1.6. Обретение королевской короны
Чехия и Моравия и их соседи в 1138 — 1254 годах
После того, как в 1055 году умер князь Бржетислав I, Чешское княжество оказалось раздроблено на несколько частей[35]. За время феодальной раздробленности престиж князя Чехии значительно ослабел, при этом правители княжества зависели от воли императоров Священной Римской империи[36]. Хотя князья Вратислав II и Владислав II, соответственно прадед и отец Пржемысла Оттокара, во время своего правления получили от императора королевский титул, он был личным, а не наследственным[35].
Однако, после смерти императора Генриха VI политическая ситуация в Священной Римской империи изменилась. Началась борьба за императорскую корону между его братом Филиппом Швабским и Оттоном Брауншвейгским, что привело к падению политической силы её правителей[7]. Многие имперские князья воспользовались данной ситуаций для того, чтобы упрочить свою власть. Среди них оказался и Пржемысл Отакар[4][5].
Первоначально Пржемысл Отакар поддержал претензии на корону Филиппа Швабского, за что, по решению Филиппа, был 15 августа 1198 года[2] в Майнце коронован как король Чехии. По этому случаю Чехии был дан ряд привилегий, документальное подверждение которых не сохранилось, но их отголоски можно найти в так называемой «Золотой сицилийской булле» 1212 года[37].
Согласно полученным привилегиям, король Филипп обязался за себя и своих преемников не вмешиваться в избрание новых королей Чехии, оставляя за правителями империи только право торжественного утверждения короля. Власть короля в Чехии становилась наследственной. Кроме того, за королём закреплялось также право светской инвеституры на назначение чешских епископов[9][4][5][38].
В первые же годы правления Пржемысла Отакара разрешилась ситуация в Моравии. В 1198 году умер Спитигнев Брненский. Вскоре умер и брат Спитигнева, Святополк[19]. В 1200—1201 годах по неизвестным причинам умерли князья Оломоуцкие Владимир и Бржетислав. Единственный же сын Бржетислава, Зигфрид, возможно, не без нажима на него Пржемыслом, выбрал духовную карьеру[39]. Поскольку в Моравии угасли правившие там ветви Пржемысловичей, она полностью оказалась под управлением маркграфа Владислава Генриха[40].
1.7. Развод с Адельгейдой Мейсенской и новый брак
Получив королевскую корону, Пржемысл Отакар вскоре развёлся со своей женой, Адельгейдой Мейсенской, от которой он имел сына и трёх дочерей[2]. Формальным поводом для развода послужило близкое родство (в четвёртой степени). О действительных причинах развода мнения историков расходятся. По мнению одних, причиной была «неукротимая чувственность» Пржемысла[41][42], по мнению других — новые королевские амбиции и стремление создать новую королевскую семью[43].
Новой избранницей Пржемысла стала принцесса Констанция Венгерская, сестра венгерского короля Имре. Брак был заключён до 1199 года[2]. Для того, чтобы защититься от претензий о незаконности брака и стремясь обеспечить детям от этого брака право наследования, Пржемысл Отакар обратился к папе римскому Иннокентию III за разрешением[43]. В том же году папа в своём письме французскому духовенству упомянул «герцога Богемии», который, как и король Франции Филипп II Август, отказался от своей жены и принял прелюбодеяние[43].
Адельгейда, разведённая жена Пржемысла Отакара, вместе с детьми отправилась ко двору брата, маркграфа Альбрехта II Мейсенского. С этого момента Веттины стали непримиримыми врагами Пржемысла Отакара[4][44].
1.8. Между Гогенштауфенами и Вельфами
В 1201 году папа Иннокентий III, который до этого занимал выжидательную позицию, неожиданно принял сторону Оттона Брауншвейгского, после чего многие сторонники Филиппа Швабского стали покидать его. В их числе оказался и Пржемысл Отакар, перешедший в стан Вельфов. С этого времени он начал политику лавирования между двумя кандидатами на императорский престол, которой придерживалось подавляющее число имперских князей[45].
В ответ король Филипп Швабский по просьбе Веттинов в апреле 1203 года объявил, что признаёт правителем Чехии Депольта III, который происходил из династии Депольтичей, боковой ветви Пржемысловичей. Депольт поддерживал Веттинов во время развода Адельгейды и Пржемысла, но в 1202 году вместе с семьёй был вынужден покинуть Чехию. Однако реальной возможности занять трон у Депольта не было, это провозглашение так и осталось формальностью. Пржемысл Отакар принимал участие в военных действиях против Филиппа Швабского, а в мае 1203 года, во многом благодаря его действиям, армия Филиппа Швабского потерпела поражение в Тюрингии. А 24 августа папский легат вторично короновал Пржемысла Отакара в Мерзебурге[46]. В свою очередь, Оттон Брауншвейгский подтвердил все ранее предоставленные Филиппом королевские привилегии[5]. В апреле 1204 года королевский титул Пржемысла был признан официально в папской булле[4]. Сложившуюся благоприятную ситуацию Пржемысл Отакар пытался использовать, попросив папу возвести Пражское епископство в архиепископство, однако тот не ответил на прошение. Выполнил папа только просьбу короля Чехии о канонизации основателя Сазавского монастыря Прокопа[46].
Во второй половине 1204 года, однако, инициатива перешла к Филиппу Швабскому. Вельфская коалиция начала распадаться. Филипп напал на ландграфа Тюрингии Германа I, одного из поддерживающих Оттона Брауншвейгского князей. Пржемысл Отакар выступил на помощь Герману, но был вынужден отступить. Король Оттон же никакой помощи своим союзникам не оказал. Кроме того, в Чехии вспыхнуло восстание, которое возглавлял Депольт III. В итоге Пржемысл Отакар вновь перешёл на сторону Филиппа, в ответ Филипп отменил предыдущее пожалование Чехии Депольту. 6 января 1205 года в Ахене архиепископ Кёльна Адольф Альтенский повторно короновал и помазал Филиппа Швабского, что окончательно убрало все препятствия перед Филиппом[к 2], преимущество было на стороне Филиппа[4].
В декабре 1207 года было объявлено о помолвке Кунигунды, дочери Филиппа Швабского, и Вацлава, сына Пржемысла Отакара. На лето 1208 года был назначен поход, который должен был окончательно сломить сопротивление Вельфов. Но 21 июня 1208 года на свадьбе племянницы Филиппа в Бамберге пфальцграф Баварии Оттон VIII фон Виттельсбах заколол короля Филиппа. Причиной этому послужило несдержанное Филиппом обещание Оттону выдать за него свою дочь[15][47].
Гибель Филиппа заставила его сторонников изменить планы[47]. Филипп не оставил сыновей для наследования власти, лишь дочерей. Единственным кандидатом на императорскую корону остался Оттон Брауншвейгский. Для того, чтобы избежать анархии, партия Гогенштауфенов признала королём Германии Оттона, который женился на Беатрисе Старшей, старшей дочери Филиппа. Пфальцграф Оттон, убийца Филиппа, был отлучён от церкви и обезглавлен в Регенсбурге в 1209 году[48]. После смерти Филиппа в Франкфурте 11 ноября 1208 года все имперские князья признали королём Оттона. После этого он 4 октября 1209 года был коронован в Риме императорской короной папой. При этом папа признал за королём право инвеституры и принятия апелляции по всем духовным делам. Пржемысл Отакар также поддержал выбор Оттона, однако отношения с императором остались довольно холодными. Однако Оттон не сдержал данных папе обещаний и заявил претензию на верховные права над Италией, из-за чего Иннокентий III 18 ноября 1210 года отлучил его от церкви, после чего призвал имперских князей выбрать нового правителя[15][49].
1.9. Золотая сицилийская булла
Золотая сицилийская булла
Вскоре отношения Пржемысла Отакара с императором окончательно испортились. Оттон Брауншвейгский по инициативе мейсенского маркграфа Дитриха I, брата разведённой жены Пржемысла Отакара, на рейхстаге своих сторонников в Нюрнберге, объявил о лишении чешского короля владений, которые передавал его сыну от первого брака Вратиславу. Однако возможности претворить это решение в жизнь у Оттона не было[4].
К весне 1211 года образовалась коалиция недовольных императором Оттоном имперских князей. Во главе этой партии стояли Пржемысл Отакар, архиепископ Майнца Зигфрид и ландграф Тюрингии Герман I. Они открыто восстали против императора Оттона, опираясь на авторитет папы и короля Франции Филиппа II Августа. Несмотря на то, что армия пфальцграфа Генриха, брата императора, опустошила владения архиепископа Зигфрида, коалиция росла. Летом к ним присоединились герцог Австрии Леопольд VI и герцог Баварии Людвиг I. В сентябре они собрались в Нюрнберге, где состоялись предварительные выборы нового короля Германии. Выбор пал на короля Сицилии Фридриха II Гогенштауфена, сына покойного императора Генриха VI, который был избран королём Германии и будущим императором[15][к 3]. В начале 1212 года Фридрих II прибыл в империю, где количество его сторонников постепенно возрастало. Во время этого путешествия он стал вознаграждать наиболее преданных сторонников, в число которых вошли и Пржемысл Отакар с братом Владиславом Генрихом[52].
26 сентября 1212 года в Базеле Фридрих II выдал Пржемыслу Отакару и Владиславу Генриху три документа, которые были скреплены золотой печатью короля Сицилии с изображением быка (лат. bula). Из-за этой печати документы вошли в историю как «Золотая сицилийская булла»[52]. Поскольку в империи в те времена не существовало особой печати, Фридрих II использовал для издаваемых им документов личную печать[51]. Все эти документы дополняют друг друга, по сути представляя собой единое целое. По мнению некоторых чешских историков черновой вариант буллы был создан в Чехии, однако он не сохранился[53]. На титульном листе буллы написано на латыни: «Fredericus divina favente clementia Romanorum imperator electus et semper augustus, rex Sicilie, ducatus Apulie et principatus Capue»[к 4]. Золотая сицилийская булла, в первую очередь, регулировала положение чешского короля, чешского государства и Священной Римской империи[54]. Кроме того, Пржемысл Отакар получил подтверждение привилегий, дарованных ранее по грамотам Филиппа Швабского и Оттона Брауншвейгского: королевского титула для себя и для своего потомства; подтверждение свободного выбора королей Чехии, а также право светской инвеституры епископов Праги и Оломоуца; в булле также устанавливались границы чешского королевства. За королями Чехии закреплялся статус имперских князей и звание чашников империи, при этом король был обязан являться только на те императорские рейхстаги, которые проходили в городах Бамберг, Нюрнберг и Мерзебург, причём приглашение на них должно быть послано не позднее, чем за 6 недель до их начала. Король Чехии был обязан выставлять 300 всадников для «римских походов», однако король имел право вместо этого заплатить 300 гривен серебра[5]. Также Фридрих в качестве компенсации за понесённый Пржемыслом Отакаром урон в войне против Оттона Брауншвейгского получил во владение ряд владений в Мейсенской марке[4]. Брат Пржемысла Отакара, Владислав Генрих, получил подтверждение своего положения маркграфа Моравии и имперского князя[53].