Не мудрено, что в России полыхали восстания. В начале 1772г. поднялись яицкие казаки, но сказалось превосходство правительственных войск в артиллерии и предательская деятельность старшин. На участников восстания наложили огромную контрибуцию. Правительство считало Яик «замирённым». Но это был не эпилог, а пролог народного движения. На Яике уже появился «набеглый царь» - Емельян Иванович Пугачёв, будущий предводитель Крестьянской войны.
2. Предпосылки войны Емельяна Пугачёва
В Крестьянской войне трудовой народ поднялся на борьбу против феодального гнёта, но при сохранении прежней, искони привычной формы государственной власти в виде монархии во главе с «хорошим царём». В годы, предшествовавшие Крестьянской войне, антифеодальные выступления принимали самые различные формы социального протеста; крупные восстания охватили до 250 тыс. помещичьих, монастырских и горнозаводских крестьян. Волнения затронули калмыков, башкир и др. народности Заволжского края. Многолетние волнения трудового казачества Яицкого войска, в январе 1772 вылились в восстание против старшинской верхушки. В 1772 происходили волнения среди казаков волжских и донских станиц. Правительство Екатерины II, опираясь на военную силу, с трудом удерживало народ в повиновении. Война с Турцией 1768—74 ещё больше осложнила обстановку в стране, усилила недовольство трудового народа всё возраставшими тяготами.
На кануне «Крестьянской войны» (1773-1775 гг.) в 1771г. в Москве вспыхнуло восстание горожан, получившее название «Чумной бунт» Чума, начавшаяся на русско-турецком театре военных действий, несмотря на строгий карантин, была занесена в Москву и косила до 1000 человек в день. Городские власти в экстремальной ситуации растерялись, что усилило недоверие к ним. Поводом к восстанию стала попытка московского архиепископа Амвросия и губернатора П.Д. Еропкина убрать чудотворную икону Богородицы с Варварских ворот Китай-города (тысячи москвичей прикладывались к ней, что способствовало распространению заразы.) Амвросий был растерзан толпой в Донском монастыре. Три дня в городе бушевал мятеж. Из Петербурга был направлен Г. Орлов с гвардейским полком для подавления восстания. Было убито свыше 100 человек , многие наказаны розгами, кнутом, плетьми.
За десятилетие, предшествовавшее Крестьянской войне, историки насчитывают более 40 выступлений крепостных крестьян. В 50-70е годы большого размаха достигло бегство доведенных до отчаяния крестьян от своих господ. Среди населения получили распространение подложные указы и манифесты, содержавшие слухи о скором освобождении крестьян от крепостной зависимости. Имело место и самозванчество: есть сведения о 6 случаях появления до начала Крестьянской войны «Петров III» - двойников погибшего в 1762 г. императора. В такой обстановке вспыхнуло восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
3. Социальный состав участников восстания
Социальный и национальный состав участников пугачевского бунта, в котором приняли участие казаки и крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов и мануфактур, русские, башкиры, татары, марийцы, калмыки и другие национальности. Российской империи, свидетельствовал о том, что при всех различиях в мотивах поведения бунтовщиков их объединял общий протест против усиливавшегося крепостнического гнета и ущемления последних сохранявшихся (в частности, у казаков) свобод. Восстание было поддержано раскольниками, подвергавшимися целенаправленным и суровым преследованиям со стороны правительства.
Пугачевские воззвания учитывали интересы и требования той социальной среды, которая доминировала в восстании и на которую ориентировалась ставка Пугачева в тот или иной период Крестьянской войны. В начале выступления, когда основной социальной опорой восстания являлось казачество, указы Пугачева отражали экономические и политические требования казаков. С появлением войска Пугачева под Оренбургом восстание охватило значительные районы Южного Урала и Приуралья, населенные русским горнозаводским и помещичьим крестьянством и нерусскими народностями. Отсюда вышло 67 манифестов и указов Е. И. Пугачева, десятки указов повстанческой Военной коллегии к казакам, башкирам, русским и нерусским крестьянам, мастеровым и работным людям южноуральских заводов, в которых в той или иной степени нашли отражение экономические, политические, национальные, религиозные требования угнетенных масс. Они искали в восстании удовлетворения своих экономических, социальных и национальных интересов. Учитывая это, ставка Пугачева при составлении новых указов разнообразила и расширяла призывы, исходя прежде всего из интересов той группы населения, к которой адресовался соответствующий указ. Таковы были указы, посланные к башкирам, казахам, татарам, отвечавшие их национальным требованиям.
Что же касается различных категорий русского крестьянства, то первые обращенные к ним указы Пугачева, сулившие за верную службу „Петру III" вечную волю и экономические льготы, дублировали указы, адресованные казакам, представляли собой аналогию казачьего строя жизни, свойственную воззрениям руководителей движения на всем протяжении Крестьянской войны и запечатленную, в частности, в последних манифестах от июля-августа.
Лишь постепенно, по мере вовлечения в восстание значительных масс крестьянства, происходит процесс „окрестьянивания" социальной политики повстанческого центра. Это сказывалось на содержании воззваний Пугачева, в которых углублялась критика крепостнических порядков в стране, подчеркивался паразитизм дворянства и администрации, угнетавших народ, выдвигались все более радикальные положения, отвечавшие интересам крестьян. Особенно отчетливо эти тенденции стали проявляться во второй половине июня — начале июля 1774 г., когда войско Пугачева вышло в районы Прикамья и Среднего Заволжья с их многочисленным крестьянским населением. Следует, правда, отметить, что указы Пугачева того времени связывали освобождение крестьян от крепостной неволи с обязательством их верной службы „Петру III" или даже с окончательной победой и воцарением „Петра Федоровича" на всероссийском престоле. Что же касается дворянства, то оно, будучи лишено (по смыслу этих указов) феодальных прав и преимуществ, еще не приговаривалось к полному истреблению.
Идейную эволюцию социальной политики ставки Пугачева венчали манифесты. Они провозглашали отмену крепостной зависимости крестьян, переводили их в разряд казаков, освобождали от платежа подушной подати, рекрутских наборов и прочих повинностей, безвозмездно передавали земли с различными ее угодьями в пользование крестьян. Одновременно манифесты призывали к истреблению дворянства и устранению старой администрации. Объективно все это означало, что манифесты и указы Пугачева последнего этапа Крестьянской войны призывали к ликвидации крепостнических отношений в стране, уничтожению дворянства, передаче земли народу и в целом отражали требования крестьянства о земле и воле...
Требования восставших четко сформулированы в пугачевских манифестах и указах.
Пугачевские манифесты, призывы к расправам с дворянами и чиновниками, обещания земли и воли, равенства народов и вер всколыхнули огромные массы людей, русских и нерусских.
Пугачевские манифесты в эту пору отличаются особой непримиримостью к дворянам и властям, четко и недвусмысленно формулируют взгляды и требования восставших - освобождение угнетенных от крепостной неволи, наделение их землей и правами, уничтожение дворян. Требования восставших заключались в воцарении «хорошего царя» и получении «вечной воли».
Та группа яицких казаков, которая вначале сплотилась вокруг Пугачева и первой подняла знамя открытого восстания, ставила перед собой сравнительно узкоместные, ограниченные задачи: отстоять свои старые казачьи привилегии, расправиться с представителями царской администрации и местной старшиной за те притеснения и обиды, которые они чинили над казаками. Поэтому первый манифест Пугачева от 17 сентября был обращен прежде всего к яицким казакам, которые жаловались «рекою с вершин и до устья, и землею и травами, и денежным жалованьем, и свинцом, и порохом, и хлебным провиантом». Несколько позднее к этому прибавилось еще пожалование: «крестом и бородою», т. е. свобода отправления старых религиозных обрядов, поскольку многие яицкие казаки были раскольниками.
Однако уже в самом начале движение переросло свои первоначальные рамки и стало мощной антифеодальной войной всех угнетенных народных масс Поволжья и Приуралья. Поэтому в последующих воззваниях Пугачев и его сподвижники обращаются к более широким массам: к нерусским народам Поволжья, в частности к башкирам, которых Пугачев жаловал не только землями, но и верою, т. е. обещал сохранить старую религию — ислам, к населению сел и городов, обещая ему «всякую» или «вечную» вольность. Однако многие эти пожалования и обещания звучат еще недостаточно определенно и конкретно, это скорее общий призыв к борьбе со всяким угнетением и несправедливостью. В дальнейшем лозунги и требования восставших получают большую четкость и определенность.
В некоторых манифестах и воззваниях, написанных в декабре 1773 г. и январе 1774 г., Пугачев и его атаманы на местах обращаются к помещичьим крестьянам, называют дворян разорителями народа и призывают крестьян в случае неповиновения помещиков указам «императора Петра III» лишать их жизни, а «дома и все их имение брать себе в награждение». Таким образом, классовая сущность движения и его антидворянская направленность выявляются довольно определенно.