Смекни!
smekni.com

Аншиета, Жозе ди (стр. 1 из 3)



План
Введение
1 Биография
1.1 Семья и детство
1.2 Юность
1.3 Деятельность в Бразилии
1.4 Смерть

2 Отношение к индейцам
3 Беатификация
4 Путь Аншиеты
5 Литературная деятельность
5.1 Поэзия
5.2 Драматургия
5.3 Грамматика языка тупи
5.4 Историография
5.5 Сообщение о Бразилии и ее капитаниях, 1584 год
5.5.1 Первый перевод Жозе ди Аншиеты на русский язык, 2010

5.6 Сообщение о браках у индейцев Бразилии, 1560-е

6 Произведения
6.1 На латинском и португальском языках
6.2 Переведённые на русский язык

Список литературы

Введение

Жозе ди Аншиета или Хосе де Анчьета Льярена, (порт. José de Anchieta, исп. José de Anchieta Llarena; 19 марта 1534, Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна, Канарские острова — 9 июня 1597, Аншиета, Бразилия) — иезуитский миссионер с Канарских островов, одна из крупнейших фигур в истории и культуре колониальной Бразилии в течение первого столетия после её открытия португальцами. Участник основания городов Сан-Паулу (25 января 1554 года) и Рио-де-Жанейро (1 марта 1554 года). Писатель и поэт, признанный основоположник бразильской литературы. Составил первую грамматику языка тупи. За огромный вклад в дело просвещения и христианизации бразильских индейцев получил прозвище "Апостол Бразилии"; католической церковью причислен к лику блаженных (1980). День Аншиеты (9 июня) с 1965 года отмечается в Бразилии как национальный праздник.

Его именем названы два бразильских города — один в штате Эспириту-Санту (бывшая Реритиба), другой — в штате Санта-Катарина.

1. Биография

1.1. Семья и детство

Родился на острове Тенерифе (Канарские острова) в богатой семье.

Его отец Хуан Лопес де Анчиета, землевладелец из Уррестильи (Страна Басков), бежал на Тенерифе из-за участия в неудачном восстании комунерос против испанского короля Карлоса I (Император Священной Римской империи Карл V). Двоюродным братом Хуана Лопеса де Анчиеты был Бельтран Яньес де Оньяс-и-Лойола — отец Игнатия де Лойолы.

Мать — Менсия Диас де Клавихо-и-Льярена — принадлежала к богатому семейству еврейского происхождения[1] (её отец Себастьян де Льярена был «новым христианином» из Кастилии, а также племянником капитана Фернандо де Льярены — одного из первых испанских завоевателей Тенерифе). К моменту брака с Хуаном Лопесом де Анчиетой она была вдовой бакалавра Нуньо Нуньеса де Вильявисенсио, «нового христианина», и матерью двоих детей.

В этом браке родилось десять детей, среди которых Хосе был третьим по счету.

Начальное образование Хосе получил у монахов-доминиканцев. В детские же годы он впервые ощутил свое религиозное призвание.

Помимо Хосе духовный сан впоследствии приняли также его единоутробный брат Педро Нуньес и родной брат Кристобаль.

1.2. Юность

Еврейское происхождение стало главной причиной отправки 14-летнего Хосе на учёбу не в Испанию, а в Португалию, поскольку Инквизиция в этой стране не была столь сурова, как в Испании. В 1548 году Аншиета переехал в Коимбру, где стал изучать философию в иезуитской Коллегии искусств при Университете Коимбры. В соответствии с духом того времени он получил в этом учебном заведении ренессансное образование, преимущественно филологическое и литературное.

В 1551 году Аншиета принес обет целомудрия перед статуей Пресвятой Девы в кафедральном соборе Коимбры и, решив посвятить себя служению Богу, вступил в новициат Общества Иисуса при Университете Коимбры. Выказывая необычайный религиозный пыл, он проводил время в многочасовых молитвах, бдениях и самобичеваниях, что ещё более ослабило и без того слабый от природы организм юноши. Помимо этого он пережил несчастный случай: ему на спину обрушилась лестница-стремянка. В результате последовавшей травмы позвоночника он на всю жизнь остался сгорбленным и никогда не избавился от приступов боли в спине.

1.3. Деятельность в Бразилии

В это время из Бразилии стали поступать просьбы о срочном направлении новых миссионеров для проведения евангелизации индейского населения. Как подчеркивал настоятель иезуитской миссии в Бразилии отец Мануэл да Нобрега, ему требовались любые сотрудники, «даже слабые разумом и больные телом»[2]. Молодой Аншиета, которому врачи к тому же порекомендовали климат Нового Света для восстановления здоровья после перенесенной травмы, с радостью отправился с миссией за океан.

Вторая по счету группа иезуитов, направлявшихся в Бразилию, в которой оказался Аншиета, отправилась в плаванье с эскадрой нового португальского генерал-губернатора Бразилии Дуарти да Кошты 8 мая 1553 года и 13 июля прибыла в Баию. В это время отец Нобрега находился в капитании Сан-Висенти, и его знакомство с Аншиетой (впоследствии переросшее в личную дружбу) состоялось позднее.

В период акклиматизации Аншиета преподавал латынь детям переселенцев и погрузился в изучение языка тупи. В октябре 1553 года группа из 13 миссионеров, среди которых находились Нобрега и Аншиета, отправилась в Сан-Висенти. После опасного двухмесячного путешествия, в ходе которого они пережили кораблекрушение, иезуиты достигли Сан-Висенти (24 декабря). Оттуда они отправились на плато Пиратининга, где 24 января 1554 года группа поселилась в маленькой бедной хижине, построенной для них индейцами гуайанас по приказу их касика Тибирисá между небольшими реками Тамандуатеи и Аньянгабау — притоками реки Тьете. На следующий день, 25 января, в праздник Обращения св. Павла, была отслужена первая месса в Пиратининге, а новое жилище посвящено Апостолу язычников. На мессе, помимо иезуитов и индейцев, присутствовал также португальский бандейрант Жуан Рамалью и его жена Бартира — дочь касика Тибириса.

Вместе со своими товарищами-иезуитами Аншиета в течение десяти лет занимался там христианизацией, катехизацией и образованием индейцев. Коллегия Сан-Паулу-ди-Пиратининга вскоре стала центром процветающего поселения, в первый год своего существования насчитывавшего 130 жителей, 36 из которых приняли крещение.

В 1563 году Мануэл да Нобрега избрал Аншиету своим помощником для крайне непростой миротворческой миссии. Не в силах более сносить жестокости португальских колонизаторов, индейцы, населявшие побережье современных штатов Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Эспириту-Санту образовали так называемую «конфедерацию тамойос», вскоре заключившую союз с французскими колонистами-гугенотами, провозгласившими колонию Антарктическая Франция и основавшими форт Колиньи в заливе Гуанабара под предводительством вице-адмирала Никола Дюрана де Вильганьона. Начиная с 1562 года нападения тамойос поставили под угрозу само существование капитании Сан-Висенти.

Нобрега и Аншиета предприняли путешествие в селение Ипероиг (современный город Убатуба, штат Сан-Паулу) и вступили там в мирные переговоры с индейцами тупинамбас (занимавших господствующее положение в конфедерации) с целью предотвратить их дальнейшие нападения на Сан-Висенти. Ключевую роль в этих переговорах сыграло великолепное знание Аншиетой языка тупи-гуарани. На протяжении пяти месяцев Аншиета оставался добровольным заложником тамойос, в то время как Нобрега для завершения переговоров вернулся в Сан-Висенти в сопровождении Куньямбебе — сына касика тупинамбас. Во время пребывания в Ипероиге Аншиете несколько раз едва удалось избежать смерти от рук индейцев-каннибалов. Переговорный процесс завершился заключением Ипероигского мира — первого мирного договора между индейцами Нового Света и европейцами, который фактически клал конец конфедерации тамойос и устранял на том этапе франко-индейскую угрозу для португальских колоний.

Находясь в индейском плену, Аншиета сложил свою знаменитую поэму De Beata Virgine Dei Matre Maria, более известную как Поэма Деве. Не имея бумаги, он, согласно легенде, каждое утро записывал двустишия на прибрежном песке и заучивал их наизусть, и лишь намного позже смог перенести более чем 4 000 строф на бумагу. Также по легенде, в плену Аншиета проделал сеанс левитации на глазах у индейцев, которые, ужаснувшись, сочли его колдуном.

В 1564 году в Бразилию во главе военного флота прибыл Эштасиу ди Са, племянник нового генерал-губернатора Мена ди Са, с приказом окончательно вытеснить французских колонистов. Во время пребывания флота в Сан-Висенти Нобрега оказал активную помощь в снабжении экспедиции, которая отправилась на войну против французов в январе 1565 года. Вместе с Эштасиу ди Са отправился и Аншиета, принявший участие в закладке крепости Сан-Себастьян (будущий Рио-де-Жанейро) у подножья горы Пан-ди-Асукар в марте 1565 года. В дальнейшем Аншиета был участником военных действий между португальцами и французами и индейскими союзниками, выступавшими на обеих сторонах; он действовал как хирург и переводчик. В 1566 году он отправился в Баию с донесением генерал-губернатору о ходе войны против французов и с просьбой о направлении подкреплений в Рио-де-Жанейро. Во время пребывания в Баие 32-летний Аншиета был рукоположен в священники.

В 1567 году он участвовал в заключительных, победных сражениях против французов и присутствовал при последних минутах Эштасиу ди Са, получившего смертельное ранение в бою.

Сохранился не подтверждаемый документами рассказ о решающем участии Нобреги и Аншиеты в аресте беженца-гугенота, портного Жака Ле Байё, по приказу генерал-губернатора Мена ди Са в 1559 году и вынесении ему смертного приговора за проповедование протестантских ересей. В 1567 году Ле Байё был переправлен в Рио для проведения казни. Однако палач отказался исполнить приговор и тогда, горя желанием покончить с ересью, Аншиета якобы задушил Ле Байё собственными руками. Крупнейший биограф Аншиеты отец-иезуит Элиу Абраншис Виотти, основываясь на ряде противоречащих этому рассказу документов, называет этот эпизод апокрифическим.

В 1567 году он возвратился в Рио, а позже в том же году был назначен настоятелем иезуитских домов в Сан-Висенти и Сан-Паулу. В 1569 году основал поселение Реритиба (Иритиба) — современный город Аншиета в штате Эспириту-Санту. В течение трех лет (1570—1573) Аншиета был ректором иезуитской Коллегии Рио-де-Жанейро, сменив в этой должности Мануэла да Нобрегу, скончавшегося в 1570 году. 8 апреля 1577 года генерал Общества Иисуса Эверард Меркуриан назначил его провинциалом Общества Иисуса в Бразилии. Аншиета занимал эту должность 10 лет.