Смекни!
smekni.com

История Квебека (стр. 4 из 5)

Великая Депрессия и Вторая мировая война (1929-1945)

Великая депрессия 1929 года сильно ударила по Квебеку, как и по всем другим промышленно развитым странам. С 1929 года по 1933 год (в разгар депрессии), безработица увеличилась c 3 % до 25 %, а заработная плата снизилась на 40 %.

В 1931 году, без фанфар, Канада приобрела полный суверенитет по Вестминстерскому статуту и стала хозяйкой своей внешней политики, которая ранее находилась в руках Соединённого Королевства. Однако, Канада по-прежнему медленно принимала символы суверенного государства. Например, и после 1931 года, Канада сохранила гражданство, флаг и национальный гимн Великобритании. Эти пережитки колониального прошлого были постепенно заменены на канадские: в 1947 году было введено национальное гражданство, в 1964 году флаг, и в 1980 году национальный гимн. Само собой разумеется, что франкоканадцев Квебека не устраивали эти пережитки колониального прошлого, и именно они инициировали дискуссии, которые привели Канаду к постепенному отходу от британских атрибутов колониализма.

В 1930-е, франкоканадский национализм, который проповедовал Анри Борасса, постепенно превращается в Квебекский национализм, так как франкоканадцы в других провинциях ассимилировались. Был сделан вывод, что только правительство провинции может защитить их от ассимиляции. Кроме того, Квебекский национализм усиливался экономической депрессией, поскольку считалось, что федеральное правительство слабо реагирует на депрессию.

Депрессия начала проходить с началом Второй мировой войны. Война привела к почти неограниченному спросу на продукты питания, одежду, оружие и боеприпасы. Процветание вернулось, безработица исчезает и заработная плата увеличивается. Война, однако, увеличила разрыв между английской и французской Канадой. Англоканадцы поддержали участие канадских войск в войне в Европе, франкоканадцы нет. В 1939 году, чтобы объявить вступление Канады в войну, премьер-министр Макензи Кинг пообещал франкоканадцам, что они не будут призываться против их воли. Тем не менее, в 1942 году, ощутив растущую потребность в рабочей силе, федеральное правительство пересмотрело своё обещание путем плебисцита, прося всех канадцев освободить его от своего обещания, данного франкоканадцам. Квебек отклонил большинством в 71 % (85 % франкофонов), а канадцы из других провинций согласились большинством в 80 %. Многие квебекцы поняли, что их число уже недостаточно, чтобы быть услышанными в Оттаве. Квебекский национализм соответственно усилился.

Период Дюплесси (1945-1960)

Этот период характеризуется долгим правлением Мориса Дюплесси, премьер-министра Квебека. Политические идеи Дюплесси:

· Ультраконсерватизм, который проявлялся в тесном контакте с работодателями и в частности, с американскими компаниями, которые вкладывают значительные средства в Квебек;

· Ультраконсервативная социальная политика оставляла мало места для вмешательства государства в области образования, здравоохранения и поддержки уязвимых групп населения, консервативная образовательная политика, значительная часть образования по-прежнему оставалась под контролем католической церкви;

· Вызов тенденции централизации. Федеральное правительство расширило федеральное налогообложение за счёт полномочий провинций, особенно во время войны. В 1945 году федеральное правительство собирало 83 % налогов, в то время как провинции 7 %, и муниципалитеты 10 %.[1] Федеральное правительство, пользуясь своими финансовыми средствами, вмешивалось в области провинциальной юрисдикции. Морис Дюплесси категорически возражал против такого вмешательства. Чувство квебекского национализма выразилось в создании партии, выступавшей за независимость Квебека.

Экономически это был период процветания в Квебеке. Заработная плата росла быстрее, чем инфляция, улучшились условия труда, появился оплачиваемый отпуск и пенсионные планы. Квебек перенимает американский образ жизни. Количество обладателей автомобилей и бытовой техники (холодильников, электрических плит, радиоприемников, телевизоров и телефонов) быстро возрастает.

4.7. Реформы в Квебеке

В 1960 году, после прихода к власти в Квебеке Либеральной партии во главе с Жаном Лесажем, начался период серьёзных экономических, политических и социальных реформ. Этот период часто называют «Тихой революцией».

Квебек увидел новый период процветания. Заработная плата продолжает расти быстрее, чем инфляция и массовое вступление женщин на рынок труда серьёзно увеличило доходы домохозяйств. Под влиянием американских телесериалов американский образ жизни получает широкое распространение в провинции Квебек, потребление стремительно растёт. Рост доходов населения также повысил поступления налогов, которые обеспечили проведение многих реформ, которые осуществлялись в течение этого периода.

В 1961 году контроль над экономикой Квебека переходит к франкофонам. 45 % компаний, созданных в Квебеке, принадлежали иностранным инвесторам, 47 % принадлежало англоканадцам и лишь 7 % находились под контролем франкофонов.[1]

Для повышения контроля над экономикой Квебека, провинциальное правительство приступает к осуществлению программы национализации и создания государственных предприятий. Национализация гидроэнергетики на территории провинции было самым сенсационным в этой национализации. Были созданы государственные инвестиционные фонды, такие как Caisse de dépôt et placement du Québec и la Société générale de financement (SGF). Государственные предприятия в сочетании с сильным ростом государственной деятельности в области здравоохранения и образования создали руководящие должности, которые занимали преимущественно франкофоны, что позволило создать класс франкоязычных бизнесменов. Но вмешательство государства происходило также в виде прямого вмешательства (субсидии, беспроцентные займы, помощь при экспорте и т. д.) в целях содействия развитию франкоязычной буржуазии.

Рост провинциального государственного аппарата и рост государственного вмешательства в экономику вызывал много трений с федеральным правительством, особенно с учетом того федеральное правительство было сторонником централизации.

Английская Канада была обеспокоена изменениями, происходящими в квебекском обществе. В 1963 году премьер-министр Канады Лестер Пирсон задал знаменитый вопрос: «Чего хочет Квебек?» и создал Королевскую комиссию по двуязычию и бикультурализму (англ.), чтобы попытаться ответить на этот вопрос и предложил меры для удовлетворения потребностей квебекцев. Осуществление мер только увеличило разрыв между англоканадцами и франкоканадцами Квебека. Англоканадцы считали, что уступки франкофонам чрезмерны, в то время как квебекцы считали, что уступки явно не достаточны и не удовлетворяют их потребностям.

Столкнувшись с постоянными трениями между федеральным правительством и правительством провинции, квебекское националистическое движение превращается в движение за независимость. В 1968 году сепаратисты объединились под руководством Рене Левеска (англ.) в Квебекскую партию. Сепаратистские партии собрали 8 % голосов избирателей в 1966 году, 23 % в 1970 году и 30 % в 1973 году.[1] Эти результаты были недостаточными для захвата власти (у власти оставалась Либеральная партия[2]), но они демонстрировали значительный рост сепаратистской идеологии в Квебеке.

В 1967 году генерал де Голль во время поездки в Канаду сказал, что готов признать независимый Квебек и произнёс знаменитую фразу «Vive le Québec libre» (фр. Да здравствует свободный Квебек) перед восторженной толпой в Монреале.

Некоторые люди выбрали путь насилия для выражения их стремления к политическим изменениям. Однако, эти акты насилия со стороны Фронта освобождения Квебека (FLQ) встречались редко, были разрозненными и были широко осуждены. В октябре 1970 года террористическая группа похитила британского дипломата Джеймса Креста и министра труда Квебека Пьера Лапорта. Лапорт был найден мертвым, на этом террористическая деятельность закончилась. Эти события вошли в историю как Октябрьский кризис.[3] В 1976 году к власти в провинции пришла Квебекская партия.

Квебек в поисках идентичности (1976-по настоящее время)

Период быстрого обогащения был завершен. Несколько факторов способствовали стабилизации и даже во многих случаях сокращению покупательной способности в Квебеке:

· Нефтяные кризисы 1973-1974 и 1979 годов ускорение темпов инфляции и повышение высокие процентные ставки;

· Экономический рост уменьшился;

· Налоги были увеличены для финансирования программ, осуществляемых в период 1960-1975;

· Правительства столкнулось с дефицитом доходов и сократило некоторые социальные программы;

· Глобализация оказывала понижательное давление на заработную плату.

В 1994 году Канада подписала важное соглашение о свободной торговле с США — Соглашение о свободной торговле в Северной Америки (НАФТА). Дискуссии вокруг переговоров по этому соглашению ещё раз показала разногласия между английской и французской Канадой. Англоканадцы как правило, выступали против соглашения, а квебекцы поддерживали его. Благодаря решимости премьер-министра Брайана Малруни, который был квебекцем, договор был заключен.

Экономика провинции Квебек по-прежнему сильно зависела от традиционных секторов, таких, как производство мебели и текстильной промышленности которые успешно приспосабливались к свободной торговли и глобализации. По статистике соотношение занятых и безработных в 2006 году было одним из лучших в истории Квебека.

Растущая мощь транснациональных корпораций и глобализации подрывали способность государственного вмешательства в экономику Квебека. Правительство Квебека, которое постоянно вмешивалось в 1960-х и 1970-х годах в экономику, играло все меньшую и меньшую роль в экономике, предоставляя большую свободу предпринимателям.