.

13. Dubnow S. M. History Of The Jews = История евреев. — Plain Label Books. — P. 479. — ISBN 9781603030977

14. Альманах. Сборник по истории анархического движения в России. Т 1. Париж, 1909.

15. (англ.) American Jewish Committee Special Articles (1906-1907) // American Jewish Year Book (1906-1907) = American Jewish Year Book (1906-1907). — Jewish Publication Society. — Т. 8. — P. 47.

16. Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.

17. Еврейские погромы в Ростове-на-Дону

18. Первый эксперимент по народовластию

19. Погромы

20. Aнтисемитизм

21. Александр III

22. Погром в Балте

23. Выбор

24. Pogrom

25. Почему российские евреи не были верноподдаными, стр. 561—562

26. Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии

27. Клейнман И. А. Первый еврейский погром в Сибири. — В кн.: Еврейская летопись. Л.; М., 1924, сб. 3, с. 124—134

28. Будницкий О. В. Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии

29. Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. — М.: Международные отношения, 2001. — С. 56.

30. Карающий штык добровольца

31. Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). — М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. — С. 7, прим. 2. — 1000 экз. — ISBN 5-8243-0666-4

32. Шехтман И. Б. История погромного движения на Украине. Том 2. Погромы Добровольческой армии на Украине. — 1932. — 394 с.

33. «История России. XX век» «2.2.25. Евреи в Гражданской войне»

34. Норман Кон. «Благословение на геноцид». Москва. Прогресс. 1990

35. Похищенное слово

36. Смиловицкий Л. Л. Погромы в Турове // Заметки по еврейской истории : интернет-журнал. — 7 июля 2002. — В. 16.

37. Задрапировать конформизмом. «Книга погромов, 1918—1922»

38. История погромного движения на Украине 1917—1921, стр. 16-19

39. Шнеер А. И. Часть1. Глава 1. Евреи в Красной Армии в годы Гражданской войны 1918–1922 гг. // Плен. — Гешарим — Мосты культуры, 2005. — Т. 2. — 620 с. — ISBN 5-93273-195-8

40. Один из отзывов на «Книгу погромов»

41. Ответ Андрея Зубова Аркадию Красильщикову на его статью «Снова о покаянии» в газете «Еврейское слово»

42. Пути верных. Сборник статей. Париж, 1960. Стр. 83-84.

43. П. Н. Врангель. Записки. Книга вторая (Глава VI. В северной Таврии)

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейские_погромы_в_России