Смекни!
smekni.com

Реформы Петра 1 13 (стр. 5 из 6)

Все же радикальное изменение, в отличие от простой эксплуатации церкви и её ресурсов, наступило только в самые последние годы правления. В январе 1721 г. был издан указ фундаментальной важности, «духовный регламент»: он ставил руководство и контроль над церковью в России на основу, которой не суждено было измениться по сути в течение следующих двух столетий. Этот длинный духовный документ был основан на предложениях, разработанных Прокоповичем с 1718 г., и принят с изменением некоторых деталей царем. Его центральным достижением было создание для церкви руководящего органа — Святейшего правительствующего Си­нода,подобного административным коллегиям с юрисдикцией по различным воп­росам светских дел, которые начали появляться в 1718—1719 гг. Синод должен был заменить патриарха и церковные советы, которые существовали в прошлом и вла­дели юрисдикцией во всех духовных вопросах и в контроле над собственностью церкви. Теоретически Синод обладал всеми полномочиями патриарха. Но он дей­ствовал не как независимая власть, каким был патриарх XVII ст., а работал как под­чиненный Петра. Именно это подчинение и было для царя сущностью нового веде­ния государственных дел. Новый режим был проведен решением Петра, действую­щим в качестве высшей и неконтролируемой власти, которой он теперь требовал. Не было созвано никакого церковного совета, чтобы обсудить изменения, проводи­мые в 1721 г.

Ко времени своей смерти царь прочно соединил церковную администрацию со структурой централизованной бюрократии, которую он создал в значительной сте­пени без какого-либо разработанного плана в России. Это имело некоторые конст­руктивные результаты, особенно отмеченные ростом использования церковных ресурсов для образования. Но они были достигнуты ценой сильного истощения церкви и ее оставшейся духовной живучести, а также сильно ограниченного вклада, который она могла бы внести в российскую жизнь в будущем. Впредь живые силы религиозного чувства, в значительной степени искаженные доминирующим госу­дарственным механизмом официальной церкви, находили выход преимуществен­но в различных формах мистицизма, многие ил которых были сектантскими, само­углубленными и даже анархическими. Петр добился победы в делах церкви, как и во всех остальных делах, за счет психологической цены, которая должна быть опла­чена, только когда косное традиционное общество радикально порвет с прошлым.

3.Интеллектуальная и культурная жизнь.

Как было отмечено, далеко идущее преобразование интеллектуальных и куль­турных аспектов российской жизни успешно началось задолго до рождения Пет­ра. Ко второй половине XVII столетия реформаторские силы были слишком мощ­ны, чтобы им противостоять; и путь, которым они могли бы усилить Россию, стал слишком очевидным для любого правителя, чтобы желать выступить против них. Петр делал немного, по крайней мере, до своих более поздних лет, чтобы усилить на самых глубоких уровнях новое движение. То, что он делал, — так это одобрял некоторые аспекты этого движения за счет других и сделал попытку, в течение большей части своего правления, развить некоторые его стороны для своих соб­ственных целей.

Вкусы и склонности Петра, ситуация, в которой он находился сам, отражались и на западноевропейских книгах, переведенных на русский язык в начале XVII сто­летия. Было сделано беспрецедентное число переводов, Петр придавал им огром­ное значение, организовывал и поощрял их осуществление. Подобно требованию к обычным русским книгам избегать ненужных «цветистых выражений», высказан­ному в инструкции Петра, так и о русском языке, используемом в переводах иност­ранных книг, говорится, что он должен избегать «высоких славянских слов» и ис­пользовать «не высокие слова», а простую русскую речь. Упрощенный «гражданс­кий алфавит» (в отличие от церковнославянского), введенный в 1700 г., — еще одно отражение этого отношения: Петр ясно приказал, что книги, которые говорят об исторических, коммерческих или военных предметах, должны печататься на нем. Приказ выполнялся не всегда, но такое отношение имело реальное значение. Это помогало заложить основы грамотности, которая, хотя и ограниченная, была все же более широкой, чем в прошлом. Особо важно то, что это была грамотность, не со­средоточенная на религиозных целях и чтениисвященных текстов.

Также проведена была реформа календаря,счет годам должны были вести от «Рождества Христова», вместо применявшегося тогда в России счета от так назы­ваемого «сотворения мира». Новый год было велено начинать с 1 января, тогда как до того праздновали его 1 сентября. Новый календарь введен был с 1700 года, и Новый год праздновали 1 января.

Любое существенное и длительное изменение в русской интеллектуальной жиз­ни должно было зависеть от уровня образования. Петр приложил усилия, чтобы достигнуть в этом победы, но успех был очень ограничен. Только в одном виде, в техническом обучении, направленном в значительной степени на потребности воо­руженных сил, было достигнуто много. Школа математики и навигации (чьи уче­ники использовались не просто как навигаторы, но и как архитекторы, инженеры и гидрографы) была основана в Москве в 1701 г. Военно-морская академия, основан­ная в Санкт-Петербурге в 1715 г., как в основном и предполагалось, в значительной степени завершила работу Московской школы, обеспечивая практическое обуче­ние на кораблях: это также имело значительный успех, хотя жесткая дисциплина побуждала многих учеников к прогулам и бегству. Кроме прямых требований ар­мии и флота, военные усилия вообще стимулировали и другие виды образования с менее ориентированным на военные цели характером: ряд лингвистических школ, которые в 1715 г. подготовили приблизительно 250 молодых русских переводчиков с некоторым знанием иностранных языков; Медицинская школа вМоскве, откры­тая в 1701 г.; Школа горной промышленной промышленности, основанная в 1716 г.

Это были значительные достижения. Однако деятельность этих учреждений не решала полностью проблемы. Большинство новых школ были малы, и многие из них (Морская академия, например) обслуживали почти исключительно сыновей военного и чиновничьего сословий. Для выходцев из более низких социальных и интеллектуальных слоев было очень трудно добиться продолжения образования. В 1714 г. было определено указом, что по два дипломированных специалиста Москов­ской навигационной школы должны будут посылаться в каждую провинцию, что­бы преподавать «цифирь» (арифметику) и основы геометрии сыновьям помещи­ков и должностных лиц. Это было краеугольным камнем честолюбивого плана вы­нудить правящий класс обеспечить сыновей по крайней мере элементарным обра­зованием. Это подкрепилось одним из самых печально известных и типичных для Петра указов — без свидетельства об удовлетворительном окончании курса обуче­ния ни один молодой человек благородного или дворянского происхождения не имел права жениться. Однако факт, что «цифирные» школы были открыты также для представителей других классов, вел к сильной оппозиции со стороны землевла­дельцев, которые делали много, чтобы уменьшить их эффективность.

В Петровской России было невозможно создать действительно обширную систему образования, даже на относительно низком уровне. Наличие денег и образо­ванных преподавателей — вот наиболее важные условия для такого новшества, от­сутствие которых резко сужало пределы достижений; и вспыльчивость Петра, и недостаток постоянного внимания к предмету затрудняли любое длительное про­движение вперед.

Эта реформа, со всеми своими недостатками, имела тем не менее преимущест­во — было выпущено значительное количество учебников различного вида. Глав­ное — что это были национальные российские учебники, а не переводы или адапта­ции иностранных трудов.

Потребность укрепить Россию, заимствуя иностранные методы и технологии, была теперь усилена увеличившимся желанием полностью понять то, что было уже заимствовано. Во время длительной поездки 1697—1698 гг. Петр восхищался мас­терами Западной Европы; но время поездки по Францию и Нидерланды в 1717 г. он изучал и анализировал то, что видел, с большим интересом.

Петр также начал впервые проявлять серьезное отношение к искусствам. И 1716 г. он азартно покупал картины через агента в Амстердаме. В том же году он просил великого герцога Козимо III Тосканского позволить молодым русским изучать жи­вопись в Академии во Флоренции. Двумя годами позже другой агент покупал для него картины и статуи в Риме и пытался завербовать скульпторов и живописцев для работы в России, где строительство Санкт-Петербурга обеспечивало возмож­ности для таких мастеров. Интерес Петра к прошлому также возрос в его более по­здние годы. Новые интеллектуальные и культурные силы для работы в России на­шли как символический, так и географический центр в Санкт-Петербурге.