4. Русофобия в России
По мнению ряда исследователей, корни российской русофобии скрыты в самом российском национальном самосознании, это доказывает большое количество русофобов среди отечественных общественных деятелей[110][111] и такая особенность русского менталитета, как стремление к жесткой самокритике[112]. Некоторые специалисты отмечали русофобию русских философов-западников[113].
4.1. Русофобия в России XX века
Действительный член РАН Роберт Нигматулин, в публикации «Вестника РАН», обращал внимание на «нерусскую» часть российской интеллигенции начала 90-х годов XX века, которая, с точки зрения академика, порой проявляла негативные чувства к культурным и этническим проблемам русских стараясь отомстить им за свою былую подчиненность[114], в разные годы журнал публиковал научные статьи о притеснении русских титульными этносами, как в бывших союзных республиках[115], так и в административных образованиях России[116], о явлении сепаратизма в русских окраинах России[117].
4.2. Русофобия в России XXI века
Общие тенденции
В России 2000-х годов представители различных национальностей повсеместно требовали к себе особого внимания и преференций, русских же винили в «кавказофобии», «исламофобии», «мигрантофобии», но не замечали проявлений русофобии[118], Юрий Левада обращал внимание на то, что в любом массовом опросе тех лет можно было найти несколько процентов русофобии и, как правило, это были проявления настроений мусульманской части российского населения[119], сам Левада трактует русофобию не только, как неприязнь к русским, но и как „неверие в Россию“.
Культура и искусство
Иногда российская русофобия была предметом поэтического[120] творчества, но чаще темой публицистических выступлений, так Александр Солженицын говорил о русофобии в России, за что критиковался частью общества, относящей себя к российским либералам[121].
Ряд произведений культуры и искусства казались определенным общественным слоям антироссийскими или антирусскими, например, оперу Леонида Десятникова «Дети Розенталя» несколько депутатов Государственной Думы посчитали русофобской[122]. Случалось, что представители некоторых социальных групп подозревали творческих работников в русофобии, например, русофобами называли писателя Виктора Ерофеева[123][124], художника Лену Хейдиз[125][126], писателя Владимира Сорокина[127], писателя-сатирика Александра Зиновьева[128], писателя Иссу Кодзоева[129][130], мультипликатора Гарри Бардина[131], телеведущего Тиграна Кеосаяна[132], телеведущего Владимира Познера[133], писателя-сатирика Виктора Шендеровича[134].
Бывало, что работники искусств испытывали затруднения в понимании российской русофобии, так писатель Виктор Ерофеев утверждал, что плохо представляет, как можно быть русофобом в России[135], а по мнению поэта Льва Рубинштейна[136], слово «русофобия» в значительной степени превратилось в демагогическое понятие, оторванное от реального содержания:
Если под русофобией понимать неприязнь к тем или иным лицам лишь на том основании, что эти лица являются этнически русскими, то это понятно, что такое: это как раз фашизм и есть (…). Но беда-то в том, что именно в этом значении слово «русофобия» как риторический или полемический инструмент употребляется крайне редко. Как правило под «русофобией» понимаются любые формы несогласия с теми или иными высказываниями или действиями тех или иных граждан или организаций, каковые позиционируют себя как «русские».
Впрочем, сам Л. Рубинштейн трактует понятие «русофобия» произвольно, в том числе и в отрыве от понятий «русский» и «Россия», а также позиционирует самого себя как «русофоба»[137]:
Есть такое слово «русофобия», которое ровным счетом ничего не означает, а в контексте означает, скажем, не восторженное отношение к любым инициативам начальства. Значит, в этом смысле я, видимо, русофоб.
Государственная власть
Некоторых госслужащих и чиновников тоже причисляют к русофобам, так о покойном судье Эдуарде Чувашове[138], у определенных категорий граждан[139], сложилось подобное мнение после следующих его слов «У русских тоже менталитет такой, что надо порой вешать и убивать этих русских, которые за границу приезжают»[140], а бывший глава Госкомимущества России Альфред Кох, после интервью Александру Минкину[141], сообщил, что для некоторых от стал «мерзкий русофоб»[142], впрочем, сам Кох считает, что журналист намеренно выставил его «злодеем и русофобом» по причине личной неприязни[143][144]. Во многих вопросах Владимиру Путину определялась тема беспокойства проявлениями русофобии и дискриминации русских, как в России, так и за рубежом[145][146].
Оппозиция
По мнению Бориса Немцова, русофобы - это те, кто защищают антинародный путинский режим:
Теперь по поводу «русофоба» Маккейна. Да, Маккейну не нравится мафиозно-коррумпированный режим Путина. Только причем здесь русофобия? Русофобы – те, кто этот режим защищает.[147]
Коммерческие структуры и СМИ
В русофобии часто обвиняли либеральных коммерсантов[148] и российские СМИ[149][150][151][152], иногда в русофобии упрекали адвокатов, например, покойного Станислава Маркелова[153]. Помимо отдельных лиц в русофобии, порой, подозревают целые организации[154].
Тема русофобии могла быть объектом шуток, например, Сергей Полонский объяснял сотрудничество «Mirax Group» преимущественно с иностранцами тем, что «Руководство корпорации — русофобы»[155].
Наука
Позиция некоторых научных работников расценивалась как русофобская, например, точка зрения философа и социолога Бориса Грушина[156]:
Главное конкретное содержание этого «тектонического сдвига» заключается в замене традиционно российских форм жизни, на протяжении многих столетий (а вовсе не только 70 послеоктябрьских лет!) базировавшихся на феодальном холопстве и рабстве, некими качественно новыми формами, фундаментом которых является свободная личность и которые в современном мире связываются с понятием «евро-американской цивилизации». Это означает, что, имея в виду данные процессы, мы должны говорить о разрыве России не только с идеологией и практикой коммунизма (тоталитаризма), но с русизмом вообще, русизмом как таковым, то есть не только о смене политических и экономических одежек россиян, но и о коренных изменениях в самой натуре российского народа, в привычных практиках его жизнедеятельности, его менталитете и психологии[157][158].
Сам Борис Грушин на обвинения в русофобии отвечал, что он выступал как ученый, констатирующий объективные тенденции развития общества[159].
Правозащитные организации
В 2008 году, встревоженные растущей динамикой преступлений на почве национальной розни в России, правозащитники объясняли большое количество погибших и пострадавших русских не проявлением русофобии, а участившимися нападениями скинхедов на представителей иных субкультур, в том числе — на русских антифашистов[160].
Юридические вопросы
После терактов в московском метро в 2010 году в Москве появились выполненные неизвестными надписи «Смерть русским»[161], но в 2009 году сотрудники милиции и работники прокуратуры затруднялись давать правовые оценки аналогичным надписям[162]. В том же 2009 году, при расследовании нападения на русских в московском метро, лингвистическая экспертиза посчитала, что в выкрикиваемом кавказцами лозунге «Вот вам, русские свиньи!» не содержится националистическая подоплека[163], однако годом ранее, в 2008, за рассылку SMS сообщений «Смерть русским свиньям, и тебе мразь!»[164], признанных судом русофобскими[165], на год условно был осужден житель Волгодонска[166]. В 1996 году было прекращено уголовное Дело Новодворской возбужденное по факту публикации «антирусских» статей, тогда как в 2006 году был осужден призывающий убивать русских Борис Стомахин. Противоречивость юридической классификации преступлений на почве ксенофобии отмечалась некоторыми общественным организациям, например, ЛДПР[167] и ДПНИ[168].
4.3. Региональная русофобия в России
Общие тенденции
«Вестник РАН» указывал на то, что региональную русофобию начала 1990-х годов, часто в связке с запугиванием «русским коммунизмом», развивали национальные элиты с целью списать свои злоупотребления и скрыть собственное лакейство перед центральной властью[169], позже, вплоть до 2000-х годов, в республиках Северного Кавказа русофобия была связана с образом «народа-колонизатора», на которого возлагается ответственность за все непопулярные или ошибочные действия власти[170].
Чечня
В 1990-е гг. подобные нацистские лозунги появились в сепаратистской Ичкерии («Русские, не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки», — такая надпись, выложенная белым камнем, при Дудаеве находилась при въезде в Грозный)[171] и сопровождались массовым насильственным «выдавливанием» русскоязычного населения из Чечни[14][172], которое было практически полностью закончено к 2005 году[173]. В 2000-х годах депутат Самарской губернской думы Светлана Кузьмина отмечала сильную неприязнь к русским чеченцев-участников незаконных вооруженных формирований[174]:
Боевики говорили, что лично к ней не имеют никаких претензий. «Ты виновата только в том, что русская», — повторяли они.
Политолог Сергей Маркедонов отмечал, что антизападные высказывания в среде чеченских боевиков были так же часты, как и русофобские[175], однако, редко кто из террористов-ваххабитов был осужден за русофобию[176]. Специалисты[177] и ряд публицистов[178][179] считали, что многие чеченцы длительное время являлись идеологическими русофобами[180], на факты проявления чеченской русофобии указывали некоторые правозащитники, так, по данным «Московской хельсинкской группы», миграция русских из довоенной Чечни 1991—1993 годов была, прежде всего, вызвана насильственным выдавливанием всего русскоязычного населения, сопровождавшимся этническими чистками, причиной которых была «низовая» русофобия чеченцев[181], ассоциирующих русских с «народом-колонизатором».