Смекни!
smekni.com

Применение демократических ценностей Евросоюза на примере Эстонии (стр. 3 из 4)

Исследователь приходит к мнению, что люди живущие в Эстонии более заботятся о личной жизни, чем об общественной. Люди не верят, что могут как-то повлиять на решения властей. Также не высказывают свое критическое мнение из-за боязни быть наказаным прямым или косвенным путем.

3. Положение меньшинств в Эстонии

Одним из принципов современной демократии является то, что меньшинство имеет право отстаивать свои права и интересы. Как только общество начинает говорить о демократии, то немедленно появляется проблема большинства и меньшинства, не обязательно этнического - любого. Под меньшинством можно понимать всех людей, кто не смог путем голосования вывести свои интересы на государственный уровень. В таком случае возникает проблема демократического дефицита.

Группа меньшинст не обязательно должна быть меньшинством в количественном соотношении. Это может быть группа, которая ущемлена в своём социальном статусе, образовании, трудоустройстве, медицинской помощи и политических правах. Поэтому автор в своей работе рассмотрит: меньшинства русских людей, сексуальные меньшинства и меньшинства с ограниченными возможностями.

"Для вступления в ЕС требуется, чтобы в стране-кандидате была обеспечена стабильность институтов, гарантирующих демократию, власть закона, права человека, а также уважение и защиту меньшинств" (Мониторинг процесса вступления в ЕС 2002,7) - так звучит один из политических критериев членства ЕС.

3.1 Меньшинства русских людей

Несмотря на красноречивые заявления и вступления Эстонии в ЕС, защита меньшинств в Эстонии на низком уровне. Большим достижением в данном направлении можно назвать равенство в гражданском, наказательном и административном праве, когда закон применяется во многих случаях независимо от национальности и происхождения человека. Однако, еще есть куда развиваться.

Например, гражданство Эстонии получить не так просто человеку, который в должной мере не владеет эстонским языком. Также Эстонские власти закрывают глаза на проблемы меньшинств, особенно русских, а их в Эстонии проживает много. Они игнорируют, не видят, а точнее не хотят видеть трудности, связанные с трудоустройством, с языком делопроизводства, с обучением на другом языке, кроме как эстонского.

Для наглядности автор ниже приводит данные Департамента статистики Эстонии, о национальном составе населения Эстонии. (Департамент статистики Эстонии 2010)

Таблица 1. Национальный состав населения Эстонии по состоянию на 2010 год (количество человек).

Национальность Количество (чел.)
Эстонцы 922398
Русские 342379
Украинцы 27722
Белорусы 15504
Другие 32124

Источник: Департамент статистики Эстонии.

По данным, в Эстонии проживает 1340127 человек. Как видно, большую часть населения составляют эстонцы - 68%, русские - 25%, украинцы - 2%, белорусы - 1%.

Автор считает, что русским в Эстонии приходится сталкиватся со многими проблемами. Так, после восстановления независимости Эстонии сложилась ситуация, когда околи трети населения представителей меньшинства оказались без эстонского гражданства. Вследствии чего у них ограничились возможности влиять на процесс принятия решений, в том числе и решения, касающихся непосредственно их.

Трудности, возникающиe у меньшинств, должны убирать не ЕС, а национальное правительство само. Эстония и Латвия казалось бы могут быть спокойны в проведении своей дискриминационой политики. Однако давление европейского общественного мнения на возрастание роли России на европейском рынке влияет на разрешение проблем русскоязычного населения. Все это подталкивает к созданию некой объединенной партии Европы, ставящей своей целью защиту прав русскоязычного населения в масштабах ЕС. (Пароль, В. 2006,11).

В ходе исследования, выяснилось, что каких-либо организаций, занимающихся русскими меньшинствами в Эстонии, отсутствуют. Хотя, данное было бы весьма актуально и полезно на сегодняшний день. Политические партии в Эстонии тоже не оказывают никакого существенного влияния и вообще не определились во многих существенных вопросах, касающихся меньшинств.

Что касается законодательства Эстонии в отношении национальных меньшинств, то меры хоть какие-то и приведены, но их недостаточно. Так, статья 50 Конституции ЭР гласит: Национальные меньшинства имеют право создавать в интересах национальной культуры самоуправленческие учреждения на условиях и в порядке, установленных Законом о культурной автономиии национальных меньшинств (Vähemusrahvuse kultuuriautonoomia seadus). Европейский союз может в значительной мере повлиять на положения меньшинств. Так как он может создать четкие стандарты, касающиеся прав меньшинств. На сегодняшний день не существует такого международного договора, в котором содержалось бы обязательство государства обеспечивать, охранять права национальных меньшинств.

3.2 Сексуальные меньшинства

Тема сексуальных меньшинств, с одной стороны щепетильна, а с другой стороны требует проговаривания. Прежде всего, потому что права лиц, принадлежащих формально к данному меньшинству, сильно ущемлены в Эстонии.

Исследуя данную тему, автор пришел к выводу, что это не любят затрагивать ни на государственном уровне, ни в СМИ, ни в обыденной жизни. К сожалению данная тема мало исследована в Эстонии. Также как и немного есть организаций объединяющие таких людей.

Ландшафт организаций гомосексуалистов в Эстонии многообразен и отличается от соседних стран, в первую очередь, отсутствием организации, которые бы объединяла их все. Другой своеобразной чертой является наличие оживленного лесбийского движения: первой организацией сексуальных меньшинств Эстонии (и всей Прибалтики) был созданный в 1990 году Эстонский лесбийский союз (Eesti Lesbiliit). С 1998 года его место заняла Эстонская ассоциация лесбиянок и бисексуальных женщин, а в 2001 году была создана первая лесбийская молодежная организация Эстонии Mea Culpa. В 1992 году были основаны Эстонская гей лига и Клуб ледерменов Эстонии, в 1994 году - трансгендерное общество Генди, в 1996 году - Тартуское геевское общество "Аполло". Все вышеназванные объединения действуют и сегодня. (Эстонский Союз Сексуального здоровья 2004)

Конституция ЭР ст.12, гласит, что перед законом все равны. Никто не может быть подвергнут дискриминации из-за его национальной, расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, происхождения, вероисповедания, политических или иных убеждений, а также имущественного и социального положения или по другим обстоятельствам.

Право на однополый брак в Эстонии отсутствует. Закон о семье (ЗоС) ст.1 ч.1 - брак заключается между мужчиной и женщиной. А ст.10 ч.1 того же закона, говорит, что брак заключенный между людьми одного пола считается недействительным. Соответственно и усыновить или удочерить ребенка люди одного пола (совместно) не могут, только если одному человеку это сделать.

Люди одного пола могут любить друг друга, жить вместе, вести совместное хозяйство и тд, однако не иметь между собой семейных правоотношений. По мнению автора, согласно демократическим принципам, главная цель которых признание свободы личности во всем, данное положение сексменьшинств несправедливо.

По данным опроса, проведенного в 2000, 2001 году Эстонским Союзом Сексуального Здоровья, были выявлены следующие положения: (Эстонский Союз Сексуального здоровья 2004)

Только 29% гетеросексуальных опрошенных Таллинна были против однополых браков, положительно к ним относились 33% и нейтрально 35,1% опрошенных. Праву гомосексуалистов на усыновление противостояли 49,1%, за это право высказались 28% и безразличными оказались 22,1% опрошенных. В 2001 году половина опрошенных геев и лесбиянок заявили, что они использовали бы право заключения однополого брака и 41,2% - право на усыновление (среди лесбиянок число давших положительный ответ на оба эти вопроса достигает двух третей), притом очевидное большинство положительно ответивших имели в виду ребенка своего партнера.

Автор упомянет немного истории однополых браков в Европе. История однополых браков началась в 1989 году, когда Дания ввела закон, согласно которому однополые пары могли регистрировать свою связь т.н. партнерством. В Норвегии подобный закон был принят в 1993 году (в отличие от Дании, партнер получает родительские права над детьми своего партнера). В Швеции закон о партнерстве вступил в силу в 1995 году. В 2002 году в Финляндии вступил в силу закон, аналогичный тем, которые действуют в настоящее время во всех странах Северной Европы. В январе 2001 года парламентская комиссия Швеции предложила дать однополым парам право на усыновление. С августа 2001 года Германия вошла в список государств, официально признающих однополые браки.В 1998 году во Франции был введен т.н. "Пакт гражданского сожительства", как для разнополых, так и для однополых пар, дающий им ряд прав, свойственных браку. В Италии и Португалии, к сожалению, законные инициативы об однополом партнерстве не были столь успешными. А в Испании закон о партнерстве с 1998 года в действии в двух провинциях из 17 - в Каталонии и Арагоне. (Эстонский Союз Сексуального здоровья 2004).

В 2001 году 82,7% опрошенных гомосексуалистов считали, что в нашей стране слишком мало уделялось внимания правовым вопросам однополой любви.

3.3 Меньшинства с ограниченными возможностями

В данном контексте автор исходит от понятия меньшинства с ограниченными возможностями, как к понятию инвалидов, для большей ясности и анализа темы.

Главными демократическими принципами для приминения к инвалидам - это равенство, а также толерантность и справедливость.