Большинство граждан учились у местных риторов. Об одном из них можно прочесть у Диогена Лаэртского (IV, 46). Этот ритор был не только учителем, но и автором ряда произведений. Купив способного юношу Биона, ритор обучил его, отпустил на волю и сделал наследником своего дела. Однако после смерти учителя Бион сжег все его сочинения, продал имущество и на эти деньги отправился в Элладу искать там мудрости.
7. Школьное обучение
Процесс обучения в школе лучше всего изображен на хранящемся в Берлине аттическом килике первой четверти V в.. Вазописец Дурис нарисовал сидящего на стуле учителя, который разворачивает папирусный свиток со словами: «Муза моя, про Скамандра текучего петь начинаю». Это начальные строки какой-то, теперь утраченной, поэмы. Стоящий перед учителем мальчик, вероятно, повторяет за ним эти стихи, а, может быть, читает их наизусть; учитель развернул свиток так, чтобы зрителю было понятно, чему он обучает своего ученика. Другой учитель, держа в руках стиль, проверяет задание, выполненное учеником на вощеных табличках. Около ученика сидит его педагог с палкой, орудием наказания за провинности. На стене художник изобразил висящие всевозможные предметы, связанные с обучением: корзину с книгами-свитками, футляр для аулоса, лиру и крестообразный ключ для её настройки. Музыкальные инструменты — свидетельство о музыке, необходимом компоненте образования грека. Не случайно на килике представлены два учителя письма и литературы и два учителя музыки, из которых один обучает игре на аулосе, а другой — на лире . Аристотель (Pol. VIII, 5, 8; 1340 b) писал, что музыка входит в обязательный курс обучения, потому что она благотворно воздействует на нравственную сторону души, а в ежедневной жизни музыка — неизменный спутник свободного гражданина во время отдыха. В V в. ольвийские школьники занимались пением и игрой на аулосе и лире, но к IV в. игра на аулосе стала считаться недостойной свободного гражданина, и осталось обучение пению под аккомпанемент струнных инструментов (Aristot. Pol. VIII, 6, 5; 1341 а). Трудно сказать, распространялось ли это правило на Ольвию. На дне упомянутого килика Дуриса нарисован атлет, перевязывающий сандалию. Так художник отразил третью составную часть образования греков — занятия гимнастикой, считавшейся необходимой «для укрепления здоровья и развития телесных сил» (Aristot. Pol. VIII, 2, 3). Физические тренировки начинались на палестре под руководством педотриба и продолжались затем в гимнасий. О любви к танцам в Ольвии красноречиво свидетельствует граффито на сосуде V в., хранящемся в Киевском Историческом музее. Владелец с гордостью написал «и красив я в танце». Об играх в мяч сохранилось лишь косвенное свидетельство. Это найденная в Ольвии краснофигурная аттическая амфора IV в. с изображением юноши, который под наблюдением тренера готовится ударить ногой по мячу. Посвятительные надписи в городах Приазовья сообщают о победителях в различных видах спорта. Первые шаги к этим победам ольвиополиты совершали на палестрах.
8. Палестра
Как и начальная школа, Палестра чаще содержалась частными лицами, тогда как в гимнасии тренеры нанимались на счет города-государства (полиса) или за счёт доверенного лица — гимнасиарха. Известны имена двух ольвийских гимнасиархов -Никодрома и Феокла. Никодром посвятил статую своего сына Дионисия Гермесу и Гераклу (оба бога у греков — постоянные покровители гимнасия). Так вероятно отмечена победа Дионисия в праздничном состязания в честь Гермеса. В греческих школах, влиявших и на школы Северного Причерноморья, отсутствовали экзамены. Однако нередко устраивались соревнования по чтению стихов, игре на музыкальных инструментах, в разных видах спорта и танцах. Состязания проходили в местные праздники (в средние века — в честь христианских покровителей поселения) и проводились для разных возрастных групп. На третий день праздника Апатурии в Ольвии, когда мальчики посвящали в храм свои волосы, они соревновались в чтении стихов. Призы получали не только победившие, но, пусть и реже, их учителя и тренеры. На видных местах в городах Причерноморья и Приазовья помещались списки победителей и даже воздвигать им статуи.[10] В Ольвии, как и в других причерноморских городах, в ряде семей мужчины из поколения в поколение занимались религиозной и политической деятельностью. Здесь сыновья, получив среднее (школьное) образование, затем обучались у риторов ораторскому искусству. Без умения убедительно и привлекательно говорить невозможно было завоевать внимание слушателей в народном собрании (аналоге средневековому вече), отстоять точку зрения в споре с оппонентами. Свои риторы были в Ольвии в период её расцвета. Но в большинстве же семей подросток, получив элементарные знания, становился помощником отца в его мастерской или на сельскохозяйственных работах. Иногда мальчиков отдавали учиться какому-нибудь ремеслу на сторону[11].
9. Другие виды образования
Многое из системы античного образования Северного Причерноморья и Приазовья затем наследовала средневековая Русь.
Список литературы:
1. Здесь и далее базовая работа: ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕЙ http://www.sno.pro1.ru/lib/skrzhinskaya/13.htm Скржинская М. В. Будни и праздники Ольвии в VI—I вв. до н. э. / Научное издание. — СПб.: Алетейя, 2000—288 с. — (Античная библиотека. Исследования) ISBN 5-89329-293-6; Так или иначе к всеобъемлющему процессу образования имеют отношение и другие разделы книги
2. Общий вид города (градостроительство) 19
3. Жилые дома (домостроение) 31
4. Календарь и определение времени (календарные обряды) 43
5. Праздники и жертвоприношения (обычаи и традиции) 49
6. Музыка 63
7. Гимнасий и занятия спортом 73
8. Торговля и деньги 78
9. Суд 93
10. Повседневные занятия и досуг мужчин 103
11. Семейное положение и обязанности женщин 126
13. Одежда и украшения. 155
14. Предметы туалета и косметика. 182
15. Еда и посуда. 190
2. Уссинг Ж. Воспитание и обучение у греков и римлян. СПб.. 1899. С. 17. 22.; Aristoph. Equ. 717; Aristot. Rhet. 111,4
3. Козуб Ю. І. Некрополь Ольвії V—IV ст. до н. е. Київ, 1974. С. 57-58; Парович-Пешикан М. Некрополь Ольвии эллинистического времени. Киев, 1974. С. 85-86. Рис. 91. Силантьева Л. Ф. Терракоты Пантикапея. САИ. ГІ-П. Т. 3. М., 1974. С. 86. Табл. 15, 1 и Greek and Roman Antiquities in the Hermitage. Leningrad, 1975. № 91
4. Русяева А. С. Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья. Киев, 1982. С. 134—143. Штерн Э. Р. Из жизни детей в греческих колониях на северном побережье Чёрного моря / / Сборник археологических статей, поднесенных графу А. А. Бобринскому. СПб., 1911. С. 21-23.; 12 Леви Е. И. Терракоты из Ольвии // САИ. Г-П, 1970. Т. 2. С. 51. № 5. Табл. 29, 3
5. ones А. Н. Greek City from Alexander to Justinian. Oxford. 1940. P. 222; Толстой И. И. Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. М.; Л., 1953. С. 7-56; Яйленко В. Граффити Левки, Березани и Ольвии / / ВДИ. 1980. № 2. С. 72-99; № 3. С. 75-116; Русяева А. С. Эпиграфические памятники // Культура населения Ольвии и ее округи в архаическое время. Киев, 1987. С. 134—154; Она же. Религия и культы античной Ольвии… С. 43, 47, 56, 91, 102, 130, 213.;Виноградов Ю. Г. Древнейшее греческое письмо с острова Березань / / ВДИ. 1971. № 4. С. 78, 98; Яйленко В. П. Человек в античной Ольвии // Человек в античном мире. М., 1988. С. 92-129.
6. Яйленко В. П. Начальное школьное образование в античных греческих городах // Памятники культуры. Новые открытия. 1987. М., 1988. С. 54-60.
7. Кадеев В. И. Школьное образование и воспитание в Херсонесе в первые века нашей эры / / Вестник Харьковского ун-та. № 343. История. Вып. 23. 1989. С. 56. Воск на табличках меняли, вероятно, каждый месяц; это делал или раб-педагог либо родители (Herod. Mim. III, 14-19
8. Козуб Ю. И., Белецкий А. А. Стихотворная эпитафия Эпикрата из Ольвии // ВДИ. 1977. № 1С. 173; . Виноградов Ю. Г. Киклические поэмы в Ольвии // ВДИ 1969 № 3 С. 142.
9. Латышев В. В. Исследования об истории и государственном строе Ольвии. СПб., 1887. С. 178—180.
10. Анапские зарисовки. Часть 2.. Комментарии : LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников
11. М. В. Скржинская. Будни и праздники Ольвии : Воспитание и образование детей и юношей
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Античное_образование_в_Северном_Причерноморье