Смекни!
smekni.com

История первобытного общества (Алексеев, Першиц) (стр. 71 из 78)

Обычно такие люди обслуживали значительные по размерам об­щности людей и получали за свой труд вознаграждение продуктами, вещами и примитивными деньгами. Основной их клиентурой стано­вилась родоплеменная знать, и многие из них оседали при дворах вождей. Например, при дворах верховных вождей зулусов известны имбонги — одновременно шуты, певцы и ораторы, обязанные про­славлять своих хозяев и хулить их врагов, у кельтов Галлии при знатных военачальниках состояли певцы и музыканты, которые своим искус­ством вдохновляли идущих в бой воинов, и т. п: Социальная верхушка для укрепления своего престижа и власти нуждалась в талантливых ху­дожниках, генеалогистах и других профессионалах; поэтому она не только вознаграждала их труд, но и оказывала им покровительство и вообще всячески стимулировала их деятельность. Со своей стороны, та­кие профессионалы были заинтере­сованы в сотрудничестве с предс­тавителями социальной верхушки, гак как те обеспечивали их матери­ально, предоставляли им наиболее широкое поприще для демонстра­ции их талантов, создавали им имя. В результате многие из них становились прихлебателями при вож­дях, военачальниках, жрецах, главах тайных союзов. Были и такие, пре­имущественно странствующие, профессионалы, которые связывали свою деятельность с удовлетворением потребностей простого народа и своим мастерством помогали ему в его сопротивлении развивавшейся эксплуатации и нараставшему произволу. Но, каковы бы ни были ценностные ориентации этой древнейшей интеллигенции, сам факт выделения профессионального умственного труда, как и другие виды специализации, в огромной степени способствовал развитию и обога­щению духовной культуры.

От «дописьменности» к письменности. Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человечества было изобретение сред­ства графического закрепления речевой информации — письменно­сти. Как правило, возникновение настоящей, упорядоченной письменности происходило путем постепенного превращения пиктог­рафической «дописьменности», передававшей лишь общий смысл сообщения, в идеографию*, или логографию*, в которой строго фик­сированные знаки обозначали отдельные слова или, как в наших ребусах, их знаменательные слоги. Позднее из идеографии возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности, почти полностью лишившиеся первоначального кар­тинного характера. Такой путь проделала древнейшая, так называемая иероглифическая*, письменность шумеров, египтян, критян, японцев и многих других народов. Идеография сохранилась только у китайцев.

Возникновение упорядоченной письменности со времени Моргана рассматривается как критерий перехода от первобытности к цивили­зации. И действительно, это ку­льтурное достижение тесно свя­зано с потребностями форми­рующихся классовых обществ и складывающихся государств в точной фиксации управленче­ской, хозяйственной, статистической информации, органи­зации официальной и деловой переписки, записи правовых норм и религиозных ритуалов, деяний правителей и других ис­торических событий. В то же время только в условиях если не классового, то предклассового общества мог возникнуть причастный к письменности круг людей. В отличие от общедо­ступной примитивной пиктографии крайне сложная идеогра­фия (так, шумерское письмо предполагало знание приблизи­тельно 1000 знаков) требовала длительного специального обучения и была недоступна широким слоям населения. Более того, хранители (и, вероятно", как правило, создатели) идеографии — жрецы на первых порах держали ее в строгой тайне и окружали ореолом сверхъестест­венности. Во многих раннеклассовых обществах письменность была привилегией жрецов, из числа которых выходили специалисты-писцы, а также знати. Однако и в руках избранных она стала отныне мощным средством накопления и передачи знаний, новым чрезвычайно эффек­тивным орудием развития культуры.

Первые идеографические системы возникли в 4 тысячелетии до н. э. в Шумере и Египте. Они обнаруживают некоторое сходство между собой и с другими идеографическими системами Старого Света, в особенности с протоиндийской и с крито-минойской. Это дает исследователям-диффузионистам известные основания считать, что перво­начально идеография возникла в одном месте, скорее всего в Шумере, и отсюда распространилась в другие очаги цивилизации. Однако сторонники теории конвергентного возникновения письменности с еще большими основаниями объясняют это сходство идентичностью изображенных на идеограммах реальных объектов внешнего мира, например, людей, частей человеческого тела, животных. Скажем, понятие быка, воспроизводившееся схематическим изображением его головы, очень похоже передавалось не только в идеографии Старого Света, но и в развитой пиктографии Америки. По-видимому, по крайней мере в нескольких культурных очагах древности — Шумере, Египте, Китае, Мезоамерике —упорядоченная письменность самосто­ятельно возникла вместе со складыванием здесь классов и государства, в других же центрах она заимствовалась вступавшими на этот порог народами у соседей. Косвенно это доказывается тем, что известно немало народов (в Тропической Африке, на Северном Кавказе), вхо­дивших в классовое общество бесписьменными и уже в условиях ранней государственности усваивавших созданные другими народами системы письменности.

7. ЭТНИЧЕСКОЕ И ЯЗЫКОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Для рассматриваемой эпохи характерна наибольшая выраженность племенной организации не только как организации социально-потестарной, но и как формы культурно-языковой, т. е. собственно этни­ческой, общности. Этому способствовали такие процессы, как развитие межобщинного обмена и межобщинной кооперации труда, ослабление родовой и усиление за ее счет племенной организации. Кристаллизация этнического аспекта племенной организации непосредственно способ­ствовало укрепление ее социально-потестарного аспекта, этнообразующая роль уже даже предгосударственных форм жизни в повсеместно возникающих вождествах.

Этническому состоянию эпохи была свойственна наметившаяся на предшествующей стадии иерархическая структура. Племена—и как этносоциальные организмы, и как этникосы —образовывали надплеменные образования, которые также выступали в обеих этих ипостасях этнических общностей. При этом надплеменные этносоциальные ор­ганизмы обычно совпадали с объединениями родственных племен, а надплеменные этникосы, как и раньше, были соплеменностями. Важ­ной особенностью иерархической структуры этнических общностей эпохи классообразования, по-видимому, можно считать то, что общно­стью основного уровня теперь становилось не племя, а надплеменное образование.

Этнические общности эпохи классообразования существенно от­личались от известных нам на предыдущей стадии развития. В эпоху даже поздней первобытной общины этническим общностям еще не была свойственна сколько-нибудь заметная социальная дифференци­ация, и поэтому их культура была вполне однородной. Кроме того, племенная организация в ту эпоху независимо от степени выраженно­сти племенного самосознания в силу эндогамии и своей относительной обособленности была организацией в основном кровнородственной. Теперь, с развитием общественного расслоения и вызреванием клас­сового неравенства началось расщепление общенародной культуры и стали складываться различия в культуре социальной верхушки и ши­роких слоев населения. Это было началом процесса, заключительную стадию которого В.И. Ленин образно назвал наличием двух культур в каждой национальной культуре. Одновременно вступили в действие многочисленные механизмы разрушения кровнородственной общно­сти племени. В процессе перехода от родовой общины к соседской стали ослабевать и рваться связи между сородичами. Переставала быть нормой племенная эндогамия. С развитием грабительских войн, со­провождавшихся завоеваниями и миграциями, началось массовое сме­шение родов и племен. Возникновение объединений племен, не всегда между собой родственных, также способствовало этническому смеше­нию. В том же направлении действовало развитие домашнего рабства с его широко практикующимся отпуском рабов на волю, браками между свободными и рабами и использованием рабынь как наложниц. Сло­вом, социально однородные кровнородственные этнические общности сменялись такими, в которых оказались перемешанными члены разных родов и племен, а также люди разных социальных статусов. Но так как ослабление внутренней однородности и разрыв кровнородственных связей угрожали консолидированности племенной организации, она стремилась нейтрализовать эти процессы. Хотя повсеместно уже воз­никали отличные от других благородные родословия знати, племена и их объединения упорно связывали себя едиными генеалогиями, искус­ственно привязывая к ним даже заведомо чуждые по происхождению роды и племена.

Основные этнические общности классообразования —объедине­ния племен как этносоциальные организмы, соплеменности как этникосы — хорошо известны по античным и раннесредневековым источникам. Ими были, например, ахеяне и доряне древнейшей Гре­ции, латиняне и сабиняне древнейшего Рима, германские «племена» саксов, баваров, тюрингов и т. п., восточно-славянские—полян, древлян, вятичей, кривичей, дреговичей и т. д.

Складывание таких общностей хорошо прослеживается на этноло­гическом материале, в частности, на примере одной из групп южно­африканских банту—знаменитых своей борьбой с английскими колонизаторами зулусов. В 17 —18 вв. они жили первобытнооб­щинным строем, уже переходившим в стадию классообразования. В начале 19 в. вождь одного из племен, Дингисвайо, чтобы дать отпор английской агрессии, стал вооруженной рукой объединять соседние племена. Ему, а затем его прославленному полководцу Чаке и их преемникам, продолжавшим бороться с англичанами и бурами, удалось прочно подчинить себе несколько племен и создать сильную военно-племенную организацию. Подобное же сильное объединение создали в тех же целях другой бантуский вождь — Моселекатсе и его сын Лобенгула. В ходе межплеменной и внутриплеменной борьбы усили­валась социальная дифференциация, развивались отношения эксплуатации, проис­ходило массовое перемещение и смешение родов и племен. В то же время в ходе объединения завязывались экономические связи, шла языковая и культурная интегра­ция. Весь этот процесс, значительно уско­ренный необходимостью обороны от внешнего врага, уже к началу 20 в. привел к образованию четко выраженной межпле­менной этнической общности, которая по наименованию родного племени Чаки по­лучила название зулу (амазулу), или зулу­сов.