Смекни!
smekni.com

Роль разъяснений Пленумов Верховного суда Российской Федерации и решений Конституционного Суда Российской Федерации в регулировании уголовно-процессуальных правоотношений (стр. 2 из 4)

1. В постановлениях по общим вопросам отправления правосудия по гражданским и уголовным делам. Примером могут служить постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", от 25.06.1996 № 4 "О выполнении судами постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 № 7 "О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами РФ".

Одно из наиболее значимых и известных разъяснений, регулирующих уголовно-процессуальные правоотношения, содержится в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 5). В нем говорится, что "Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации".

Важное разъяснение, относящееся к регулированию уголовно-процессуальных правоотношений, отмечено в ч. 15 постановления: "При рассмотрении уголовных дел должен соблюдаться закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом с учетом положений данной конституционной нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности. Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу", а также в ч. 16. "Обратить внимание судов на необходимость выполнения конституционного положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации), а также выполнения требований ст. 75 УПК РФ, в силу которой доказательства, полученные с нарушением уголовно-процессуального законодательства, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения".

В постановлении разъясняется, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также, если их собирание и закрепление проводилось неуполномоченным лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

Развивая и подчеркивая значение конституционных норм постановление в п. 18. разъясняет: "При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. С учетом этого конституционного положения суд, предлагая подсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела (ст. 275 УПК РФ), должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции Российской Федерации. Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц. Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона, и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого)". В результате несоблюдения данной процедуры, доказательства могут быть признаны незаконными и не имеющими основания для проведения уголовно-процессуальных действий.

2. В постановлениях по отдельным категориям уголовных дел или институтам уголовного права. Например, постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.01.1997 № 1 "О практике применения судами ответственности за бандитизм" и от 14.07.1997 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов".

3. В постановлениях, которые специально посвящены уголовно-процессуальным вопросам. Например, постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.04.1996 № 1 "О судебном приговоре".

Пленум Верховного суда РФ наряду с руководящими разъяснениями по общим вопросам и по отдельным категориям дел, дает разъяснения по применению отдельных норм материального и процессуального уголовного законодательства путем принятия решений по конкретным делам.

Такие решения Верховного суда одновременно разъясняют смысл уголовно-процессуальной нормы, хотя формально является обязательными лишь при рассмотрении конкретного дела.

Казуальное толкование, т.е. официально разъяснение Пленумов Верховного суда РФ смысла уголовно-процессуальной нормы, делаемое в связи и по поводу рассмотрения отдельно взятого дела, имеет большое значение для улучшения работы судов, органов предварительного следствия, для приведения их к единообразию (унификации) правоприменительной практики.

В странах англо-американской системы права высшие судебные органы принимают решения, обязательные для всех судов при рассмотрении ими аналогичных судебных дел. Но в данном случае речь идет не о разъяснениях по вопросам судебной практики, а о судебных прецедентах, т.е. о решениях по конкретным делам, распространяемых на другие сходные с ними дела. Причем право создания прецедентов принадлежит не только высшим, но и некоторым другим судам.

В число подзаконных актов, применяемых в ходе уголовного судопроизводства, входят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъектов РФ, ведомственные нормативные акты (например, приказы Министра внутренних дел РФ и т.д.). Перечисленные нормативные акты не относятся к источникам уголовно-процессуального права, т.к. не являются законами. Законы субъектов РФ не являются источниками уголовно-процессуального права в силу прямого указания п. "о" ст. 71 Конституции РФ о том, что уголовно-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Ведомственные нормативные акты (приказы и указания Генерального прокурора РФ, приказы Министра внутренних дел и т.д.) оказывают существенное практическое значение, конкретизируют уже существующие нормы УПК с учетом специфики деятельности того или иного органа предварительного расследования. Например, Генеральный прокурор РФ в соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре вправе издавать указания по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, дается толкования отдельных уголовно-процессуальных норм о производстве предварительного расследования. В ведомственных нормативных актах МВД России могут содержаться разъяснения уголовно процессуального закона. Они обязательны для исполнения органами дознания и предварительного следствия МВД России.

Вклад в подготовку разъяснений законодательства, Верховного суда РФ, Генерального прокурора РФ вносят научно-консультативные советы при Верховном суде РФ и Генеральной прокуратуре РФ. На их заседаниях рассматриваются вопросы, связанные с организацией и деятельностью судов и органов прокуратуры, готовятся и обсуждаются проекты постановлений, инструкций, приказов. Таким образом, разъяснения Пленума Верховного суда РФ являются важным правовым актом, который помогает реализовывать на практике те или иные нормы уголовно-процессуального законодательства.


2. Роль решений Конституционного Суда Федерации в регулировании уголовно процессуальных правоотношений

Конституция РФ является высшим по юридической силе источником уголовно-процессуального права РФ. Она содержит ряд норм, являющихся принципами, или основными положениями уголовно-процессуального права: получение обвиняемым, подозреваемым квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48); допуск защитника с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48); презумпция (предположение) невиновности обвиняемого; недопустимость возлагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности, толкование неустранимых сомнений в виновности в пользу обвиняемого (ст. 49); запрет использования при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50); право на пересмотр приговора вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50); право не свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников (ст. 51); доступ потерпевших к правосудию (ст. 52); право на возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53); право на обжалование решений и действий органов государства и должностных лиц (ст. 46); право на рассмотрение уголовного дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом (ст. 20, ч. 2 ст. 47); запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ч. 2 ст. 21); заключение под стражу и продление задержания на срок более 48 часов только по судебному решению (ч. 2 ст. 22), тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений с возможным ограничением этого права только на основании судебного решения (ст. 23); неприкосновенность жилища с возможным проникновением в него в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.