Смекни!
smekni.com

Оккупация Германией стран Заподной Европы до начало ВОВ (стр. 2 из 5)

20 сентября генеральный штаб сухопутных войск получил указание Йодля: "Действовать совместно с русскими. Немедленное совместное урегулирование разногласий на месте. Если русские настаивают на территориальных требованиях, мы очистим территорию..."

На следующий день между СССР и Германией было подписано соглашение о демаркационной линии. За эту линию войска должны были отойти к исходу 3 октября 1939 г. Указание Гитлера об эвакуации немецких войск из занятых ими районов за намеченную линию Гальдер оценил как "День позора немецкого политического руководства". Он ничего из захваченного не хотел отдавать, но условия этому не благоприятствовали.

В побежденной Польше нацисты установили Генерал-губернаторство. Генерал-губернатором оккупированных польских областей был назначен доктор Франк, а его заместителем - доктор Зейсс-Инкварт[4].

2. Захват фашистской Германией Дании и Норвегии

Обе воюющие стороны в своих военно-политических расчетах отводили весьма важное место странам Скандинавского полуострова. Господство над этим обширным районом давало большие стратегические и экономи­ческие выгоды для ведения войны: военно-морские и военно-воздушные силы государства, установившего здесь контроль, получали дополнитель­ные возможности базирования, а промышленность — важные виды стра­тегического сырья, в частности, шведскую железную руду и лес. Для германских вооруженных сил Норвегия, кроме того, представляла инте­рес и как фланговая позиция по отношению к Британским островам. В планах воюющих сторон Скандинавский полуостров приобретал боль­шое значение и как плацдарм возможных боевых действий против СССР. В свою очередь, руководство Германии, планируя после завершения опе­рации на Западе начать войну против СССР, рассчитывало использовать этот район для захвата Советского Заполярья и блокады морских, пу­тей в Баренцевом море.

1 марта 1940 г. была подписана директива на проведение операции против Норвегии и Дании под кодовым наименованием «Везерюбунг» («Учения на Везере»). Удар предполагалось нанести одновременно по этим странам с широким использованием морских и воздушных десантов. Предназначавшиеся для этого сухопутные войска (9 дивизий и бригада) объединялись в 21-ю армейскую группу под командованием генерала Н. Фальконхорста. В операции также должен был участвовать военно-морской флот в составе 96 боевых и транспортных кораблей, 35 подвод­ных лодок 10-й авиационный корпус 5-го воздушного флота, имевший 500 боевых 500 транспортных самолетов. Немецко-фашистское коман­дование возлагало большие надежды на действия пятой колонны — норвежских фашистов во главе с В. Квислингом[5].

Норвежский план обороны исходил из того, что западные союзники воспрепятствуют установлению господства Германии на севере Европы, не допустят вторжения вермахта в Норвегию. Ее вооруженные силы были невелики и не могли длительное время отражать удары противника. Су­хопутные войска имели 15 тыс. человек, предусматривался призыв в ар­мию 100 тыс. резервистов, военно-воздушные силы располагали 180 само­летами устаревших образцов. Военно-морской флот состоял из четырех тяжелых крейсеров, 30 миноносцев, 9 подводных лодок, 11 минных загра­дителей и нескольких десятков вспомогательных судов.

Вооруженные силы фашистской Германии 9 апреля 1940 г. без объ­явления войны вторглись в Данию и Норвегию и, не встречая сопротив­ления, стали быстро продвигаться вглубь. В это же время морские де­санты высадились на островах Зееланд, Фюнен и Фальстер.

На совещании высших государственных деятелей Дании, созванном королем Кристианом X после начала вторжения немецких войск, было принято решение отказаться от сопротивления и капитулировать. Суда с десантными войсками в сопровождении боевых кораблей, не встре­тив противодействия со стороны английских военно-морских сил, подо­шли к побережью Норвегии в полосе от Осло до Нарвика. Самый круп­ный морской десант, поддержанный сильным отрядом боевых кораблей, предназначался для захвата столицы Норвегии — города Осло. Герман­ское командование считало, что падение этого важнейшего политического я стратегического центра имеет решающее значение для успеха всей операции. К исходу первого дня немецкие части при активной помощи квислинговцев захватили Осло, Кристиансанн, Ставангер, Берген, Трон­хейм, Нарвик. В руках гитлеровцев оказались основные склады с ору­жием и продовольствием, мобилизационные и оперативные документы норвежского генерального штаба.

И все же, вопреки капитулянтски настроенному высшему командова­нию, отдельные части норвежских войск стойко отражали натиск захват­чиков. Огнем батарей береговой обороны Осло-фиорда был потоплен тяжелый германский крейсер «Блюхер». В районе Тронхейма отряд добро­вольцев четыре недели отбивал атаки противника у форта Хегра. Одна­ко эти одиночные действия не могли изменить общего хода событий. С 9 по 14 апреля немецкие силы вторжения разбили боеспособные войска норвежской сухопутной армии, разгромили или захватили военно-мор­ской флот и авиацию, оккупировали важнейшие экономические и поли­тические центры страны[6].

Нерешительность правительства, прямое предательство ряда видных государственных деятелей и части офицерского корпуса, активная под­рывная деятельность гитлеровской пятой колонны создавали в стране и армии атмосферу неуверенности и растерянности, нанесли непоправи­мый ущерб государству, заплатившему за это потерей независимости.

Англия и Франция не предприняли сколько-нибудь серьезных уси­лий, чтобы предотвратить захват Норвегии гитлеровцами, и не оказали решительной помощи норвежцам в борьбе с оккупантами. Правда, в при­брежных норвежских водах произошло несколько боевых столкновений английских и немецких кораблей, и английская авиация совершила на­леты на вражеские конвои. Однако эти эпизодические действия не могли помешать оккупации Норвегии.

Высадка в Намсусе началась 17 апреля. Не встречая сопротивления,. 6-тысячный отряд войск начал продвигаться к Тронхейму. Немецкая авиация, перебазировавшаяся на норвежские аэродромы, безнаказанно бомбила пункты высадки и маршруты движения колонн противника. Про­движение союзных войск с севера замедлилось.

Тем временем в Северной Норвегии продолжались боевые действия, не; приносившие заметного успеха англичанам. В начале мая сюда дополни­тельно прибыли французские подразделения и польская бригада, достав­ленная из Франции. Количество союзных войск достигло 25 тыс. человек. В прибрежных водах находились значительные силы флота. В мае союз­никам удалось потеснить противника и создать выгодные позиции для за­хвата Нарвика. Однако начавшееся 10 мая наступление немецких войск на западном фронте побудило командование союзников взять курс на вывод всех своих сил из Норвегии. Но было признано необходимым все же захватить Нарвик, чтобы улучшить условия для эвакуации частей. 28 мая город был взят, а десять дней спустя последние подразделения «союзных войск покинули Скандинавию. Оставшись в одиночестве, нор­вежская армия 10 июня прекратила сопротивление. Норвегия оказалась под властью гитлеровских оккупантов[7].

3. Агрессия против Франции. Поражение англо-французской коалиции

Весной 1940 г. основные силы армий противоборствующих империалисти­ческих государств Европы находились на франко-германской границе, вдоль которой были построены оборонительные полосы: линия Мажино — французами и линия Зигфрида — немцами. Линия Мажино, возведенная на границе Франции с Германией, Люксембургом и частично Бельгией, представляла собой сплошную полосу долговременных фортификацион­ных сооружений. На северной части границы с Бельгией оборонительной системы не было, так как правительство Франции считало эту страну своим союзником, а ее укрепления на границе с Германией — продолже­нием линии Мажино. Линия Зигфрида, состоявшая из долговременных оборонительных сооружений, противотанковых препятствий и противо­пехотных заграждений, проходила от Ахена до Базеля.

Немецко-фашистское командование решило нанести мощный удар по центру расположения союзных армий, рассечь фронт союзников, прижать северную группировку противника к проливам Па-де-Кале, Ла-Манш и уничтожить ее. Главный удар намечалось нанести через Арденны к устью Соммы, т. е. севернее линии Мажино и южнее района развер­тывания франко-британских войск, предназначавшихся для выдвижения в Бельгию.

К началу мая 1940 г. вооруженные силы Германии на западном фронте полностью закончили стратегическое сосредоточение и разверты­вание. На северном его крыле, от побережья Северного моря до Ахена, развернулись две армии группы армий «Б» под командованием генерала Ф. Бока. При поддержке 2-го воздушного флота они должны были за­хватить Голландию, прорвать оборону противника на бельгийской грани­це и отбросить его за линию Антверпен, Намюр.

На главном направлении, в центре западного фронта, в 170-километ­ровой полосе от района южнее Ахена до стыка границ Германии, Люк­сембурга и Франции, заняла исходный район группа армий «А» под ко­мандованием генерала Г. Рундштедта. В ее состав входили три полевые армии и танковая группа П. Клейста. Войска этой группы армий полу­чили приказ при поддержке 3-го воздушного флота преодолеть Арденны и наступать через территорию Люксембурга и Южной Бельгии, форсиро­вать Маас между Динаном и Седаном и стремительно продвигаться к устью Соммы. На левом крыле фронта сосредоточивалась группа армий «Ц» под командованием генерала В. Лееба. Ее двум армиям предстояло демонстративными действиями сковать силы противника на линии Ма­жино. В резерве главного командования сухопутных сил вермахта оста­валось 42 дивизии, которые в основном предназначались для усиления поиск главного направления[8].