Смекни!
smekni.com

Роль юриста в обществе (стр. 2 из 3)

У субъекта юридической этики на первом месте знание нормативных документов и умение их практически применить. При этом у специалиста знание может не совпадать с внутренней нравственной оценкой нормы закона. В этом случае возникает внутриличностный конфликт между человеческой позицией и позицией специалиста. Поскольку сфера профессиональной деятельности юриста очень широка, то нравственно-правовая позиция и должностная юридическая находятся в постоянном взаимовлиянии, принуждая совершать трудный нравственный выбор.

Итак, предметом юридической этики является отношение специалиста, профессионала к смыслу и ценностям права, законодательных норм, правил и реализация этого отношения в профессиональной деятельности.

Юридическая этика – меняющееся значение. Его изменения определяются прежде всего изменениями самого человека, его, взглядов, а также особенностями и предметом юридической профессии, которая имеет тенденцию к расширению, внедрению в иные виды профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

Соотнесите понятия «мораль» и «право»

Социальные нормы – это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения этики.

Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни: в труде, быту, политике, науке, в семейных, личных, внутригрупповых и международных отношениях, в отношениях человека с природой. Принципы морали имеют специально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и изначальное, что делает возможным сами эти особые требования и составляет ценностный базис общества, культуру межчеловеческих взаимоотношений.

Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент права и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни.

В реальности нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполняются целиком, безоговорочно во всех случаях без исключения.

В морали оцениваются не только практические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции важна способность личности самостоятельно без повседневного внешнего контроля, определять и направлять свою линию поведения в обществе.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно-организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.

Право – это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.

Признаками права являются: общеобязательная нормативность, выражение норм в законах или других нормативно-правовых актах, признаваемых государством; право действует через дозволения, через субъективное право; право обеспечивается государственной властью, которая участвует в правообразовании, в охране права.

К числу общесоциальных функций права относятся культурно-историческая, воспитательная, социального контроля, информационно-ориентирующая, и оценочная. Каждая функция, каждая норма права несет в себе элемент нравственности.

Право выполняет нравственно-информационную функцию, закрепляя в своей системе норм все нравственные ценности общества, в том числе, права и свободы граждан, их общественные формирования. Право выполняет и нравственно-стимулирующую функцию, указывая пути, средства совершенствования нравственных качеств. каждая правовая норма направлена на достижение нравственных целей права, на реализацию функций.

История развития цивилизации свидетельствует, что мораль и право как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Соотношение морали и права – один из ключевых вопросов в этике.

Мораль и право взаимообусловлены, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Это объясняется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования общества. Правовая система государственно организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны. Нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права.

Право и мораль имеют общие черты и свойства, которые вытекают из содержания в культуре и права и морали, а также проявления права и морали в ценностных Фомах сознания, их нормативном содержании и в функциях регуляторов поведения людей. Право и мораль основываются на общих социальных, экономических, политических условиях жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов общества и личности, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, исходит из общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Отличие норм права от норм морали в том, что исполнение норм права обеспечивается мерами принуждения с помощью специального аппарата принуждения. Требования же морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественным мнением, убежденностью индивидов. Моральная санкция выносится мерами духовного воздействия не отдельными людьми, наделенными для этого полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом. Право носит принудительный характер, а нормы морали живут в общественном сознании. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами права и морали, так как правовая норма в подавляющей части соответствует нравственной норме. Несоответствие между требованиями закона и нравственности объясняется несовершенством законодательства и его практическим осуществлением, а также требованиями общества и личной совести человека С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками.

Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль в свою очередь способствует укреплению общественного порядка. Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм и догм и наоборот.

Культура процессуального документа

Юридический документ всегда облекается в письменную форму. В юриспруденции, в дипломатических отношениях, в сфере экономики, в делопроизводстве управления используется самостоятельный стиль языка, называемый официально-деловым и официально-документальным. Официально-деловой стиль относится к устной речи, а официально-документальный к письменной. Основными стилевыми чертами являются: официальные суждения, высказывания, конкретность, бесстрастность, сжатость и компактность изложения, стандартное расположение материала и обязательность формы, экономное использование языковых средств. К характерным особенностям официального стиля относятся: широкое использование номинативных предложений с перечислением, наличие особой фразеологии, многочисленных речевых стандартов – юридических терминов, клише, употребление сложных синтаксических конструкций, отглагольных существительных, отсутствие стилистически окрашенных речевых средств.

Цель юридического документа – сообщить адресату информацию, несущую для него практическую ценность и помочь принять на ее основе соответствующее решение. Юридический документ предписывает субъектам права определенное поведение, формулирует требования, общеобязательные предписания. Таким образом под культурой процессуального документа понимается использование в правовых актах языковых средств официально-делового стиля.

5. Кодекс чести судьи Российской Федерации

Одним из реальных плодов Российской судебной реформы стало принятие нравственного кодекса представителей судебной власти. Совет судей РФ 21 октября 1993г. принял документ, который называется «Кодекс чести судьи Российской Федерации», который устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи Российской Федерации независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.

Кодекс акцентирует внимание именно на чести судьи. Он исходит из признания особого отношения к судье со стороны общества и отношения судьи к самому себе, в котором моральная ценность личности связана с общественным положением человека, представляющего судебную власть, достоинством людей этой профессии.

Социальное значение соблюдения нравственных норм судьями должно способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц. Таким образом, высоконравственная деятельность судьи и его положительные моральные качества рассматриваются как необходимые условия и предпосылки доверия общества к судебной власти, веры в ее справедливость.