Смекни!
smekni.com

Белорусско-российские отношения на рубеже столетий (стр. 4 из 5)

Об этом свидетельствовало заключение делегации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществлявшей наблюдение за выборами в Минске, Минской и Гродненской областях. В этом документе отмечалось, что выборы в Палату представителей были "полностью демократическими и соответствовали общепризнанным стандартам. В период работы делегации фактов грубого нарушения избирательного законодательства или конституционных прав граждан Республики Беларусь, которые ставили бы под сомнение демократичность и легитимность выборов, не было выявлено"36.

Помимо этого, мягко говоря, не совсем обоснованного вывода российская делегация пошла дальше, высказав свое отношение к противоположной оценке выборов, данной европейской парламентской "тройкой" (Европарламент, Парламентские ассамблеи ОБСЕ и Совета Европы). В заключении делегации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации говорилось, что отрицательная оценка проведенных в Беларуси выборов со стороны "тройки" "свидетельствует скорее о политическом подходе к общественным процессам в Республике Беларусь со стороны вышеназванных структур"37. Следует добавить, что на ноябрьском 2000 г. саммите СНГ в Минске В. Путин заявил о признании Россией президентских выборов в Киргизии и парламентских выборов в Беларуси и Азербайджане.

Новое российское руководство постепенно приучало белорусского руководителя к мысли, что отказываться от союза с Беларусью оно не собирается, но строить его намерено по собственному усмотрению, в соответствии с национальными интересами России, а не так, как этого хотелось бы партнеру. Согласно российской газете "КоммерсантЪ", А. Лукашенко фактически был предъявлен ультиматум. Либо он соглашается принять формулу, которую Кремль достаточно успешно применяет в отношениях с российскими регионами (подчинение воли центра), либо Москва делает ставку на другого, более понятливого белорусского политика (в преддверии предстоящих в 2001 г. президентских выборов в Беларуси)38.

Выдвижение ультиматума было подкреплено существенными корректировками во внешнеполитической и оборонной стратегии России, предусматривающими усиление линии на сотрудничество с Западом (тезис В. Путина о том, что Россия и Запад являются стратегическими партнерами). Этому не соответствовала политика А. Лукашенко на конфронтацию с Западом и его понимание роли Беларуси как ворот и плацдарма России в борьбе с Западом.

Соглашения о введении единой денежной единицы

30 ноября 2000 г. в Минске на заседании Высшего государственного совета Союзного государства президенты двух стран подписали межгосударственное соглашение "О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства", а главы правительств — межправительственное соглашение "О мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы". Они предусматривают, что в 2005 г. российский рубль станет единой валютой в двух странах, а эмиссионный центр будет находиться в Москве, а с 2008 г. начнет действовать союзный банк, который будет выпускать новую единую валюту. Следует отметить, что эти важные документы не были опубликованы в печати.

Российская и белорусская независимая пресса расценили подписанные соглашения как начало аншлюса Беларуси. "КоммерсантЪ" писал, что единая валюта появится либо в случае реального поглощения Беларуси Россией, либо если Москва откажется от либерального курса в пользу усиления государственного регулирования экономики39. В. Путин после подписания соглашения со своим белорусским коллегой подчеркнул, что создание Союзного государства требует добровольного отказа от части суверенитета. Эти слова были направлены в адрес А. Лукашенко40.

Межправительственное соглашение предусматривает создание подлинно рыночных условий для введения единой валюты. Так, оно требует снижения годового уровня инфляции и величины дефицита госбюджета до согласованных уровней, т. е. до уровня России, что трудно себе представить для нынешней белорусской экономики. Соглашение предусматривает приватизацию, в первую очередь производств и предприятий, находящихся под угрозой банкротства, завершение приватизации объектов оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечение уже в 2001 г. широкомасштабной продажи государственного имущества. Оно требует от Беларуси приведения законов о естественных монополиях, государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, о газоснабжении, о конкуренции и ограничении монополистических действий на товарных рынках в соответствие с российским законодательством.

"Белорусская газета", комментируя накануне подписания проект соглашения "О мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы", писала, что россияне посягнули на все 6-летние завоевания белорусского президента41. Остается гадать, почему А. Лукашенко и В. Ермошин подписали эти чрезвычайно опасные для суверенитета Беларуси соглашения. Можно предположить, что у руководства Беларуси не было иного выхода.

Начало нового года и нового века ознаменовалось важным заявлением Государственного секретаря Союзного государства П. Бородина о том, что российский рубль, возможно, будет единым платежным средством в Союзном государстве уже в 2001—2002 гг.42 Это заявление поддержал А. Лукашенко, отметивший, что при условии экономических и организационных предпосылок стороны могут перейти к использованию единой денежной единицы раньше согласованного срока. Вместе с тем он отметил, что вопрос о едином эмиссионном центре является очень деликатным, поскольку затрагивает суверенитет двух стран. Говоря о недопустимости поспешности в его решении, А. Лукашенко сказал, что предложения о статусе, задачах и функциях единого эмиссионного центра будут включены в Конституционный акт43.

В начале января 2001 г. Министерство юстиции Республики Беларусь опубликовало заключение, в котором говорилось, что передача Центральному банку России исключительного права эмиссии денег на территории Беларуси противоречит Конституции Республики Беларусь, по которой исключительным правом денежной эмиссии на территории страны владеет Национальный банк Беларуси, а национальной денежной единицей является белорусский рубль. В заключении, направленном в Палату представителей Национального собрания, подчеркивалось, что вступление в силу этого соглашения возможно только после внесения поправок и дополнений в Конституцию Республики Беларусь44. Правда, спустя месяц с небольшим Министерство юстиции подкорректировало свою позицию, заявив, что нужно исправлять не соглашение, а Конституцию, после чего соглашение вступит в силу45.

Последним по хронологии важным событием в истории белорусско-российских отношений указанного периода стало дело Государственного секретаря Союзного государства П. Бородина, арестованного в январе 2001 г. в Нью-Йорке по подозрению в отмывании грязных денег. Реакция на задержание высокопоставленного чиновника из аппарата Союзного государства со стороны А. Лукашенко резко контрастировала с поведением В. Путина, который стремился не делать и не делал никаких резких заявлений по этому поводу. Дело П. Бородина обнажило определенную напряженность между руководителями двух союзных государств46.

В заявлениях А. Лукашенко, сделанных на рубеже 2000—2001 гг., усилились акценты на независимость и суверенитет Беларуси. В новогоднем обращении к белорусскому народу он подчеркнул: "Суверенитет Беларуси — неоспорим. Мы не собираемся продавать наш суверенитет ни Западу, ни Востоку. Мы будем укреплять нашу независимость, исходя исключительно из национальных интересов"47. В этом обращении, претендующем на программный характер, поскольку речь шла о наступлении нового века, А. Лукашенко ни слова не сказал о России и интеграции Беларуси с ней.

В интервью белорусскому телевидению в начале января 2001 г., основной темой которого были предстоящие президентские выборы, А. Лукашенко сказал, касаясь вопроса о роли "российского фактора" в президентской кампании, что "президента будет выбирать белорусский народ, а не Запад или Кремль"48.

Общественность Беларуси и России: за и против интеграции

Во второй половине 2000 г. активизировали свою деятельность общественные силы, выступающие за ускорение интеграционных процессов. Эти силы, объединенные в российские и российско-белорусские общественные организации (Петровская Академия наук и искусств, Союзная общественная палата и др.), били тревогу в связи с замедлением и торможением процесса интеграции, становлением Союзного государства.

В их многочисленных заявлениях и обращениях к президентам, главам парламентов и правительств двух стран высказывалась обеспокоенность "антисоюзными действиями со стороны влиятельных политических сил России", приводились многочисленные факты таких действий. Среди них назывались: неоправданно медленная реализация Договора о создании Союзного государства и Программы действий по его реализации, восстановление российским правительством таможенного контроля на границе с Беларусью, срыв планов строительства газопровода через Беларусь и Польшу, договоренностей о проведении выборов в Союзный парламент, "грубые выпады" российских СМИ, особенно ОРТ и НТВ в адрес Беларуси и ее президента, которым российское руководство не дает отпора, и др.49

В этих заявлениях приводились слова А. Лукашенко о том, что белорусско-российские отношения подошли к опасной черте, что сегодня сведены на нет все усилия по Союзу, что никогда интеграция не отбрасывалась так далеко.