План
Введение
1 Предыстория конфликта
1.1 Между войнами (1384—1389)
2 Основные события
2.1 Первый этап (1389—1390)
2.2 Второй этап (1391—1392)
3 Завершение войны
4 Последствия
Список литературы
Гражданская война в Великом княжестве Литовском (1389—1392)
Введение
Гражда́нская война́ в Вели́ком кня́жестве Лито́вском 1389—1392 годо́в — вторая война за власть между двоюродными братьями: королём польским и великим князем литовским Ягайлом и князем Витовтом. Первое их противостояние завершилось примирением, однако основные противоречия не были сняты. После свадьбы с Ядвигой Ягайло в 1386 году вступил на польский трон под именем Владислава II, оставив наместником в Великом княжестве своего брата Скиргайло. Последний не пользовался популярностью у населения, в связи с чем Витовт решил продолжить борьбу за литовский престол. После неудачной попытки взять столицу Княжества Вильну Витовт пошёл на союз с рыцарями Тевтонского ордена. Орден был естественным противником Литвы, однако в своих интересах многие литовские князья, в частности Витовт и Ягайло, прибегали к установлению союзных отношений с ним.
Противостояние не выявило явного победителя, что принудило стороны идти на компромисс. По условиям заключенного в 1392 году Островского соглашения, Витовт признал Ягайло верховным сюзереном Литвы, а сам стал великим князем литовским.
1. Предыстория конфликта
Истоки противостояния Витовта и Ягайло восходят к 1377 году. После смерти великого князя Ольгерда, более тридцати лет правившего Литвой совместно со своим младшим братом Кейстутом, Ягайло не собирался делить власть с кем-либо, несмотря на то, что Кейстут и его сын Витовт признали Ягайло великим князем литовским[1]. В 1380 году он начал тайные переговоры с Тевтонским орденом. 31 мая 1380 года Ягайло и великий магистр Тевтонского ордена Винрих фон Книпроде заключили секретный Довидишковский договор, направленный против Кейстута[1]. Причины заключения договора до конца не ясны: некоторые историки считают, что инициатива заключения соглашения исходила от матери Ягайло Ульяны Тверской или от его советника Вайдилы[2]. Другие указывают на то, что Кейстуту было около 80 лет и он решительно не принимал христианство, тогда как Ягайлу было около тридцати, и он искал пути модернизации страны[3].
Сперва успех сопутствовал Кейстуту и Витовту. Узнав о сговоре Ягайло с Орденом, Кейстут начал наступление на Вильну и взял город[3], пленив самого Ягайлу[4]. С пленником обошлись мягко: Кейстут потребовал от племянника письменного признания его великим князем, а затем отпустил, вернув вотчинные земли (Крево и Витебск)[1]. Остальные Гедиминовичи тоже принесли присягу Кейстуту. Старый князь начал успешную борьбу с крестоносцами, опустошив окрестности Велау, Тапиау и других городов[5]. Контрнаступление Ордена было отражено Витовтом[5].
В следующей фазе успех оказался на стороне Ягайло. Многие Гедиминовичи были недовольны своим положением. Первым восстание поднял новгород-северский князь Корибут (в крещении — Дмитрий)[1]. Кейстут выступил против него с небольшим отрядом, но потерпел поражение. В это время в самой Вильне в отсутствие великого князя и его сына (Витовт в это время княжил в Троках) поднялось восстание сторонников Ягайло. Восставшие под предводительством купца Ганула уничтожили виленский гарнизон[1]. 12 июня 1382 года в столицу вступил Ягайло. 6 июля он заключил с Орденом Бражуольское перемирие[6], а вскоре осадил Троки, принудив город к сдаче[7]. Наместником в Троках был оставлен Скиргайло Ольгердович, родной брат Ягайло. Кейстут, однако, не сдался. Вскоре он сумел склонить на свою сторону жемайтов, согласившихся предоставить ему военную помощь[5].
3 августа у Трок встали войска Кейстута, его сына Витовта и брата Любарта против союзных войск Ягайло и магистра Ливонского ордена Вильгельма фон Фримерсхайма. Шансы на победу у Кейстута были невелики: войска Ягайло были значительно больше по численности, а кроме того, жемайты не стремились участвовать в сражении[1]. Битве не суждено было начаться: приехавший в лагерь Кейстута и Витовта Скиргайло убедил их начать мирные переговоры. После прибытия в Кревский замок Кейстут и Витовт были тотчас же схвачены[2], а 15 августа Кейстута обнаружили мертвым. Ягайло объявил, что Кейстут повесился, однако многие считают, что он был задушен по приказу самого Ягайло[8]. Витовт сумел бежать из плена с помощью своей жены Анны, которая отдала (или приказала одной из служанок отдать) мужу женское платье — Витовт остался незамеченным и смог покинул замок[9].
Борьба этим не окончилась. Витовт заключил соглашение с великим магистром Ордена Конрадом Цёлльнером. Крестоносцы рассчитывали столкнуть Ягайло и Витовта между собой[10]. 11 сентября 1383 года рыцари Ордена вторглись в пределы Великого княжества Литовского, а вскоре к ним присоединился и Витовт с войском из 3 тысяч жемайтов[10]. 30 января 1384 года князь принёс вассальную присягу Ордену как законный князь трокский и передал в его владение Жемайтию до реки Невежис и Ковенскую область[11]. В это время Ягайло планировал принять крещение и вступить в брак с дочерью Дмитрия Донского, однако, чтобы всё прошло удачно, ему нужен был мир с Витовтом[3]. Начались тайные переговоры: Ягайло обещал отдать двоюродному брату Волынь с Луцком, где прервалась династия Любарта и его сына Федора[6]. Также Ягайло обещал вернуть Витовту его вотчину — Трокское княжество, как только отберёт Полоцк у Андрея Ольгердовича[6]. Витовт согласился, перемирие было заключено, а уже 6 ноября их объединённые войска сожгли тевтонский замок Новый Мариенвердер[4].
Между войнами (1384—1389)
В 1385 году началась подготовка к браку великого князя литовского Ягайло с наследницей польского престола, представительницей Анжуйской династии Ядвигой. Епископ Пётр Выш убедил 14-летнюю королеву (официально титуловавшуюся «король Польши» (rex Poloniae)) в том, что, вступив в этот брак, она обратит в христианство целый народ. Очень набожная королева ответила согласием. 15 февраля 1386 года бракосочетание состоялось, и Ягайло вступил на польский трон. [12]
После этого положение Литвы изменилось. Теперь Ягайло управлял обоими государствами из Кракова и титуловался королём польским и великим князем литовским. Своим наместником в Литве он оставил Скиргайло[13][14]. Многие были этим недовольны. В Литве сформировалась оппозиция краковскому правлению, выступавшая против насильственного окатоличивания и Кревской унии. [15]
Во главе этой оппозиции встал Витовт, в то время князь гродненский и подляшский. Дело в том, что Ягайло задерживал исполнение своих обязательств: обещанные Витовту Троки продолжали находиться в руках Скиргайло. Его правление вызывало недовольство и у народа, и у литовской знати. Витовт же, напротив, становился всё более популярным. Знать надеялась с его помощью избавиться от власти Ягайло и восстановить независимость государства[16].
2. Основные события
Первый этап (1389—1390)
В 1389 году, зная о волнениях в Великом княжестве, Ягайло послал в Вильну Клеменса Москажевского, чтобы разместить в литовской столице польский гарнизон и стабилизировать ситуацию, что еще больше подлило масла в огонь[17]. Ягайло попытался миром уладить нарастающий конфликт между Витовтом и Скиргайло. Витовт был вынужден подписать договор, по которому обязался быть лояльным к Скиргайло и поддерживать его, но его положение как князя Волыни при этом не было документально подтверждено[18]. Витовт начал обдумывать план наступления, решив воспользоваться предстоящей свадьбой своей дочери Софьи с великим князем московским Василием I. Витовт задумал под видом приготовлений к свадьбе отправить в Вильну обоз с сеном, мясом и другим добром в сопровождении стражников, которые, воспользовавшись случаем, должны будут захватить виленский замок[19]. Однако из-за предательства план этот не удался (был раскрыт немецким шпионом)[20]. В результате два преданных союзника Витовта, брат Товтивил и шурин Иван Гольшанский, потеряли свои вотчины — Новогрудок и Гольшаны[18].
Витовт вынужден был вновь обратиться за помощью к Ордену, послав для переговоров пленного рыцаря Маркварда фон Зальцбаха. 19 января 1390 года втайне от Скиргайла и Ягайло был заключен Ликский договор, который подтвердил основные пункты заключенного ещё во время предыдущей войны Кёнигсбергского договора и предусматривал помощь Ордена в борьбе Витовта с Ягайлом[18]. В обмен Витовт обещал передать Ордену Жемайтию вплоть до Невежиса. Однако однажды уже обманутые Витовтом крестоносцы на этот раз потребовали заложников[21]. Ими стали многие приближённые и родственники Витовта: его братья Сигизмунд и Товтивил, жена Анна, дочь Софья, сестра Римгайла, шурин Иван Гольшанский и некоторые другие представители литовской знати, симпатизировавшие Витовту[13].
Ликский договор был подкреплён договором в Кёнигсберге, подписанном в 1390 году между Орденом и делегацией от Жемайтии в составе 30 или 31 представителей местной знати, которые гарантировали свою лояльность Витовту как «жемайтскому королю»[18]. Кроме войск Ордена, под стан Витовта стеклось немало наемников из европейских стран: Франции, Англии, Священной Римской империи, среди полководцев были будущий король Англии Генрих Болингброк[22] и маршал Франции Жан II ле Менгр[23]. Английские крестоносцы оставили детальные записки о своих действиях в Пруссии и Литве, которые легли в основу некоторых из знаменитых Кентерберийских рассказов Джеффри Чосера[24]. Ягайло также усиливал свои войска. Он захватил несколько замков в Подляшье, разместив в них польские гарнизоны, и после шестимесячной осады, в апреле 1390 года, взял Гродно[23].
Коалиция Витовта произвела ряд походов в литовские пределы, крупнейшим из которых стал поход в конце лета 1390 года. Во время осады Георгенбурга скончался великий магистр Конрад Цёлльнер фон Ротенштайн, вследствие чего 11 сентября после пятимесячной осады войска отступили от города[23]. Вскоре после этого войска подошли к Вильне и 11 сентября приступили к пятинедельной осаде города[16]. Оборону Виленских замков возглавлял Скиргайло, который был командующим объединенной польско-литовско-русской армией[25]. Рыцари уничтожили почти весь город вне пределов крепостной стены[22] и сумели разрушить Кривой замок, который никогда после не был отстроен[26]. Во время осады погибли Товтивил Кейстутович и Каригайло, брат Ягайло[13]. Между тем, осаждавшие столкнулись с целым рядом проблем: кончался порох, неприятные сюрпризы преподносила погода, кончались сроки службы европейских наемников, кроме того, братья-рыцари нуждались в новом великом магистре[27]. В итоге, осада была снята и войска вернулись в Пруссию. Однако борьба между Витовтом и Ягайлом на этом не закончилась, напротив, стало очевидно возросшее влияние противников Ягайло и всё меньшая его поддержка со стороны местной знати[16].