2. Социальная структура.
С первых десятилетий IXв. Перестают составляться генеалогические списки-перечни аристократических семейств. Заметно падает влияние аристократических кланов. Однако ослабление аристократии при Сун не означало ее полного исчезновения. Помимо императорской родни особое привилегированное положение сохраняли многие старые родовые кланы. Крометого, в среде чиновничества ясно очерчивается верхняя, наиболее привилегированная прослойка – синшиху («могущественные семьи»), убаху («несравнимые семьи») и т.п. – которая тяготела к замкнутости и закрепила за своими потомками права неординарного выдвижения. Иначе говоря, происходило сращивание чиновной бюрократии с аристократией.
Времена Сун называют «золотым веком» чиновничества. Укрепляются и расширяются его привилегии. Получение чина и солидной должности позволяло не только всю жизнь «наслаждаться роскошью», но и обеспечить безбедное существование нескольким поколениям потомков.
Характерной чертой описываемого времени является также повышение социальной роли зажиточных городских слоев, прежде всего крупных торговцев. Ярким показателем этого служит хотя бы вхождение в оборот частных кредитных чеков. Но экономическое господство этой прослойки не давало ей никаких преимуществ при установившемся общественном порядке.
Абсолютное большинство населения страны составляло крестьянство. Оно не было однородно ни в экономическом, ни в правовом отношении, что усугублялось различным положением тех, или иных его категорий и прослоек в разных районах обширной империи. Официально простолюдины делились на две основные категории чжуху (хозяева) и кэху (пришлые) , т.е. на тех кто вел самостоятельное хозяйство, и тех, кто арендовал землю.
В описываемый период происходят существенные изменения в традиционной для Китая общинной организации деревни. Свободной соседской общины в прежнем виде уже не существовало. Но общинные начала, пронизывавшие все стороны жизни крестьянства не отмерли. В деревнях (как правило, небольших) наблюдается усиление большесемейных связей и клановой организации (цзунцзу). Распространяется обычай составления родословных списков членов клана, повышается роль клановой верхушки, общих храмов, праздников и мистерий, закрепляется практика совместного использования общих деревенских угодий и части пахотных земель.
В социальной структуре закрепляется частичное несовпадение политически и экономически господствующих слоев. Расширившееся количественно и увеличившее свои привилегии служилое сословие и аристократия были значительно уже, чем класс «простых» землевладельцев и состоятельных горожан, которые не получили адекватного своему положению и влиянию юридического статуса. В этих условиях обычная для эксплуататорского строя взаимосвязь привилегированного положения и богатства приобретала опосредованный, официально не признаваемый характер. Город, несмотря на свою возросшую роль в жизни общества, не занял самостоятельного положения в социальной структуре. Вместе с тем основная масса эксплуатируемого населения не утратила личной свободы (в тех пределах, которые обеспечивались тогдашним уровнем понятия свободы личности), а категория неполноправного люда сократилась до минимума. Однако юридически полноправные арендаторы фактически оказались в той или иной степени зависимости от землевладельцев. На кланово-семейном уровне сохранялись патриархальные связи. Несоответствие официально поддерживаемой шкалы социального деления реальному расслоению китайского общества приводило к характерной для Китая размытости, нечеткости социальных граней, не менявшей, однако, строго иерархических принципов строения социума.
3. Экономика
Бурные политические события X-XIII вв. непосредственно отразились на экономической жизни страны. Междоусобицы конца IX – первой половины X в. привели к заметному запустению и разрухе. Экономическое положение начинает стабилизироваться с приходом династии Поздняя Чжоу в середине X в., когда был принят ряд мер к созданию более благоприятных условий для развития сельского хозяйства: розданы в пользование отдельных хозяйств земли военных поселений и безхозные земли, выделены ссуды зерном, даны налоговые послабления. Правительство Сун также уделяло внимание стимулированию сельского хозяйства, действуя традиционными методами: налаживало ирригацию, поощряло чиновников, обеспечивавших увеличение числа крестьянских дворов, списывало недоимки, пыталось зафиксировать налоги и сокрвщало их в экстренных случаях. В совокупности со стабилизацией внутреннего положения это привело к тому, что производство в деревне не только было восстановлено, но и получило возможность для интенсификации. Это проявилось как в расширении посевных площадей, увеличении числа крестьянских дворов, так и в совершенствовании методов возделывания земли, росте производительности крестьянского домохозяйства. Экономический подъем наблюдавшийсяв конце Х – начале XI в, замедлился к середине XI столетия. Тем не менее, можно говорить, что к началу XII в. сельское хозяйство достигло наиболее высокого уровня в сравнении с наблюдавшимся когда-либо в прошлом.
К концу X в. в Китае завершается длительный процесс распада исчезновения надельной системы землепользования.
Характерной чертой экономического развития Китая в X-XIIIвв. Был бурный рост городов и заметное повышение их роли в жизни общества. Росли старые города, появлялись новые. Типологически среди них можно выделить административные центры, города крепости, гавани и порты, центры ремесла, рыночные центры.быстро росло городское население. Самыми крупными в начале правления династии Сун были Чанша и столица – Кайфэн. Наряду с количественным ростом в жизни китайского города наблюдаются существенные качественные изменения. Заметно повышается роль городов торгово-ремесленных центров.Но в целом развитие ремесла не переросло рамок потребительской экономики, удовлетворяя прежде всего нужды государственных властей и господствующих слоев общества. По-прежнему сохранялась тесная связь ремесла и торговли, которые нередко находились в одних руках.
Именно в X-XIIIвв. В китайском обществе приобретают законченную форму и закрепляются многие основополагающие черты, которые впоследствии претерпевали лишь частичные, не принципиальные изменения и поэтому воспринимаются как типичные для традиционного Китая. Прежде всего это относится к системе землевладения и землепользования, где на смену окончательно исчезнувшей надельной системе приходит ставшее центральным отношение частных землевладельцев и частных арендаторов. Оно сочеталось и переплеталось с государственным землевладением и мелкокрестьянской собственностью. Это переплетение могло принимать разнообразные формы, порождая характерную неразграниченность собственических прав. Соответственно неоднозначной была система эксплуатации, где выплата ренты землевладельцу осуществлялась на фоне тотального налогообложения обрабатываемой земли. Этот налог перекладывался на арендуемые участки, включаясь в ренту и повышая ее. В сочетании с различного рода дополнительными поборами и повинностями, налагаемыми властями, это приводило к достаточно высокой норме эксплуатации основной массы населения.
4. Идеология
Радикальные изменения происходят и в идеологии. В первую очередь это проявилось в сложении этико-политической, философской и отчасти религиозной доктрины неоконфуцианства. В ее основу легли труды Чжоу Дуньи (1017 – 1073 ), Чжан Цзая (1020-1078), Чэн Хао (1032-1085), Чэн Й (1033-1107), Чжу Си (1130-1200). В социальном плане неоконфуцианство утверждало существующие иерархию и неравенство , соотносяих с понятием личного долга. Претендуя на роль единственной ортодоксальнрой идеологии, неоконфуцианство рождалось как противостоящее буддизму и даосизму учение. Однако в процессе пересмотра прежних классических доктрин внего вошли многие укоренившиеся к тому времени в сознании людей буддийские и даосские положения.
Сохранение буддизма и даосизма наряду с неоконфуцианством, их взаимовлияние уже в описываемый период привели к их переплетению, вылившемуся впоследствии в столь характерный для Китая религиозный синкретизм , в рамках которого наблюдалось и единство, и разнообразие обрядов и верований. Проникшие ранее в Китай ближневосточные религии (неосторианство, зороастризм, и манихейство) практически не участвовали в этом синтезе. В результате гонений они уже в Х в. сошли на нет.
Изменения в идеологической области сводятся к выдвижению на первый план неоконфуцианства и сложению синкретической системы верования. Консолидация общества отражается в возросшем этническом самосознании, зарождении патриотизма. Материальная культура китайцев и обыденная жизнь как деревни, так и города также существенно приближаюются к характерным для последующего времени образцам.
Заключение.
Все это дает основание многим исследователям считать, что в X – XIII вв. Китай вступил в новый этап своего развития. Однако относительно существа данного этапа высказываются самые различные точки зрения. В отечественной историографии высказывалось мнение, что в означенный период в Китае появляются зрелые (развитые) феодальные отношения, зарождение которых относится ко второй половине VIIIв. Ставился также вопрос о рассмотрении отрезка конца VIII – начала Xв. Как переходного периода от одной стадии феодализма к другой. Исходя из дальнейших изменений китайского общества, период конца X – середины XIII в. можно характеризовать, как это делается в отдельных работах, как начальный этап развитого феодализма. Но в силу неповторимого своеобразия складывавшихся в Китае общественных и государственных порядков достигшие здесь в X – XIII вв. определенной зрелости формы нельзя адекватно соотносить с развитыми феодальными отношениями, получившими распространение в западноевропейских странах.
ЛИТЕРАТУРА
1. История Востока в (VIтомах) том II «Восток в средние века», М.,2000
2. Васильев Л.С. История Востока: в 2т. Т.1,:М. 1994 г.