Смекни!
smekni.com

Применение демократических ценностей Евросоюза на примере Эстонии (стр. 2 из 4)

По мнению профессора Нейера, Лиссабонский договор, утверждая примат европейского права над национальным, "вторгается в демократическую политику национальных государств" и как свидетельствуют многие факты, в обозримом будущем ЕС не имеет реальных шансов следовать принципам демократических правительств. (Нейер, Ю. 2009, 80)

Автор обращает внимание, что Европейский союз является огромным федеративным объединением, имеют огромную историю и сделал шаги к успехам, все же он имеет массу недостатков и упущений. Плохой образ ЕС не в последнюю очередь поддерживается национальными политиками, которые не упускают случая обьявить успехи Европейского союза как свои собственные, и за национальные неудачи возложить ответственность на ЕС.

В эпоху глобализации европейцы должны понять, что они являются малой частью мира: в настоящее время только 7,5% населения планеты живет в странах ЕС, а к 2050 г. эта доля снизится до 4%. Будучи малой частью мирового сообщества, европейцы имеют шанс сохранить свои ценности, политическую культуру, образ жизни и благосостояние только при условии, что они еще больше сблизятся и будут еще теснее сотрудничать. Для этого необходимы демократические реформы европейских институтов. Следует активнее проводить в жизнь принцип субсидиарности, сочетая децентрализацию в решении задач и усиление демократического строя. (Эйзел, С.О. 2010)

2. Применение демократических ценностей европейского союза в Эстонии

2.1 Народ как носитель верховной власти

Демократия по мнению Государственного суда Эстонии означает как противоположность автократии при общественном устройстве, и она состоит из возможности народа принимать участие при решении управления. (Решение Госсуда в деле нр III-4/A-11/94, пункт I) Так и Конституция Эстонии параграф 1, гласит: "Эстония самостоятельная и независимая демократическая республика, где носителем верховной власти является народ".

Поскольку народ является носителем верховной власти, автор обращает внимание на вступление Эстонии в ЕС, точнее на Референдум по вступлению в ЕС. Поскольку Лиссабонским договором предусмотрен Референдум, во многих странах его не проводили. По мнению автора, это противоречит Конституции Эстонии, в том обьяснении, когда у народа есть право влиять на решения властей, а Референдум - это форма участия в деятельности государственных органов и местных самоуправлений.

Автор обращает внимание, что под понятием народа в различных ситуациях осуществления власти может совершенно по разному трактоватся. В Конституции Эстонии статьи 56-58 описано каким образом может осуществлятся власть, кто имеет право голоса, а кто нет. Верховную государственную власть народ осуществляет через граждан, обладающих правом голоса:

1) путем выборов в Рийгикогу и 2) путем референдума (всенародного голосования).

Поскольку есть возможность референдума, то автор считает, что данную возможность необходимо в эстонском государстве чаще использовать. Так, например, президент Эстонии избирается Рийгикогу, или в отдельных случаях коллегией выборщиков, не прямым голосованием народа, как это проводится в России.

2.2 Равенство полов

Равенство возможностей женщин у мужчин в сфере общественной жизни является одним из главных приоритетов обеспечения демократического общества. Одинаковые права мужчин и женщин было одной из главной ценности еще при начале построения Евросоюза.

Когда в Римском договоре 1957 года было закреплено лишь равноправие полов в отношении зарплаты, то за счет развития судебной практики ЕС в Амстердамский договор были внесены большие изменения, касающиеся женских прав. С 1975 года было принято восемь директив, цель которых уравнять права женщин и мужчин во многих сферах - зарплата, трудоустройство, образование, социальная защита. В 1979 году Европейский Парламент основал отдельно комиссию парламента (FEMM - Committee on Women´s Rights and Gender Equality), которая занимается только вопросами прав женщин. (Euroopa Parlament euroopa väärtuste kaitsjana. 2008)

В интересы ЕС входит защита женщин также в таких областях, как - торговля женщинами, использование их в сексуальных принуждениях, а также семейное насилие.

На сегодняшнее время женщины в наше время получили право голоса, получать образование, занимать должности наравне с мужчинами. В Эстонии женщины получили право голоса по Конституции 1920 года.

В конце 19 начале 20 веков в Европе были приняты первые законы, которые защищали здоровье женщин и не рожденных детей. Ввели такое понятие, как отпуск по рождению. В 1960-80гг. ввели отпуск по уходу за ребенком женщинам, а уже в 1970-80гг предоставили мужчинам отпуск. В Эстонии не популярно использование отцом отпусков по уходу за ребенком. Так, например, в 2008 году лишь 4% мужчин использовали родительские пособия. 2008 год был единственным годом, когда государство выплачивало 2-х недельный отпуск отцам в полном размере их зарплаты. Так каждый десятый отец пользовался такой возможностью. На сегоняшний день Эстония отказалась от таких мер до 2013 года.

Нарушение равенства полов в Эстонии, по мнению автора, наблюдаются во многих случаях. Самым очевидным, является неравная зарплата у мужчин и женщин. Разрыв в заработной плате по половому признаку вызывает в последнее время много споров среди общественности Эстонии. На основании данныхЕвростата (Eurostat) в 2007 году в Эстонии женщины получали в среднем на 30,9% меньшую зарплату, чем мужчины. (Turk, P., jt 2010)

Для того, чтобы уравнять их, необходимо, сделать открытыми данные о зарплатах. Однако, в свою очередь, будет нарушатся право защиты личных данных. Поэтому автор предлагает ввести ответственность за равную зарплату мужчин и женщин переложить на работодателя.

В других случаях неравноправия видны, например,при разнице стоимости билетов на различные мероприятия для мужчин и женщин. Почему женщинам может быть бесплатный вход, а мужчинам приходится платить, автор не понимает и считает, что в близжайщее время такое перестанут практиковать.

Также примером можно привести, в эстонской судебной практике, при рассмотрении дела, с кем будет проживать ребенок, предпочтение отдается женщине. Если оба родителя в равных условиях, т.е. одинаковые зарплата и условия жизни для ребенка, место жительства намечают у матери. В Европеской судебной практике в таком случае, в последнее время отцам часто определяют проживание ребенка.

Автор также считает, что обязательная служба граждан в армии для мужчин и добровольной для женщин является дискриминацией.

Равноправие мужчин и женщин достигнуто в политической и экономической сфере. Однако, в Эстонии, только в нормативных актах. Дискриминацию в какой-то степени игнорируют, не документрируют, не признают и дискриминаторов не наказывают. В судебной практике мало поступает исковых заявлений со случаем неравноправия женщин и мужчин. Это обьясняется тем, что доказательную базу при судопроизводстве собрать и доказать выдвинутые требования трудно.

2.3 Свобода слова

Для осуществления демократии в Эстонии существует много способов у людей. Так, через политические партии, референдумы, организации, СМИ, государственный аппарат, движения и обьединения граждан, опросы можно высказывать свои взгляды, суждения, и каким-либо образом добиваться демократии. Поскольку при таком взаимодействии требуется свободное, независимое выражение мнения, автор рассмотрит подробнее, применение "цензуры" и "свободы слова" в Эстонии.

Статья 45 Конституции Эстонской Республики (ЭР), гласит, что цензуры нет. Каждый имеет право свободно распространять идеи, мнения, убеждения и иную информацию устно, печатно, изобразительным или иным способом.Статья 41 описывает, что каждый вправе сохранять верность своим мнениям и убеждениям. Никого нельзя принуждать изменить их.

Свобода слова у нас закреплена в нормативных актах и является основным из демократических ценностей. Однако на практике не многие осмеливаются высказать свободно свое мнение. Так примером, служит опрос, проведенный Turuuringute AS в феврале 2010 года "Насколько готовы жители Таллинна высказать критику в адресс власти". (Том, Я. 2010)

Рисунок 1.Жители Таллинна, не готовые (или скорее не готовые) высказать критику в адрес органов власти (президент, правительство, парламент, мэрия).

Источник: Том, Я. 2010

По данным результатов опроса, 22% респондента не готовы выразить критику на демонстрации. Это обьясняется тем, что после событий в апреле 2007 года жители Эстонии не рискуют проводить митинги и собрания. Этому есть свое объяснение.

Закон о полиции (ЗоП) и Закон об общественном собрании (ЗоБС) накладывает различные рамки для проведения собраний, митингов и т.д. Перед собранием, организатору необходимо добиться многих разрешений либо от самоуправлений, либо от полиции. Несмотря на статью 47 Конституции ЭР, в которой говорится: „Все люди имеют право без предварительного разрешения мирно собираться и проводить собрания“.

21% из опрошенных ответили, что не готовы выразить свое недовольство в газете, теле - или радиопередачи. Поскольку высказываясь в открытом источнике СМИ, будет оглашено имя человека. Многие боятся, что сказанные заявления могут каким-то образом повлиять на отношение коллег по работе или друзей, знакомых.

19% из опрошенных, не готовы критиковать власть в Интернете как под своим именем, так и анонимно. Во-первых, это обьясняется страхом перед государственным аппаратом. Во-вторых, происходят случаи в Эстонии, когда за комментарий в Интернете разбираются в суде. Так было, например с делом Вячеслава Леэдо и интернет порталом Delfi AO. Суд постановил заплатить Леэдо 5000 крон за оскорбительные комментарии в его адрес. (Новостной портал Delfi 2008).

По данным исследования видно, что больший процент людей готовы высказывать критику властей в кругу коллег, друзей, родственников. Поскольку сказанное не несет большой ответственности перед знакомыми людьми, свобода слова в этом кругу считается нормой.