Непосредственным местом обитания людей было жилище – большое или маленькое, богатое или бедное, в зависимости от экономического положения и социального статуса его обитателей. Строительные материалы (дерево, глина, камень, дёрн или их сочетания), а также техника строительства варьировались в зависимости от местных ресурсов, однако каменные строения появились не ранее 1000-го года, и это были чаще всего церковные здания. Дома определённой конструкции строились из определённых материалов. Небольшие, углублённые в грунт землянки напоминали куполообразные возвышения, сложенные из земли и дёрна. Жилища высшей знати выделялись своими размерами, формой и мастерством постройки. Дома часто украшались великолепной резьбой и покрывались яркой краской. Наиболее полное представление об этом можно получить благодаря сохранившимся остаткам древних церквей, в особенности церкви Урнес в Западной Норвегии, церкви Хемсё на Готланде и Хёрнинг в Северо-восточной Ютландии. Не отставали от них, по всей видимости, и мирские дома. Дом внутри обычно состоял из нескольких помещений, в которых царила полутьма, поскольку слуховые окна были малы, их было немного, и они почти не пропускали света. Немного света давали и отверстия в крыше, через которые выходил дым от очагов и печей. Огонь очага также освещал внутренность дома. Если света требовалось больше, например, при выполнении какой-нибудь ручной работы, то, вероятно, зажигались масляные лампы. Кроме того, в ходу были восковые свечи, которые стоили дорого, а также более дешёвые сальные свечи. Очаг обычно находился в центре общей жилой комнаты. Он располагался на чуть приподнятой над полом четырёхугольной площадке и служил, главным образом, для приготовления пищи и обогрева помещения. В некоторых домах, помимо открытого очага, у стены находилась небольшая, округлой формы печь, служившая для тех же целей. Иногда она заменяла очаг. Дым от очага и от печи, прежде чем выйти наружу через отверстие в крыше, распространялся по жилью, и в зимние периоды, когда люди большую часть времени находились внутри дома, они постоянно страдали от лёгкого отравления. Пол был земляной, хорошо утрамбованный и, вероятно, покрытый соломой. Вдоль стен шли выступающие земляные возвышения, обложенные деревом. В небольших домах ширина их не превышала ширины обычной скамьи, а в больших богатых домах могла доходить до полутора метров. На этих возвышениях обитатели обычно проводили большую часть времени, а пол использовался лишь для прохода по нему. Такие возвышения уберегали от холода и сквозняков. Это стало очевидно после экспериментальных попыток пожить в реконструированных жилищах эпохи викингов. Стены некоторых домов были покрыты деревянными плахами с резьбой. Они описаны в скальдическом стихе «Хюсдрапа», созданном в Исландии в конце 900-х годов. Возможно, эти плахи выглядели как те, что были найдены в Исландии, в Флататунга, и, скорее всего, находились в церкви. Основное убранство дома состояло из тканей и шкур (настенные ковры, покрывала, подушки), а также ларцов и сундуков с висячими замками. Они были единственной меблировкой дома в те времена, и в них хранились вещи. Спальные места находились на возвышениях у стен, где на ночь расстилали постель. В доме часто имелся ткацкий станок, а на полках расставлялась домашняя утварь. Имелись ещё и низкие лавки, для сидения. Представления о том, какие вещи можно было увидеть в усадьбе короля, нам дают археологические исследования могилы знатной женщины в Усебергском кургане в Южной Норвегии, относящейся к 834 году. Большая часть вещей здесь – из дерева. Они украшены резьбой, а некоторые из них снабжены рисунками или отделаны металлом. Здесь же найдены ткани и металлические изделия. Это вещи внутреннего убранства дома, посуда для приготовления пищи, приспособления для ручной работы, выполняемой знатной женщиной, а также средства передвижения: корабль, повозки, сани. Имеются здесь и орудия труда, необходимые в усадьбе. Найдено множество сундуков, не менее пяти кроватей (складных), перины (набитые пухом и пером), стул, высокие масляные лампы, ткани, котлы, сковороды, вёдра, бочки, корыта, ковши, ножи и многое другое, не считая съестных припасов. [№14,с. 41-42].
Во время празднеств пирующие сидели за столом. Пир у скандинавов протекал буйно и необузданно. Зала длиной 18-19 метров, у продольных стен на возвышениях были расставлены скамьи, а в центре одной из стен имелось сидение для короля или его представителя. Места распределялись согласно рангу и знатности. На скамьях лежали подушки, а на стенах висели ковры с изображениями сцен из жизни богов и героев. Перед скамьями стояли длинные, богато уставленные яствами столы, а слуги вносили всё новые и новые блюда из соседних помещений. Посреди зала пылал огонь в очаге, и к тому же зал освещался со всех сторон масляными лампами, восковыми свечами или факелами. Люди были одеты в праздничную одежду и увешаны драгоценностями. Подавались алкогольные напитки, пиво, мёд, вино, а также разнообразные мясные блюда. Мясо могло подаваться варёное, жареное, вяленое, солёное, печёное или сквашенное. Подавались также рыба, хлеб, каша, молочные блюда, овощи, фрукты, ягоды и орехи. Блюда сдабривались солью и пряностями. Например, в Усебергском захоронении были обнаружены тмин, перец и горчица. Скальды, во время пира произносили стихи, за столом рассказывались истории, возможно, музыканты играли на лире или флейте. Пир был средоточием многих важных событий. На нём заключались договоры, завязывались дружеские отношения, вспыхивала вражда, планировались будущие брачные союзы.
Повседневная жизнь семьи норманнов изо дня в день, из года в год являлась непрерывной борьбой ради поддержания жизни: для того, чтобы у каждого была крыша над головой; всем было тепло и было, чего поесть. В течение долгого времени было легко добыть пищу, но много времени тратилось на то, чтобы ее приготовить, и еще нужно было заранее позаботится о длительной зиме: собрать, насушить и складировать пищу.
Наиболее важной из выращиваемых зерновых культур являлось зерно. Ячмень, пшеница, рожь и гречиха тоже были среди выращиваемых растений. Зерновые эпохи викингов выглядели несколько иначе, чем сейчас - в них было больше стебля и меньше самих зерен. Зерно в те времена росло так же хорошо, как и сейчас, и, соответственно, стало той пищей, которую легко вдоволь запасти на зиму. Нетрудно видеть - легко показать, что Викинги пихали зерно/муку в большинство блюд: в кашу, суп и к мясу и, что покажется Вам наиболее странным, в хлеб. Местами выращивали и овощи. Некоторые выращивали зеленый горошек, конские бобы, чеснок, дягиль, хмель, пастернак и морковь. Яйца, молоко, мясо и жир для каждодневного приготовления пищи получали от птиц и крупного рогатого скота, тех же, что разводят сейчас. Мясо домашних животных не входило тогда в каждодневный рацион, поэтому рыба, яйца домашней птицы и дичи приветствовались в качестве дополнения к каше.
В эпоху Викингов большая часть страны была покрыта дубравами, ельниками и буковыми зарослями. Поэтому женщины викингов собирали семена, ягоды с кустарников, лесные орехи, грибы и даже желуди. Мужчины же в свободное время охотились, устраивали поединки, играли в настольные игры, вели беседы. Также женщины занимались рукоделием или какой-нибудь другой ручной работой. В определённом отношении женщины пользовались статусом, совершенно немыслимым в большинстве стран мира. Арабы, посещавшие поселения викингов в 10 веке, с изумлением отмечали ту степень свободы, которой женщины пользовались в семейной жизни. По закону, женщины могли владеть землёй и часто в одиночку обрабатывали её, когда их мужья отплывали за море – торговать или воевать.
Торговля и города. Торговля с зарубежными странами – от Восточной Европы до Азии – началась ещё задолго до эпохи викингов. Примерно в550 или в 600 году н.э. купцы из Скандинавии основали несколько центров на основных торговых путях Скандинавии: Бирка в Швеции, Каупнаг в Южной Норвегии, остров Готланд в Балтийском море, Хедебю, на территории в то время принадлежащей Дании. По словам археолога Томаса Макговерна из нью-йоркского Хантер-коледжа, это были большие рынки. В течение всего года население этих посёлков было малочисленным, зато в торговый сезон здесь наблюдалась кипучая деятельность. Всё это напоминало «огромные ярмарки», пишет он. Они проводились главным образом в конце зимы, когда работы на фермах было немного, появлялось свободное время, а коньки, лыжи и сани позволяли быстро доехать до места или доставить груз. Кельты, франки, саксы, славяне и арабы привносили в атмосферу этих ярмарок свои привычки, обычаи и культуру. Они меняли серебро, шёлк, вина и мечи на пушнину, янтарь, изделия из кожи и поделки местных умельцев. Эти купцы комментировали порядки и обычаи своих партнёров, да и их самих тоже. Известен факт пребывания на территории современной Дании путешественника - араба Аль-Таруши. Он сообщал о том, что большинство жителей города Хедебю — язычники, христиан мало, что "в честь своего божества они закатывают пиры, едят и пьют. Тот, кто совершает жертвоприношение, режет быка, овцу, козу или свинью, — вывешивает тушу на столбах перед своим жилищем, дабы все убедились, что он принес жертву богу". По мнению Аль-Таруши, "городу недостает роскоши и богатства". Он отмечает варварский обычай бросать новорожденных в море. Самое ужасное впечатление оставили на него песни викингов, арабскому интеллектуалу казалось, что он слышит "звериный вой". [http://ancient.holm.ru/topics/articles/14_scandinav/atcl_scandinav_02.htm]