Исследователь приходит к мнению, что люди живущие в Эстонии более заботятся о личной жизни, чем об общественной. Люди не верят, что могут как-то повлиять на решения властей. Также не высказывают свое критическое мнение из-за боязни быть наказаным прямым или косвенным путем.
Одним из принципов современной демократии является то, что меньшинство имеет право отстаивать свои права и интересы. Как только общество начинает говорить о демократии, то немедленно появляется проблема большинства и меньшинства, не обязательно этнического - любого. Под меньшинством можно понимать всех людей, кто не смог путем голосования вывести свои интересы на государственный уровень. В таком случае возникает проблема демократического дефицита.
Группа меньшинст не обязательно должна быть меньшинством в количественном соотношении. Это может быть группа, которая ущемлена в своём социальном статусе, образовании, трудоустройстве, медицинской помощи и политических правах. Поэтому автор в своей работе рассмотрит: меньшинства русских людей, сексуальные меньшинства и меньшинства с ограниченными возможностями.
"Для вступления в ЕС требуется, чтобы в стране-кандидате была обеспечена стабильность институтов, гарантирующих демократию, власть закона, права человека, а также уважение и защиту меньшинств" (Мониторинг процесса вступления в ЕС 2002,7) - так звучит один из политических критериев членства ЕС.
Несмотря на красноречивые заявления и вступления Эстонии в ЕС, защита меньшинств в Эстонии на низком уровне. Большим достижением в данном направлении можно назвать равенство в гражданском, наказательном и административном праве, когда закон применяется во многих случаях независимо от национальности и происхождения человека. Однако, еще есть куда развиваться.
Например, гражданство Эстонии получить не так просто человеку, который в должной мере не владеет эстонским языком. Также Эстонские власти закрывают глаза на проблемы меньшинств, особенно русских, а их в Эстонии проживает много. Они игнорируют, не видят, а точнее не хотят видеть трудности, связанные с трудоустройством, с языком делопроизводства, с обучением на другом языке, кроме как эстонского.
Для наглядности автор ниже приводит данные Департамента статистики Эстонии, о национальном составе населения Эстонии. (Департамент статистики Эстонии 2010)
Таблица 1. Национальный состав населения Эстонии по состоянию на 2010 год (количество человек).
Национальность | Количество (чел.) |
Эстонцы | 922398 |
Русские | 342379 |
Украинцы | 27722 |
Белорусы | 15504 |
Другие | 32124 |
Источник: Департамент статистики Эстонии.
По данным, в Эстонии проживает 1340127 человек. Как видно, большую часть населения составляют эстонцы - 68%, русские - 25%, украинцы - 2%, белорусы - 1%.
Автор считает, что русским в Эстонии приходится сталкиватся со многими проблемами. Так, после восстановления независимости Эстонии сложилась ситуация, когда околи трети населения представителей меньшинства оказались без эстонского гражданства. Вследствии чего у них ограничились возможности влиять на процесс принятия решений, в том числе и решения, касающихся непосредственно их.
Трудности, возникающиe у меньшинств, должны убирать не ЕС, а национальное правительство само. Эстония и Латвия казалось бы могут быть спокойны в проведении своей дискриминационой политики. Однако давление европейского общественного мнения на возрастание роли России на европейском рынке влияет на разрешение проблем русскоязычного населения. Все это подталкивает к созданию некой объединенной партии Европы, ставящей своей целью защиту прав русскоязычного населения в масштабах ЕС. (Пароль, В. 2006,11).
В ходе исследования, выяснилось, что каких-либо организаций, занимающихся русскими меньшинствами в Эстонии, отсутствуют. Хотя, данное было бы весьма актуально и полезно на сегодняшний день. Политические партии в Эстонии тоже не оказывают никакого существенного влияния и вообще не определились во многих существенных вопросах, касающихся меньшинств.
Что касается законодательства Эстонии в отношении национальных меньшинств, то меры хоть какие-то и приведены, но их недостаточно. Так, статья 50 Конституции ЭР гласит: Национальные меньшинства имеют право создавать в интересах национальной культуры самоуправленческие учреждения на условиях и в порядке, установленных Законом о культурной автономиии национальных меньшинств (Vähemusrahvuse kultuuriautonoomia seadus). Европейский союз может в значительной мере повлиять на положения меньшинств. Так как он может создать четкие стандарты, касающиеся прав меньшинств. На сегодняшний день не существует такого международного договора, в котором содержалось бы обязательство государства обеспечивать, охранять права национальных меньшинств.
Тема сексуальных меньшинств, с одной стороны щепетильна, а с другой стороны требует проговаривания. Прежде всего, потому что права лиц, принадлежащих формально к данному меньшинству, сильно ущемлены в Эстонии.
Исследуя данную тему, автор пришел к выводу, что это не любят затрагивать ни на государственном уровне, ни в СМИ, ни в обыденной жизни. К сожалению данная тема мало исследована в Эстонии. Также как и немного есть организаций объединяющие таких людей.
Ландшафт организаций гомосексуалистов в Эстонии многообразен и отличается от соседних стран, в первую очередь, отсутствием организации, которые бы объединяла их все. Другой своеобразной чертой является наличие оживленного лесбийского движения: первой организацией сексуальных меньшинств Эстонии (и всей Прибалтики) был созданный в 1990 году Эстонский лесбийский союз (Eesti Lesbiliit). С 1998 года его место заняла Эстонская ассоциация лесбиянок и бисексуальных женщин, а в 2001 году была создана первая лесбийская молодежная организация Эстонии Mea Culpa. В 1992 году были основаны Эстонская гей лига и Клуб ледерменов Эстонии, в 1994 году - трансгендерное общество Генди, в 1996 году - Тартуское геевское общество "Аполло". Все вышеназванные объединения действуют и сегодня. (Эстонский Союз Сексуального здоровья 2004)
Конституция ЭР ст.12, гласит, что перед законом все равны. Никто не может быть подвергнут дискриминации из-за его национальной, расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, происхождения, вероисповедания, политических или иных убеждений, а также имущественного и социального положения или по другим обстоятельствам.
Право на однополый брак в Эстонии отсутствует. Закон о семье (ЗоС) ст.1 ч.1 - брак заключается между мужчиной и женщиной. А ст.10 ч.1 того же закона, говорит, что брак заключенный между людьми одного пола считается недействительным. Соответственно и усыновить или удочерить ребенка люди одного пола (совместно) не могут, только если одному человеку это сделать.
Люди одного пола могут любить друг друга, жить вместе, вести совместное хозяйство и тд, однако не иметь между собой семейных правоотношений. По мнению автора, согласно демократическим принципам, главная цель которых признание свободы личности во всем, данное положение сексменьшинств несправедливо.
По данным опроса, проведенного в 2000, 2001 году Эстонским Союзом Сексуального Здоровья, были выявлены следующие положения: (Эстонский Союз Сексуального здоровья 2004)
Только 29% гетеросексуальных опрошенных Таллинна были против однополых браков, положительно к ним относились 33% и нейтрально 35,1% опрошенных. Праву гомосексуалистов на усыновление противостояли 49,1%, за это право высказались 28% и безразличными оказались 22,1% опрошенных. В 2001 году половина опрошенных геев и лесбиянок заявили, что они использовали бы право заключения однополого брака и 41,2% - право на усыновление (среди лесбиянок число давших положительный ответ на оба эти вопроса достигает двух третей), притом очевидное большинство положительно ответивших имели в виду ребенка своего партнера.
Автор упомянет немного истории однополых браков в Европе. История однополых браков началась в 1989 году, когда Дания ввела закон, согласно которому однополые пары могли регистрировать свою связь т.н. партнерством. В Норвегии подобный закон был принят в 1993 году (в отличие от Дании, партнер получает родительские права над детьми своего партнера). В Швеции закон о партнерстве вступил в силу в 1995 году. В 2002 году в Финляндии вступил в силу закон, аналогичный тем, которые действуют в настоящее время во всех странах Северной Европы. В январе 2001 года парламентская комиссия Швеции предложила дать однополым парам право на усыновление. С августа 2001 года Германия вошла в список государств, официально признающих однополые браки.В 1998 году во Франции был введен т.н. "Пакт гражданского сожительства", как для разнополых, так и для однополых пар, дающий им ряд прав, свойственных браку. В Италии и Португалии, к сожалению, законные инициативы об однополом партнерстве не были столь успешными. А в Испании закон о партнерстве с 1998 года в действии в двух провинциях из 17 - в Каталонии и Арагоне. (Эстонский Союз Сексуального здоровья 2004).
В 2001 году 82,7% опрошенных гомосексуалистов считали, что в нашей стране слишком мало уделялось внимания правовым вопросам однополой любви.
В данном контексте автор исходит от понятия меньшинства с ограниченными возможностями, как к понятию инвалидов, для большей ясности и анализа темы.
Главными демократическими принципами для приминения к инвалидам - это равенство, а также толерантность и справедливость.